logo
komarova учебное пос

Словарь специальных терминов

Аксиома (гр.)

бесспорная, не требующая доказательства истина.

Алогизм (гр.)

нелогичность, несовместимость с тре­бованиями логики; 2) смысловой скачок в речи, попытка доказательства в обход связности и последовательности изложе­ния; может использоваться как стилисти­ческий прием.

Антитезис (гр.)

суждение, которое можно противопоста­вить тезису, доказательство истинности тезиса является опровержением антитези­са и наоборот.

Аргумент (лат.)

логический довод, служащий основанием доказательства.

Аттическое красноречие

одно из направлений в ораторском ис­кусстве Древней Греции. Отличалось изысканностью и умеренностью стиля и больше адресовалось к разуму, чем к чувствам людей. Отличалось сильной ар­гументацией.

Беседа

вопросно-ответная форма изложения темы обучающим при самом активном участии обучаемых.

Виды красноречия

типы устного публичного выступления. Это - лекции, доклады, речи. Доклад (отчетный, научный). Речи: политические, агитационные, митинговые. Наряду с со­циально-политическим и академическим красноречием различают также диплома­тическое, судебное, социально-бытовое и церковное красноречие.

Внушение

заключается в том, что лектор посредством слова (речи) вызы­вает у слушателей сильный раздражи­тельный процесс в ограниченной области коры головного мозга при одновремен­ном торможении в остальной ее части, а затем - целенаправленную психологи­ческую разрядку.

Дебаты (фр.)

прения, обмен мнениями на каком-либо собрании, заседании.

Диалог (гр.)

форма античной риторики, зачинателем которой считается Сократ (469 - 399) наи­более распространенный вид обучения и воспитания в древнегреческих лицеях. Диалог в наше время самостоятельный вид публичной живой беседы, спора за "круглым столом".

Дилемма (гр.)

1) логическое умозаключение, одна из по­сылок которого - условная, а другая ~ разделительная; 2) необходимость выбора из двух (обычно нежелательных) возмож­ностей.

Дискуссия (лат.)

обсуждение какого-либо спорного воп­роса на собрании, в печати, и беседе с целью поиска истины; спор.

Диспут (лат.)

(досл, рассуждать, спорить) - публичный спор на научную или общественно важ­ную тему.

Довод

(доводы или аргументы) - посылки, кото­рые используются в качестве основания.

Доказательство

мыслительный процесс, в ходе которого обосновывается достаточность основания для суждения, истинность которого не яв­ляется самоочевидной. У любого доказа­тельства различают три части: 1) тезис - суждение, подлежащее доказа­тельству; 2) основание - посылки, кото­рые используются для доказательства; 3) аргументация - логическая связь между посылками для выведения тезиса из осно­вания.

Индукция (лат.)

логическое умозаключение от частных, единичных случаев к общему выводу, от отдельных фактов к обобщениям.

Интервьюирование (англ.)

1) проведение беседы, опрос кого-либо с целью опубликования полученных сведе­ний; 2) в социологических исследованиях - процесс сбора первичного материала с помощью интервью.

Интонация (лат.)

характер произношения, существенный элемент выразительности ораторского слова. Бывает восклицательной, вопроси­тельной, повествовательной, шутливой, восторженной. Достигается повышением или понижением голоса, изменением тем­па речи и образует словесно-звучащий ритмический строй. Интонация заметно повышает эмоциональность и зарази­тельность ораторской речи.

Ирония (гр.)

тонкое насмешливое замечание (характе­ристика), высказанное оратором в про­цессе речи. Один из эффективных приемов для оживления выступления, заострения мысли. Ирония бывает мягкой, добро­душной, с издевкой и т.д. и уместна для повышения содержательной эмоциональ­ности публичной речи.

Каузальный

причинный (причинная обусловленность).

Концессия (лат.)

использование доводов или выражений оппонента в споре для опровержения его же доводов.

Красноречие

красная речь - это заразительная речь, эффективность речи определяется ее ис­кренностью. "Красноречие есть искусство о всякой материи красно говорить и тем преклонять других к своему об оной мне­нию " (Ломоносов).

Логика речи

смысловая стройность, ясность и строго мотивированная последовательность развертывания ораторской мысли посредством звучащего слова. Умелое владение законами мышления и его формами, которое находит отражение в понятиях, суждениях, аргументации публичного выступления.

Метафора (гр. перенос)

вид тропа: оборот речи, заключающий скрытое уподобление, образное сближе­ние слов на базе их переносного значения (например, "На нити праздного веселья /Низал он хитрою рукой/ Прозрачной лести ожерелья/ и /Чётки мудрости зла­той"/ - А.С.Пушкин).

Оратор

1) лицо, профессионально занимающееся искусством красноречия (у античных на­родов); 2) лицо, произносящее речь; лицо, выступающее, говорящее в собрании...; 3) человек красноречивый, обладающий даром произносить речи. Оратор как термин теории ораторского искусства -любой человек, произносящий публич­ную речь.

Ораторское искусство

сумма знаний, умений и навыков по под­готовке и произнесению речи с конкрет­ной целью - оказать воздействие на ум, чувства и волю слушателей - убедить, на­учить, воспитать.

Парадокс (гр. неожи­данный, странный)

1) мнение, суждение, резко расходящееся с общепринятым, противоречащее (иногда только на первый взгляд) здравому смыс­лу; 2) формально-логическое противоре­чие, которое возникает в содержательной теории множеств и формальной логике при сохранении логической правильности хода рассуждений; 3) неожиданное явле­ние, не соответствующее обычным пред­ставлениям.

Паралогизм (гр.)

логическая ошибка, совершаемая непред­намеренно, являющаяся результатом на­рушения законов и правил логики.

Полемика (греч-воинственный.)

Спор с целью отстоять свою точку зрения и опровергнуть мнение оппонента

Риторика (гр.)

наука о теории ораторского искусства, свод правил ораторского искусства, учеб­ная дисциплина. Аристотель определял риторику как способность находить воз­можные способы убеждения относительно каждого данного предмета.

Риторический вопрос

ораторский прием: утверждение в форме вопроса, вопрошение в речи, порой оставляемое самим же говорящим без от­вета, но рассчитанное на возбуждение внимания аудитории; вопрошение, пояс­няющее какую-то существенную подроб­ность, активизирующее речь. Риториче­ский вопрос - одна из форм диалогизации речи.

Сарказм (гр.)

язвительная насмешка, наиболее резкий по характеру вид иронии - гнев; один из древнейших элементов ораторского ис­кусства, а в наше время - прежде всего общественно-политического красноречия. Едко-насмешливое замечание - это форма суровой критики, публичного изобличе­ния и осуждения.

Силлогизм (гр.)

умозаключение, состоящее из двух сужде­ний (посылок), из которых следует третье суждение (вывод).

Софизм (гр.)

ложное по существу умозаключение, формально кажущееся правильным, осно­ванное на преднамеренном, сознательном нарушении правил логики.

Софистика

применение в споре или в доказательствах софизмов; словесные ухищрения, вводя­щие в заблуждение.

Суждение

мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете. Любое суждение должно удовлетворять одновременно двум требованиям: 1) быть конкретным (поскольку абстрактных истин не бывает); 2) быть определенным (допускать только одно толкование).

Тезис (гр.)

1) положение, истинность которого должна быть доказана; 2) тезисы - кратко сформулированные основные положения доклада, лекции, сообщения и т.п.

Убедительность

требование ораторского искусства, означает доказательность. Она обеспечивается: а)достоверностью информации; б)непротиворечивостью суждений; в)строгой аргументацией и ясным изложением; г)точностью обобщений.

Эмоциональный

насыщенный эмоциями, выражающий эмоции; склонный к быстрому и яркому проявлению эмоций, легко возбуждаю­щийся. В ораторском искусстве находит выражение в выразительности и темпера­ментности, взволнованности оратора. Гармония рационального и эмоциональ­ного - важное условие успеха публичного выступления.

Эристика (гр. доел, спо­рящий)

искусство вести спор, полемику. Эристика в ораторском искусстве означает изяще­ство речи, совершенство внешнего облика поведения.

Этика (гр.)

в ораторском искусстве изучает и объяс­няет: а) этико-нравственные основы и це­ли красноречия; б) совокупность нрав­ственных принципов и норм (правил), ко­торыми должен руководствоваться в ора­торской деятельности любой человек, причастный к ней.

Литература

Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов.– М., 2001.

Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории. – Минск, 1998.