logo search
Gmail / КЛЮЧИ К ЭФИРУ Книга 2 Основы мастерства

Атмосфера в студии

Ведущие эфира знают, что от режиссера, как ни от кого другого, зависит психологическое напряжение в эфирной студии. Ведь это очень важно – работаешь ты несколько часов в наэлектризованной атмосфекре, в состоянии стресса или в обстановке доброжелательности, внимания к твоему труду со стороны коллег. Звукорежиссер – последняя инстанция на линии коммуникации ведущего и внешнего мира: коллегами по редакции, радиослушателями.

Есть, правда, факторы, минимизировать которые сложно: это порой постоянные замечания, коррекции, которые поступают иногда во время эфира от руководства редакции и вряд ли способствуют раскрытию творческого потенциала ведущего.

Не раз приходилось наблюдать, как после очередной серии таких корректив человек у микрофона уходил в себя, менялась интонация, он зажимался. Ни о какой импровизации в эфире, требующей свободы мысли, уже не могло идти и речи. Радиослушатели оказывались забыты. На первый план выходило желание доработать до конца смены без очередного звонка из высокого кабинета.

Конечно, доброжелательный анализ, коррективы всегда нужны, но лучше делать это достаточно деликатно, после эфира, не внося сумятицу в вещательный процесс. И без того психологические параметры ведущего или звукорежиссера, очевидно, зашкаливают во время ответственных эфиров. А ведь здесь ко всему должен присутствовать еще и элемент творческой импровизации.

Режиссер должен постараться стать и буфером, и фильтром, и поддержкой ведущего в сложной ситуации, иначе эфир может пойти насмарку.

Режиссер может и должен следить за тем, чтобы количество людей, мельтешащих перед глазами ведущего за стеклом студии, было по возможности минимальным. Ведь мелькание лиц – дополнительный существенный раздражитель. Не всегда коллеги это понимают, когда в свободную минуту забегают в аппаратную или даже в студию просто обменяться новостями, обсудить меню в столовой, телевизионный сериал.

В состоянии режиссер оградить ведущего и от не самых актуальных телефонных звонков. Все это далеко не мелочи при многочасовом напряженном эфире. Ведущие, как правило, болезненно переживают огрехи, ошибки в эфире. Режиссер может подсказать, что кое-что можно исправить сразу же, повторив, например, слово, где было допущено неверное ударение, в ближайшем временном отрезке уже с правильной орфоэпией. Уже одно то, что рядом за стеклом студии есть доброжелательный человек, готовый в любую минуту помочь, важно для ведущего.

Режиссер прямого эфира должен ясно понимать, что его задача – стать неким фильтром в процессе создания эфирной передачи, отсеивающим все, что может выбить ведущего из нормальной рабочей колеи.

Кстати, по моему убеждению, на настроение в студии накладывают отпечаток и многие, казалось бы, случайные факторы. Например, интерьер или даже характер здания, в котором студия расположена. Каждый радиодом имеет свою ауру, как намоленный храм.