Один на один с микрофоном
Теперь – прямо в студию.
Забывши обо всех огрехах и ошибках, будем устраиваться непосредственно у студийного микрофона.
Дверь в студию вами захлопнута, яркий свет в ней включен. С этого момента вас двое: вы и направленный на вас агрегат, обутый в звукосмягчающую поролоновую оболочку.
Микрофон – это словно любимая девушка, с которой необходимо обходиться и проникновенно, и нежно.
Студии различны. Микрофоны тоже неодинаковые. Необходима неспешная проба, если вам предстоит не прямой выход в эфир, а передача, которая зовется «записной». Тут у вас достаточный запас времени для предварительных проб.
Но если эфир прямой, то у вас буквально секунды. И в том, и в другом случае вы должны успеть определить для звукорежиссера «температуру» вашего ровного голоса: возможности понижения ее при рассказе о событиях печальных или таинственных, возможности повышения в рассказе о чем-то стремительно нарастающем и даже возгласа, вскрика в моменте самом кульминационном.
Все это должно быть буквально в секунды представлено звукорежиссеру. И все это тоже должно быть многократно испробовано на многочисленных репетициях, дабы в нужный момент на зашкалило либо, напротив, не потухло в глуши.
В принципе, сама по себе громкость звучания зависит главным образом от режиссера вашей передачи, от того, как он выведет микшер, регулирующий звук. И о своих хитростях режиссеры сами расскажут вам в этой книге. Мой же рассказ о том, как вести себя тому, кто отделен от режиссера толстым звуконепроницаемым студийным стеклом.
Все интонационные моменты, убедительность ваших эмоциональных энергетических взлетов или, наоборот, понижение напряжения зависит только от вас. Тут и доверительность, и таинственность, и, напротив, стремление к цели, уверенность в движении, требующие обязательно усиления звука.
Но пока мы с вами рассуждаем обо всем об этом, еще не устроившись перед главным персонажем – самим микрофоном.
А микрофоны, как и люди, разные. С повышенной чувствительностью к уровню звука или, наоборот, чуть глуховатые. Отсюда и ваше позиционирование перед ними: чуть ближе или чуть дальше.
На мой взгляд, наиболее удобный вариант, когда между вашими губами и микрофоном пространство сантиметров 25-30. Тогда вам легко, при случае, при необходимости, чуть приблизиться к нему. Но, в принципе, это расстояние практически оптимальное.
Хотя есть ведущие, которые любят говорить непосредственно в сам микрофон, почти касаясь его губами.
Но это люди, решившие нести в эфир лишь интимную информацию. Их «ключик» - только такое вещание. Разговор, словно наедине, словно бы от сердца к сердцу. Но так можно вести лишь какую-либо лирического плана передачу.
С выпуском новостей выходить в эфир таким образом невозможно, ибо тут требуется не личное отношение к происшедшему, а исключительно нейтральное. Нынче в многочисленных телевизионных ток-шоу микрофон укрепляют прямо на голове, возле, условно, левого уха, и, надо сказать, он вовсе недурно работает. Но все одно – это только для тех программ, которые мы называем информационными или публицистическими.
Там же, где задействована художественность, интрига, сюжет, драматические эффекты, голос должен звучать иначе. Но варьировать и то, и другое, и третье возможно лишь в том случае, если вы правильно устроились у микрофона.
Выдох и вдох
Один из главных элементов вашего отношения с микрофоном – это постановка вашего дыхания. Умение вдыхать и выдыхать.
Наперед скажу – вдох перед микрофоном – акт много более трудный.
Выдох – что? Когда вы говорите, улетает и запасенный вами в легких воздух. Но он исчезает практически беззвучно, вместе с произносимыми вами словами.
Тогда как вдох у ведущего, не осведомленного заранее о том, как нужно набирать воздух, может сопровождаться достаточно неприятным звуком в эфире, что, к сожалению, нынче случается все чаще и чаще.
Не учат молодых дикторов и ведущих тому, как надо при разговоре у микрофона наполнять легкие воздухом без потерь для характера звучания.
Впрочем, обо всем по очереди.
О выдохе. Точнее, о возможной его продолжительности.
Случается разное: и текст без возможных интонационных перерывов, и достаточно длинная фраза, которую необходимо произнести без остановки. Так или иначе, но человек, работающий у микрофона, должен себя специально тренировать для того, чтобы научиться в течение 30-40 секунд произносить текст без малейшего набора дыхания. Это случаи, конечно, исключительные, но все же необходимый резерв, которым вы просто обязаны владеть.
В принципе, такого рода дыханием в эфире пользоваться не нужно.
Речь человеческая, особенно обращенная к массам – а радио подразумевает именно это, - непременно должна быть интонирована. А всякая интонация подразумевает смысловые паузы. Они, несомненно, чрезвычайно коротки, но именно в них, в этих паузах, и следует пополнять свое дыхание, свой запас кислорода в легких. Маленькими, маленькими, но регулярными глотками. Этому тоже надо научиться путем тренировок, научиться набирать в легкие капельки воздуха, буквально капельки, чтобы повторить это же через 5-10 секунд, в новой интонационной паузе, перед грядущим, возможно, сравнением, дополнением или необходимостью без остановки добавить некую информацию к уже звучавшему в эфире рассказу.
Такой способ дыхания, если вы хотите постоянно работать в эфире, следует тоже специально тренировать. Иначе у вас, как и у других эфирных неумех, после окончания возможно длинной фразы или даже целой информации, непременно, вместе с вдохом, вырвется либо «Ох», либо «Ах». А так как это будет через фразу повторяться, у слушателя, ради которого вы и работаете, возникнет непременное раздражение.
- Краски звука
- Язык мой – друг мой
- Летать охота
- Один на один с микрофоном
- Знакомые голоса
- Если вы решились… Уверяю вас, ибо испробовал и то, и другое, что работа на радио значительно сложнее, нежели работа в телеэфире. Там многое спасает картинка. Там слово с нею на равных.
- И еще раз о русском языке
- Увидеть по радио
- Трансляция
- Радиофильм
- За кадром
- Конкурсы
- Диджей (диск-жокей)
- О спортивной журналистике на радио
- Монтаж как элемент творчества
- Чистый звук
- Как не утонуть в прямом эфире
- Закономерные случайности
- Только на равных
- Востребованные жанры
- Радиокомпозиция
- Корреспонденция
- Радиожурналист и его окружение
- Что такое оформление эфира
- Классификация
- Только один час эфира
- Кто и как оформляет эфир
- Разработка музыкального логотипа
- Сочинение музыки
- Запись вокала
- Аранжировка
- Сведение джингла
- О том, что должен знать и уметь режиссер прямого эфира
- Становление профессии
- Атмосфера в студии
- И вновь о магии прямого эфира
- Застеклом-ведущий
- Друг корреспондента
- Техника и техники
- О том, как представить радиостанцию в интернете
- А музыка звучит…
- Создание сайта радио
- Разработка проекта
- Выбор партнера
- Начало – половина дела
- Концепция сайта – краткое перечисление целей, задач и функциональных особенностей будущего сайта.
- Сопровождение эфира
- Еще одно, последнее сказанье…