2.2. Этапы в коммуникативном процессе
Технология делового общения, как и в целом технологии, представляет собой процесс с упорядоченной совокупностью этапов. Любой человек при подготовке к выступлению, беседе, переговорам проходит, как правило, три этапа: подготовительный, коммуникативный (общение, проведение выступления) и аналитический (разбор, анализ проведенного общения, выступления).
Первый этап – подготовка к выступлению, общению. Успех или неудача выступления зависит от подготовки к нему. Профессионалы никогда не позволяют себе выступать «на авось», они тратят часы, иногда и дни на подготовку речи, даже если она касается проблемы, которую они хорошо знают. Некоторые ораторы пишут текст, другие обходятся коротким планом, третьи составляют подробный план, который затем заполняют текстом, в котором выверено и продумано каждое слово. В процессе написания текста помните, что письменный язык имеет свой стиль, устный – совершенно иной – разговорный. При подготовке речи всегда помните о целях, которые вы хотите достичь.
Подготовка к выступлению, состоит из следующих операций:
-
определение основной целевой установки выступления – для чего я иду в данную аудиторию?: проинформировать, убедить или переубедить, склонить к своей точке зрения, призвать к каким-либо действиям;
-
определение ведущей идеи, главного тезиса: основной
критерий – глубокое знание обсуждаемой проблемы;
-
определение вида общения: лекция, сообщение, беседа,
переговоры, дискуссия и т.п.
-
сбор информации о собеседниках: их интересах, потребностях,
степени информированности, уровня знаний по обсуждаемой проблеме; что вы можете сообщить им нового и полезного?; какая аудитория будет перед вами: дружелюбная, индифферентная, агрессивная?
-
подбор и систематизация теоретического и иллюстративного
материала: источники информации, которые помогут заполнить пробелы в знаниях по данному вопросу, собственный архив, яркие примеры, эпизоды из личного опыта, оригинальные истории;
-
оценка материала с собственной точки зрения и с точки зрения
собеседников;
-
композиционно- логическое оформление речи:
-
вступление (максимальная лаконичность; вступление должно занимать 5–7% общего времени сообщения, задача: подготовить людей к восприятию сообщения, пробудить интерес к нему, установить обратную связь);
-
основная часть – изложение содержания, доказательство основных положений;
-
заключение – логическое и эмоциональное завершение речи ( цель – обобщить и подчеркнуть значение сказанного, поставить задачи, призвать к непосредственным действиям);
-
доказательство и аргументация (подбор аргументов, при выборе аргументов логическое оформление речи – важный аспект подготовительной части, это – программирование взаимодействия с людьми; люди могут простить оговорку, неверное ударение, но никогда не простят нелогичность, туманность, противоречивость изложения материала;
-
ориентируйтесь на образовательный уровень собеседника и его профессионализм), аналитичность, аргументированность определяют достоверность предлагаемых решений и действий;
-
отработка стиля ( в речи возможно сочетание нескольких стилей: научного, публицистического, разговорного);
-
репетиция – мысленно представить будущих собеседников, их поведение, ход беседы, переговоров.
Второй этап – коммуникативный – проведение выступления, беседы, переговоров:
-
установление контакта с партнером по общению или аудиторией;
-
создание доброжелательной атмосферы общения;
-
изложение материала, собственной позиции, аргументация;
-
диалог участников (для беседы, переговоров);
-
ответы на вопросы;
-
завершение делового общения.
Третий этап – посткоммуникативный – анализ проведенных бесед, переговоров, выступлений.
Выводы
Несмотря на кажущую простоту данной проблемы, выступление в массовой аудитории, особенно в индифферентной, недоброжелательной или агрессивно настроенной, относится к числу самых трудных.
Для плодотворной профессиональной деятельности необходимо научиться взаимодействовать с разными людьми, принимать и понимать друг друга, независимо от своих личных привязанностей; использовать различные коммуникативные технологии для достижения эффективного, гармоничного взаимодействия, и, в конечном итоге, сформировать культуру общения.
В современных условиях владение коммуникативной культурой является важным составляющим репутации руководителя, специалиста: умение ясно излагать свои мысли, умение слушать, умение отвечать на вопросы, умение общаться с разными людьми, с журналистами, умение выступать по телевидению и радио; владение разнообразными технологическими приемами влияния на партнера в деловом взаимодействии, умение гибко менять стратегию и тактику поведения, умение сформировать привлекательный имидж, эффективно использовать невербальные средства общения.
- Глава 1. Технология делового общения: понятия, специфика
- 1.1. Сущность, функции общения
- 1.2. Техники в деловом общении
- Глава 2. Коммуникационный процесс
- 2.1. Основные элементы коммуникативного процесса
- 2.2. Этапы в коммуникативном процессе
- 2.3. Коммуникативные и психологические барьеры в общении.
- 2.4. Коммуникативные навыки и умения
- 25 Советов гуманных межчеловеческих отношений1:
- Управление процессом общения. Уметь заинтересовать собеседника предметом разговора.
- Глава 3. Основные виды современного делового общения
- 3.1. Деловая беседа
- 3.2. Деловые переговоры
- 3.3Деловое совещание
- 3.4.Интервью, пресс-конференции, презентации
- Пресс- конференция.
- 3.5.Деловое общение в конфликтных ситуациях.
- Глава 4. Искусство спора. Дискуссия. Полемика
- 4.1. Основные понятия спора.
- Глава 5. Технология формирования имиджа
- 5.2. Мастерство речи.
- Контрольные Вопросы
- Словарь специальных терминов
- Головин б.Н. Основы культуры речи. – м., 1980. Граудина л.К, Кочеткова г.И. Русская риторика. – м., 2001.
- Льдова (Комарова) л.В. Психология госслужбы // Технология формирования имиджа государственной службы. – м., 1997.
- Шепель в.М. Управленческая антропология. – м., 2000.