logo search
osnovy_tvorcheskogo_masterstva_zhurnalista

Интервью

Суть метода интервью – целенаправленное, плановое получение информации, необходимой для реализации определенных целей. В случае журналистики это получение сведений актуального социального звучания от источника информации. Метод используется практически во всех жанрах. Метод интервью предполагает неравноправие двух сторон: представитель социального института (журналист) и источник информации для этого института. У журналиста более пассивная роль. Жанр интервью представляет собой пересказ беседы, которая имеет интерес для аудитории, по актуальным вопросам. Как жанр интервью наиболее активно развивается в двадцатом веке. Классификаций очень много. Шумилина выделяет такие типы (по степени проведения):

  1. Строго стандартизированный

  2. Полустандартизированный

  3. Свободный

По характеру получаемой информации: для получения фактических сведений (которые носят официальный характер); для выяснения фактов и мнений собеседника; для получения представления о личности. По отношению опрашиваемого к беседе выделяют сотрудничество, равнодушие и сопротивление.

Стили ведения интервью (по версии Лукиной): конфронтационный стиль; элитарный стиль (ощущение превосходства одной стороны над другой); партнерский (оба участника диалога ориентированы на достижение оптимального результата).

Интервью-факты и интервью-мнения.

Жесткое, информационное и эмоциональное. Жесткое – наиболее однозначно и бескомпромиссно, журналист всегда владеет исчерпывающими знаниями по теме, характерно для дискуссионных программ. Информационное – получение новых сведений, неизвестных аудитории. Эмоциональное – интересно подробностями и впечатлениями собеседника.

В России и Беларуси выделяют информационное (новые факты) и аналитическое интервью (причины и условия развития проблемы).

Беседа – разновидность жанра интервью. Она предполагает равноправное положение участников диалога, более непредсказуема по результатам, в ней должна быть точка зрения самого журналиста. Портретное интервью – наиболее популярный жанр, возможность создать психологический образ, проникнуть во внутренний мир героя или просто рассказать о его биографии. Социологические виды интервью: опросы, анкеты – характерно большое количество собеседников и четко сформулированные вопросы.

Интервью-диалоги и монологи – по способу получения информации. Диалог – наиболее популярная форма. Монолог тоже может включать в себя вопросы журналиста, но в ходе написания самого текста вопросы опускаются.

Основные сложности в работе над интервью: комплекс неполноценности (автор не уверен в себе, испытывает дискомфорт), «вялые уши» (неумение слушать), сложность восприятия незнакомой информации и отвлечение на сторонние мысли; страх вопроса (связан с боязнью формулировать новые вопросы, отвлекаться от заданной схемы); неполнота информации (связано с очень разговорчивым собеседником, говорящим на отвлеченные темы, или замкнутым); право на информацию (журналист не всегда четко обозначает цели и причины интереса к конкретному человеку).

«7 смертных грехов»:

  1. Утвердительные предложения вместо вопросительных

  2. Два вопроса в одном

  3. Перегруженные вопросы

  4. Не должно быть оценочных слов и комментариев

  5. Желательно избегать предположений

  6. Не допускаются преувеличения в вопросах

  7. Закрытые вопросы, предполагающие односложный ответ.

Стадии работы над интервью: подготовка, проведение, работа над текстом.

Учебник: Шумилина «Не могли бы вы рассказать? Метод интервью в журналистике»; Лукина «Техника и технология интервью»; Кодола «Интервью. Практические советы и рекомендации».