logo
Gmail / КЛЮЧИ К ЭФИРУ Книга 2 Основы мастерства

Один на один с микрофоном

Теперь – прямо в студию.

Забывши обо всех огрехах и ошибках, будем устраиваться непосредственно у студийного микрофона.

Дверь в студию вами захлопнута, яркий свет в ней включен. С этого момента вас двое: вы и направленный на вас агрегат, обутый в звукосмягчающую поролоновую оболочку.

Микрофон – это словно любимая девушка, с которой необходимо обходиться и проникновенно, и нежно.

Студии различны. Микрофоны тоже неодинаковые. Необходима неспешная проба, если вам предстоит не прямой выход в эфир, а передача, которая зовется «записной». Тут у вас достаточный запас времени для предварительных проб.

Но если эфир прямой, то у вас буквально секунды. И в том, и в другом случае вы должны успеть определить для звукорежиссера «температуру» вашего ровного голоса: возможности понижения ее при рассказе о событиях печальных или таинственных, возможности повышения в рассказе о чем-то стремительно нарастающем и даже возгласа, вскрика в моменте самом кульминационном.

Все это должно быть буквально в секунды представлено звукорежиссеру. И все это тоже должно быть многократно испробовано на многочисленных репетициях, дабы в нужный момент на зашкалило либо, напротив, не потухло в глуши.

В принципе, сама по себе громкость звучания зависит главным образом от режиссера вашей передачи, от того, как он выведет микшер, регулирующий звук. И о своих хитростях режиссеры сами расскажут вам в этой книге. Мой же рассказ о том, как вести себя тому, кто отделен от режиссера толстым звуконепроницаемым студийным стеклом.

Все интонационные моменты, убедительность ваших эмоциональных энергетических взлетов или, наоборот, понижение напряжения зависит только от вас. Тут и доверительность, и таинственность, и, напротив, стремление к цели, уверенность в движении, требующие обязательно усиления звука.

Но пока мы с вами рассуждаем обо всем об этом, еще не устроившись перед главным персонажем – самим микрофоном.

А микрофоны, как и люди, разные. С повышенной чувствительностью к уровню звука или, наоборот, чуть глуховатые. Отсюда и ваше позиционирование перед ними: чуть ближе или чуть дальше.

На мой взгляд, наиболее удобный вариант, когда между вашими губами и микрофоном пространство сантиметров 25-30. Тогда вам легко, при случае, при необходимости, чуть приблизиться к нему. Но, в принципе, это расстояние практически оптимальное.

Хотя есть ведущие, которые любят говорить непосредственно в сам микрофон, почти касаясь его губами.

Но это люди, решившие нести в эфир лишь интимную информацию. Их «ключик» - только такое вещание. Разговор, словно наедине, словно бы от сердца к сердцу. Но так можно вести лишь какую-либо лирического плана передачу.

С выпуском новостей выходить в эфир таким образом невозможно, ибо тут требуется не личное отношение к происшедшему, а исключительно нейтральное. Нынче в многочисленных телевизионных ток-шоу микрофон укрепляют прямо на голове, возле, условно, левого уха, и, надо сказать, он вовсе недурно работает. Но все одно – это только для тех программ, которые мы называем информационными или публицистическими.

Там же, где задействована художественность, интрига, сюжет, драматические эффекты, голос должен звучать иначе. Но варьировать и то, и другое, и третье возможно лишь в том случае, если вы правильно устроились у микрофона.

Выдох и вдох

Один из главных элементов вашего отношения с микрофоном – это постановка вашего дыхания. Умение вдыхать и выдыхать.

Наперед скажу – вдох перед микрофоном – акт много более трудный.

Выдох – что? Когда вы говорите, улетает и запасенный вами в легких воздух. Но он исчезает практически беззвучно, вместе с произносимыми вами словами.

Тогда как вдох у ведущего, не осведомленного заранее о том, как нужно набирать воздух, может сопровождаться достаточно неприятным звуком в эфире, что, к сожалению, нынче случается все чаще и чаще.

Не учат молодых дикторов и ведущих тому, как надо при разговоре у микрофона наполнять легкие воздухом без потерь для характера звучания.

Впрочем, обо всем по очереди.

О выдохе. Точнее, о возможной его продолжительности.

Случается разное: и текст без возможных интонационных перерывов, и достаточно длинная фраза, которую необходимо произнести без остановки. Так или иначе, но человек, работающий у микрофона, должен себя специально тренировать для того, чтобы научиться в течение 30-40 секунд произносить текст без малейшего набора дыхания. Это случаи, конечно, исключительные, но все же необходимый резерв, которым вы просто обязаны владеть.

В принципе, такого рода дыханием в эфире пользоваться не нужно.

Речь человеческая, особенно обращенная к массам – а радио подразумевает именно это, - непременно должна быть интонирована. А всякая интонация подразумевает смысловые паузы. Они, несомненно, чрезвычайно коротки, но именно в них, в этих паузах, и следует пополнять свое дыхание, свой запас кислорода в легких. Маленькими, маленькими, но регулярными глотками. Этому тоже надо научиться путем тренировок, научиться набирать в легкие капельки воздуха, буквально капельки, чтобы повторить это же через 5-10 секунд, в новой интонационной паузе, перед грядущим, возможно, сравнением, дополнением или необходимостью без остановки добавить некую информацию к уже звучавшему в эфире рассказу.

Такой способ дыхания, если вы хотите постоянно работать в эфире, следует тоже специально тренировать. Иначе у вас, как и у других эфирных неумех, после окончания возможно длинной фразы или даже целой информации, непременно, вместе с вдохом, вырвется либо «Ох», либо «Ах». А так как это будет через фразу повторяться, у слушателя, ради которого вы и работаете, возникнет непременное раздражение.