Интервью
Суть метода интервью – целенаправленное, плановое получение информации, необходимой для реализации определенных целей. В случае журналистики это получение сведений актуального социального звучания от источника информации. Метод используется практически во всех жанрах. Метод интервью предполагает неравноправие двух сторон: представитель социального института (журналист) и источник информации для этого института. У журналиста более пассивная роль. Жанр интервью представляет собой пересказ беседы, которая имеет интерес для аудитории, по актуальным вопросам. Как жанр интервью наиболее активно развивается в двадцатом веке. Классификаций очень много. Шумилина выделяет такие типы (по степени проведения):
Строго стандартизированный
Полустандартизированный
Свободный
По характеру получаемой информации: для получения фактических сведений (которые носят официальный характер); для выяснения фактов и мнений собеседника; для получения представления о личности. По отношению опрашиваемого к беседе выделяют сотрудничество, равнодушие и сопротивление.
Стили ведения интервью (по версии Лукиной): конфронтационный стиль; элитарный стиль (ощущение превосходства одной стороны над другой); партнерский (оба участника диалога ориентированы на достижение оптимального результата).
Интервью-факты и интервью-мнения.
Жесткое, информационное и эмоциональное. Жесткое – наиболее однозначно и бескомпромиссно, журналист всегда владеет исчерпывающими знаниями по теме, характерно для дискуссионных программ. Информационное – получение новых сведений, неизвестных аудитории. Эмоциональное – интересно подробностями и впечатлениями собеседника.
В России и Беларуси выделяют информационное (новые факты) и аналитическое интервью (причины и условия развития проблемы).
Беседа – разновидность жанра интервью. Она предполагает равноправное положение участников диалога, более непредсказуема по результатам, в ней должна быть точка зрения самого журналиста. Портретное интервью – наиболее популярный жанр, возможность создать психологический образ, проникнуть во внутренний мир героя или просто рассказать о его биографии. Социологические виды интервью: опросы, анкеты – характерно большое количество собеседников и четко сформулированные вопросы.
Интервью-диалоги и монологи – по способу получения информации. Диалог – наиболее популярная форма. Монолог тоже может включать в себя вопросы журналиста, но в ходе написания самого текста вопросы опускаются.
Основные сложности в работе над интервью: комплекс неполноценности (автор не уверен в себе, испытывает дискомфорт), «вялые уши» (неумение слушать), сложность восприятия незнакомой информации и отвлечение на сторонние мысли; страх вопроса (связан с боязнью формулировать новые вопросы, отвлекаться от заданной схемы); неполнота информации (связано с очень разговорчивым собеседником, говорящим на отвлеченные темы, или замкнутым); право на информацию (журналист не всегда четко обозначает цели и причины интереса к конкретному человеку).
«7 смертных грехов»:
Утвердительные предложения вместо вопросительных
Два вопроса в одном
Перегруженные вопросы
Не должно быть оценочных слов и комментариев
Желательно избегать предположений
Не допускаются преувеличения в вопросах
Закрытые вопросы, предполагающие односложный ответ.
Стадии работы над интервью: подготовка, проведение, работа над текстом.
Учебник: Шумилина «Не могли бы вы рассказать? Метод интервью в журналистике»; Лукина «Техника и технология интервью»; Кодола «Интервью. Практические советы и рекомендации».
- Новости как основа журналистики
- Слухи и сенсации как основа новостей
- Композиция журналистского произведения
- Понятие жанра, жанры в современной журналистике
- Информационные жанры
- Репортаж; известные журналисты, которые работали в этом жанре
- Интервью
- Интервью
- Второй семестр Аналитическая журналистика
- Аналитические жанры
- Корреспонденция
- Обозрение
- Рецензия
- Нестандартные, новые жанры
- Рейтинг
- Аналитический пресс-релиз
- Расследования
- Игровые жанры
- Реалити-шоу
- Художественно-публицистические жанры
- Публицистический образ
- Радио, теле и интернет-журналистика
- Интернет- и телеконференции