Техника и техники
Есть еще службы, тесно связанные с эфиром. Это студийные техники, инженеры, компьютерщики, наконец, диспетчеры-инженеры вещательных комплексов, обеспечивающие выход радиостанции в эфир и контролирующие качество сигнала. С ними у звукорежиссера прямая связь. Он пользуется ей, когда пропадает сигнал или происходят сбои в работе аппаратуры.
Режиссер обязательно должен вносить в специальный журнал все случаи неполадок техники, все, что вызывает у него сомнение. Это позволяет принимать профилактические меры и избегать серьезных неприятностей впоследствии.
Как правило, когда отказывает техника, звукорежиссер, чтобы не допустить провала в эфире, дает резервную музыку, которую надо иметь под рукой на диске, так как компьютер может также выйти из строя. Время, необходимое для устранения неисправности, иногда заполняет и ведущий, что предпочтительнее. Но случается, что необходимо задействовать резервную студию. Ее срочно коммутируют для выхода в эфир. Сделать это можно, соединившись с дежурным инженером вещательного комплекса, обслуживающего все здание. С его помощью коммутируются и постоянные каналы связи, соединяющие студию с иногородними корреспондентами.
Вроде бы мы не забыли никого, с кем взаимодействует режиссер в процессе эфира. Теперь о технике. Исторически ситуация на «Маяке» сложилась так, что одновременно оказались задействованы компьютеры с разными программами – «Дигитон», «Далет», «ДТФМ», «Тракт». Степерь надежности, как смогли убедиться звукорежиссеры и операторы, у них разная. «Дигитон» для цели эфира информационной станции пока самый надежный. Он реже «зависает», удобен в работе, мобилен, ведь для эфира важны доли секунды. В каждом «окне» у него своя «одежка» для оформления передачи.
Другой пример – «Далет». Подготовительные манипуляции с фонограммами в этой системе иногда вообще приводят к остановке эфира.
Не хочу подвергать сомнению качество работы ни на одной из перечисленных программ. Говорю лишь о практическом опыте режиссеров «Маяка», а также для того, чтобы звукорежиссеры, да и журналисты учитывали особенности и возможности каждой из перечисленных компьютерных программ.
Отмечу лишь, что сейчас звукорежиссер в аппаратной работает с двумя или тремя компьютерами одновременно. В каждом из них можно использовать в среднем до 12 «окон», в которых размещены звуковые файлы, подобранные по разным принципам: музыка, отбивки, другие элементы оформления программ, реклама, позывные и т.д. Режиссер имеет возможность давать эти файлы в эфир поочередно, замешивая или установив очередность их звучания в автоматическом режиме.
На информационной станции режиссер, как правило, работает в ручном режиме. За 15-минутный отрезок сложного, насыщенного эфира ему приходится воспроизводить до 20-25 звуковых файлов. Прибавьте к этому работу с микшерами на пульте, контроль за различными параметрами сигнала, поддержание контактов с внешними источниками сигнала и соответствующими службами связи, проведение технических проб, а также переговоры с эфирной бригадой, и вы поймете, насколько интенсивен его труд. При этом часто звукорежиссеру приходится работать поочередно в студиях, оснащенных разными компьютерными программми.
Бывает, в такие минуты «в гости» заходит и кто-то из руководителей редакции поинтересоваться, как идут дела и нет ли трудностей. Какие трудности? Не перепутать бы последовательность манипуляций!
Технология эфира с использованием компьютера постоянно совершенствуется. За то время, пока эта книга готовится к печати, она, наверняка, существенно изменится, поэтому нет необходимости описывать ее в деталях.
Очевидно, системы звуковых станций будут совершенствовать и дальше, а перед программистами встанет задача их упрощения для пользователя, придания им интеллекта, иначе общение с ними станет чрезвычайно усложненной операцией, выполнять которую смогут не просто хорошо подготовленные специалисты, а люди, отобранные на основе профессиональных тестов, с особыми врожденными способностями. Будем надеяться, что до этого дело не дойдет.
Работаем для слушателей
Со слушателем звукорежиссеру также приходится разговаривать напрямую. На «Маяке» есть немало программ, которые предполагают активное соучастие в них слушателей. К примеру, субботняя и воскресная утренняя программа «Отдохнем до понедельника». Слушателю предлагается ответить на вопросы журналистов, работающих в студии в прямом эфире.
Принимает звонки, как правило, в дополнение к своим обычным обязанностям, звукорежиссер. Ему надо не просто соединить позвонившего со студией, но, задав несколько вопросов, получить о радиослушателе хотя бы краткое представление и сообщить это резюме ведущим передачу. На линии иногда одновременно 3-4 звонка, что дает возможность ведущим проводить в эфире некую конференцию со слушателями. Такой прием оживляет любую передачу, но существенно усложняет работу звукорежиссера. Пока ведущий беседует с одним из позвонивших, надо периодически проверять, остаются ли на связи остальные. Режиссеру предстоит также записать полный адрес правильно ответившего на вопросы, чтобы ему могли выслать приз.
На режиссера ложится и еще одна деликатная задача: выявить людей психически неуравновешенных. Эфир от них и от их бед, которые они всегда готовы изливать, необходимо оградить.
К числу особо напряженных для эфирной бригады программ можно отнести и информационные каналы, где многое меняется по ходу, и все это требует особого внимания, собранности режиссера.
На «Маяке» это утренняя программа «Точное время», насыщенная новостями, комментариями, короткими включениями. Передача звучит в эфире ежедневно с 00:00 часов московского времени для отдаленных регионов страны и с 6 часов утра до полудня по будням для Европейской зоны. Продумывается, верстается информационный канал накануне вечером, но наступивший день обязательно вносит свои коррективы.
Обычно на «Маяке» эфир дня идет через три различные аппаратные. Сложные многоступенчатые и параллельные коммутации могут приводить к обидным техническим накладкам. Часто звукорежиссер имеет возможность в таких случаях снизить их негативный эффект.
В студии – гости
Как правило, микрофоны в эфирной студии настроены на одного, максимум двух ведущих. Но есть немало программ, когда в маленькую студию приходит большое количество гостей. Причем не все из них представляют, что восприятие звука, его распространение на концертно-театральной сцене и в вещательной студии совершенно разные. Надо быстро принять решение, как наиболее оптимально с акустической точки зрения рассадить гостей. Скорее всего, придется задействовать дополнительные микрофоны. В больших концертных студиях для получения качественного звучания используются до 48 микшеров. Для речевой студии это слишком, но 6 – может понадобиться.
Бывает, что гость захочет воспользоваться своими вокальными данными, подыграть себе на гитаре. Но иногда гость студии не работник культуры, а политик, экономист, юрист с явными дефектами речи. Ему можно помочь. Частотные фильтры смягчат или уберут такие дефекты. Даже сориентированный под углом к гостю микрофон может сыграть положительную роль, оставив часть раздражающих эффектов за бортом. Все это также требует специальной настройки аппаратуры, коррекции звука. При этом надо учитывать, что реверберация в речевой студии, то есть способность отражать звук, в 5-7 раз ниже, чем в концертной.
Есть и еще одна важная психологическая особенность при работе с гостями. Часто они воспринимают режиссера за стеклом студии как своего слушателя, работают на него. Не надо их в этом разочаровывать. Режиссер не должен чураться предложить гостю чашку чаю или воды, если сделать это больше некому. Это внимание также влияет на настроение в студии.
Атмосфера доброжелательности, соучастия обязательно отразится на общей тональности программы.
Звуки музыки
Еще раз хотелось бы обратиться к работе с эфиром музыкальным, важной составляющей любого радио. Музыка довольно широко используется для оформления информационного, спортивного эфира. Динамичные, ритмичные мелодии подкладываются под текст новостей. Делать это надо деликатно, не забывая о содержании информации. О подготовленных специальных «подложках» для информационных выпусков подробно рассказал Тимур Милоянин.
Режиссеру прямого эфира иногда приходится принимать самостоятельные решения по музыкальному оформлению, в том числе и информационных программ. В этой связи режиссер, не получая заранее текстов информационного выпуска, должен следовать за сигналами журналиста, читающего в эфир новостные сообщения, определяя таким образом уместность и характер музыкального оформления. Именно поэтому важно, чтобы выбор музыкального фона был у звукорежиссера достаточно большим, чтобы музыка своим характером не вторгалась в содержание информации, была нейтральной.
Конечно, хорошо, если звукорежиссер имеет музыкальное образование, но когда его нет, режиссеру просто необходим элементарный музыкальный слух и вкус.
Музыкальными фрагментами можно «отбивать» части информационного выпуска, блоки программ. Это не просто украшение эфира, но и дополнительная информация о его структуре. Музыкальные фразы могут иметь и определенную эмоциональную направленность – иронию, тревогу и т.п. Иногда они воздействуют сильнее заголовков, произнесенных ведущим.
Бывает, сразу вслед за информационным выпуском, содержащим не самые оптимистичные новости – о катастрофах, авариях, смерти известных людей, в сетке стоит программа или даже реклама, открывающаяся бравурной музыкой. Чаще всего, кроме режиссера, некому обратить на это внимание. Надо сделать все возможное, чтобы развести эти темы в эфире и не вызвать естественного недоумения у радиослушателей.
Важный навык для звукорежиссера – умение работы с музыкальными произведениями.
Звукорежиссеру по разным причинам приходится использовать такие приемы, как музыкальные наплывы, когда одна мелодия, не завершившись, плавно переходит в другую. В некоторых случаях это важно при дефиците времени. В других – таким образом можно создать «венок» из музыкальных пооизведений.
И уж особым шиком считается завершить музыкальный отрезок точно под позывные радиостанции, без малейшей паузы или доигрывания в эфире.
Соблюдая нехитрые, но многочисленные правила, о которых шла речь в этой беседе, звукорежиссер ощутит себя полноправным членом творческой эфирной бригады, осознает свое влияние на эфир, сопричастность к большому, прекрасному делу. Работа становится интереснее вдвойне, а атмосфера в студии и вокруг нее – доброжелательной, располагающей к тому, чтобы получать удовольствие от труда.
Что касается чрезвычайных ситуаций, с которыми звукорежиссер сталкивается чаще других, то не надо их бояться. И они отступят. Главное четко, на уровне автоматизма представлять, что надо делать в том или ином непредвиденном случае. Неудачи обходят людей уверенных.
- Краски звука
- Язык мой – друг мой
- Летать охота
- Один на один с микрофоном
- Знакомые голоса
- Если вы решились… Уверяю вас, ибо испробовал и то, и другое, что работа на радио значительно сложнее, нежели работа в телеэфире. Там многое спасает картинка. Там слово с нею на равных.
- И еще раз о русском языке
- Увидеть по радио
- Трансляция
- Радиофильм
- За кадром
- Конкурсы
- Диджей (диск-жокей)
- О спортивной журналистике на радио
- Монтаж как элемент творчества
- Чистый звук
- Как не утонуть в прямом эфире
- Закономерные случайности
- Только на равных
- Востребованные жанры
- Радиокомпозиция
- Корреспонденция
- Радиожурналист и его окружение
- Что такое оформление эфира
- Классификация
- Только один час эфира
- Кто и как оформляет эфир
- Разработка музыкального логотипа
- Сочинение музыки
- Запись вокала
- Аранжировка
- Сведение джингла
- О том, что должен знать и уметь режиссер прямого эфира
- Становление профессии
- Атмосфера в студии
- И вновь о магии прямого эфира
- Застеклом-ведущий
- Друг корреспондента
- Техника и техники
- О том, как представить радиостанцию в интернете
- А музыка звучит…
- Создание сайта радио
- Разработка проекта
- Выбор партнера
- Начало – половина дела
- Концепция сайта – краткое перечисление целей, задач и функциональных особенностей будущего сайта.
- Сопровождение эфира
- Еще одно, последнее сказанье…