logo
Gmail / КЛЮЧИ К ЭФИРУ Книга 2 Основы мастерства

О том, как представить радиостанцию в интернете

БеседаВалерия Жарова

В дебрях киберпространства

Революция в сфере информационных технологий добавляет остроту перемен в нашу повседневнуюжизнь. В средствх массовой информации, которые осваивают цифровые технологии, отказываясь от аналога, появляется все большее количество вещателей. Вновь прибывшие на медийный рынок стараются занять узкие целевые ниши.

Кабельные и интернет-каналы переживают этап специализации, а наши современники склоняются к просмотру телевизора или прослушиванию радио не коллективно, а индивидуально. Не в смысле – ушел к себе в комнату и наслаждаюсь эфиром один – нет. Парадигма другая: пусть даже в общем зале интернет-кафе, в толпе, но мой выбор новостей и программ особенный – только то, что сам выбрал. Подобная индивидуализация массмедиа подогревается расширением количества адресных услуг.

При создании интернет-сйта радиостанции речь идет не просто о визитной карточке в Сети, а о новом мультимедийном ресурсе, ориентированном на предоставлении информационных и развлекательных услуг через Интернет.

Каждый протаптывает свою собственную тропинку – последовательность просмотренных частей сайта у разных читателей может сильно отличаться. Мы всегда имеем дело с разными «путями», которые рознятся в зависимости от интересов конкретного человека и личных предпочтений.

Благодаря гиперссылкам механизм получения контента становится персонализированным – акценты и приоритеты расставляет каждый пользователь в индивидуальном порядке.

Угадай мои желания. Интерактивность

В контексте средств массовой информации под интерактивностью понимают обратную связь с аудиториейголосование по телефону, письма в редакцию и иные средства получения отклика от слушателей и зрителей. Иногда речь идет о механизме, который позволяет пользователю реагировать, а радио – корректировать тематику или программную верстку, руководствуясь экспресс-оценкой настроений и потребностей целевой аудитории.

Однако интерактивность не сводится к подобной интерпретации. Для Интернета данное понятие также достаточно важно, но оно несколько размыто и употребляется для обозначения различных реалий.

Интерактивность предполагает взаимодействие, получение соответствующего ответа в режиме реального времени. Часто для уточнения смысла решающим становится контекст. В одних случаях это возможность отослать заказ на доставку товара на дом, в других – выбрать конкретный фильм для просмотра из тысячи доступных. Некоторые сайты имеют настройку элементов или целых блоков в зависимости от потребностей конкретного человека, что тоже может рассматриваться как интерактивность.

Необходимое условие интерактивности – наличие действенной обратной связи. Например, посетители сайта становятся соавторами проекта, читатели принимают участие в обсуждении публикаций либо в их написании.

Таким образом, под интерактивностью могут подразумеваться сильно отличающиеся понятия:

- обратная связь: голосования, опросы, заявки, письма в редацию и прочая реакция слушателей на продукт;

- сервисы интернет-ресурсов, связывающие пользователей между собой, предоставляя площадку для общения – гостевые книги, форумы, чаты и пр.;

- взаимодействия с помощью электронных средств коммуникации тоже интерактив; выбор и заказ товара через Интернет, оплата электронными деньгами;

- отслеживание системой действий пользователя и выполнение команд; используя компьютерный манипулятор «мышь», вы даже не догадываетесь, что сталкиваетесь с интерактивностью!

- активное реагирование сайта на поведение конкретного пользователя, прогнозирование его потребностей и корректировка виртуальной среды. Например, если человек постоянно читает финансовые и спортивные новости, то система будет формировать страницу таким образом, что в первую очередь в персональной верстке будут выданы именно эти темы.

Эта толстая домомучительница хочет попасть

в эту маленькую коробочку?

С технологической точки зрения сайт – компьютерное приложение, доступное через Интернет. И в нем четко разделяются две составляющие – программное обеспечение и данные. В качестве аналогии приведем текстовой редактор “Word” и отдельный документ <*.doc> с напечатанной рукописью.

Программное обеспечение для посетителей сайта стандартизировано. Мы имеем дело с несколькими программами для просмотра интернет-страниц. Тут все просто. Самые популярные из них - Internet Explorer, Mozilla Firefox, Opera. Разработчик программного обеспечения под названием «сайт» обязан сделать интернет-ресурс таким образом, чтобы страницы корректно открывались различными браузерами и на разных операционных системах.

С программным обеспечением для публикации информации на сайте дела обстоят сложнее.Сайт представляет собой набор отдельных файлов (изображений, текстов и инструкций, определяющих, что, где и в каком виде надо расположить).

Несколько лет назад все это приходилось верстать вручную. Слава богу, люди, работающие с сайтами, уже не пишут куски <html> кода, а пользуются так называемым редакторским интерфейсом (РИ). Редакторский интерфейс называют также Системой управления контентом, илиCMS(от англ.Content Management System), и системой администрирования сайта. При массовом распространении Интернета и увеличении объема публикуемой информации стали нужны специальные программы, которые можно назвать издательскими системами сайта. Как правило, каждый разработчик создает свой редакторский интерфейс и в дальнейшем адаптирует его под новые проекты.

Редакторский интерфейс – это ворота к программному обеспечению «сайт», информационному депозитарию, организованному обычно в виде базы данных (БД). Помимо БД сайт состоит из нескольких составляющих, главным из которых по праву можно считать «движок» - сердце этого сложного механизма.

В некоторых случаях внутреннюю информационную систему радиостанции связывают с базой данных сайта, настраивая автоматический экспорт информационных материалов.

Необходимо еще одно уточнение. Интернет построен по принципу архитектуры «клиент – сервер». Клиентом в данном случае называют браузер. Программа-клиент получает <html> верстку и отдельные файлы для конструирования из них интернет-страниц. Сервер по запросу клиента передает ему необходиые данные. В результате пользователь видит нужную страницу сайта. Однако на стороне сервера сайт чаще всего существует в ином виде. Все элементы конструктора разложены от дельно по специально организованным ячейкуам. Все эти кусочки, перед тем как отправить клиенту, необходимо объединить. Сбором и организацией данных для передачи клиенту занимается упомянутый выше «движок» - комплекс специальных серверных приложений.

Редакторский интерфейс устроен таким образом, что, использу4я его, можно не только получить информацию с сервера, но и внести дополнения и изменения. Ниже мы рассмотрим стандартну. Схему работы над сайтом, близким по типу к сайту радиостанции. Задача данного раздела – подготовить читателя к конкретным вопросам работы над интернет-ресурсом радио.

Радио +Интернет = ?

При рассмотрении сайта радио мы сталкиваемся с тем, что эфир радиостанции облдает одной главной характеристикой – «в данный момент». Это прямая, вектор времени t, и мы находимся в конкретной точке. «Есть только миг между прошлым и будущим, именно он называется…» радиоэфир.

С Интернетом иначе. Помните детскую загадку? Если к одному слону приплюсовать еще одного,получится… два слона.Если к одному пароходу добавить еще – получится два парохода. А если к слону прибавить пароход, что получится? Парослон или слоноход?

Само сочетание «радио в Интернете» парадоксально. Если в него вдуматься, то выявится некое противоречие. Радио вязано с отсутствием визуального ряда – здесь информация получает развитие исключительнов виде звука. Интернет же, напротив, в первую очередь ассоциируется с наличием текста и изображения, на который опирается пользовтель. В этом плане Интернет ближе к печатным изданиям, чем к радио.

В мире парадоксов, или Как соединить ежа с ужом

Радио не предполагает возможности выбора в рамкх одной радиостанции одномоментно разных передач. Радиоэфир можно сравнить с равномерным прямолинейным движением.Слушатель в заранее определенной последовательности получает то, что ему предлагается в сетке вещания канала, хочет он того или нет. Интернет же, наоборот, по сути своей вариативен и основан на обратной связи. В Интернете пользователь выбирает как вектор движения, так и глубину проникновения в материал.

Интернет-радио слушают по всему миру. Но в таком случае это просто канал распространения, который никак не влияет на содержание. Все преобразование заключается в кодировании сигнала и обеспечении достаточного количества подключений к цифровому потоку. Некоторые станции этим и ограничиваются.

Перенос материалов эфира в Интернет серьезно усложняет задачу. В новой среде радио претерпевает трансформацию. Как при переходе из плоскости в пространство добавляется третье измерение, так и при переходе в Интернет радио приобретает дополнительные аспекты, рождающиеся при адаптации материалов для публикации на сайте.

Одновременное присутствие разновекторных возможностей перемещения по сайту, наличие не только звуковой, но и изобразительной, текстовой и даже видеоинформации, многоплановость выбора позволяют говорить о радио в Интернете как о мультимедийном ресурсе нового поколения.

Сайт может стать дополнением к эфиру, использоваться в качестве сопровождения программ и проектов. Но он может превратиться в отдельное СМИ, публикующее мультимедийные материалы, подготовленные на основе эфира.

Логика построения радиосайта складывается из нескольких составляющих. Здесь, несомненно, присутствует логика радио, но она претерпевает кардинальные изменения, сочетаясь с логикой газеты, ленты новостей и архива.

Например, для радио важным фактором является понятие «линейки» передач (программа, которая выходит в определенные дни недели в одно и то же время). Выпуски – регулярные единицы программ. Это реалии эфира.

Для Интернета более существенно объединение материалов по темам или персонам. Такая «сборка» может включать выпуски разных программ, репортажи и интервью, прошедшие в эфире, иные публикации. В результате на сайте появляется специфическая информационная сущность. Группировка материалов по темам (или сюжетам) иллюстрирует добавление нового, несвойственного эфиру измерения. Соединение принципов «здесь и сейчас» (эфир радио) и «ранее» (архив) создает эффект перспективного видения. Таким образом, речь идет о новом способе организации информационных единиц.

Интернет-среда отличается от радио особыми принципами построения контента, характеризующимися большей вариативностью и ориентацией на конкретного пользователя. При этом сайт радио, как и радиоэфир, строится по логике информационного, социального, культурного и музыкального вещания. Для радиостанции это еще один канал передачи информации, аналог еще одной частоты, на который транслируется мультимедийный эфир.

Типы сайтов радио

Бросив беглый взгляд на сайты радио, увидим, что подобные ресурсы в Интернете можно разделить на несколько структурных типов.

Визитная карточка: Дава йте знакомиться! Представим себе радиостанцию, у которой нет средств для распространения своего сигнала через сеть. Тем не менее вещатель хочет, чтобы в Интернете была информация о радио – частоты вещания, программа передач, контакты и объявления.

Небольшого набора страниц и доменного имени, чтобы поведать о себе миру, будет вполне достаточно. На сайте можно опубликовать фотографии ведущих эфира, анонсировать проводимые акции, сообщать о вакансиях.

Ретрансляция: Медленно минуты уплывают вдаль… Оцифрованный звук студии передается в Интернет. В этом случае, также как мы включаем радиоприемник и слышим радио, мы открываем специальную страницу, называемую «плеер» (от англ. player – проигрыватель) со встроенной программой, воспроизводящей звуковой поток и настроенной на конкретную радиостанцию.

Технический формат кодирования звука может быть различным. Используемое программное обеспечение поддерживает так называемое «потоковое вещание». Некоторые сайты предоставляют впрямую ссылку на оцифрованный поток, но чаще всего плеер встраивается в код интернет-страницы, и пользователь видит красивую картинку поверх стандартного интерфейса.

ОБЩАЯ СХЕМА ВЕЩАНИЯ В ИНТЕРНЕТЕ

Прямой эфир радио в аналоговом или цифровом формате поступает на кодер, который преобразует сигнал в необходимый аудиоформат. Хотя существует профессиональное серверное оборудование, предназначенное для оцифровки и кодировки сигнала, для этой цели может использоваться и обычный компьютер.

Сигнал подается на вход аудиокарты. Установленная программа, например Windows media encoder, выдает цифровой поток с необходимыми аудиопараметрами. После оцифровки звуковой поток передается на вещательный медиасервер, способный «раздавать» его одновременно сотням и тысячам клиентов.

Поток вещания оценивается в килобитах в секунду и килогерцах. Чем выше данные параметры, тем лучше качество звука, однако тем «тяжелее» поток. Включенное в онлайне радио будет «отъедать» некоторую часть от интернет-канала. Если мощности выделенной полосы не хватит, звук на стороне слушателя начнет «затыкаться», что радости никому не добавит. Мало кто захочет слушать паредачу с паузами.

При ретрансляции речь о сайте радио не идет. Мы просто подключаемся к вещательному серверу, который выдает звуковой поток. Это отдельный сервис. Сейчас редкий сайт крупной радиостанции обходится без кнопки «Прямой эфир».

Поскольку ретрансляция чаще всего один из функциональных сервисов сайта радио, на полноценном сайте на странице «плеера» размещают дополнительную визуальную информацию – анонсы предстоящих программ или рекламные макеты уже опубликованных материалов, баннеры и пр.

Трансляция: Зачем себя ограничивать? В предыдущем примере мы говорили о радиостанции, разными каналами распространяющей свой продукт, в том числе через Интернет. Вещание радио, которое ведется только посредством Интернета, можно обозначить как трансляцию.

Радиостанции стремятся разнообразить предоставляемые слушателям форматы. Например, предлагать не одну, а две, три и более программ. Это по понятным причинам легче всего реализовать для музыкального контента. Одновременно создается несколько потоков вещания. Пример многопрограммной радиостанции видим на сайте www.specialradio.ru - в правой колонке сайта приведены ссылки на потоки вещания. Здесь присутствуют «Основной эфир», «Русский рок », «Французская музыка», «Тяжелая музыка», «Техно», «Классическая музыка», «Авторская песня» и другие каналы. На момент написания этой статьи идет вещание 20 круглосуточных эфиров.

Еще одна иллюстрация организации многопотокового вещания – радио Nostalgie <www.nostalgie.fr>. Помимо основного эфира, Nostalgie формирует интернет-эфир радио «Джаз», «Французский шансон», «Легенды рока» и несколько других - всего восемь потоков web-вещания. Каждый плеер загружается в виде стильной имиджевой картинки.

К отличительным особенностям трансляции и ретрансляции можно отнести традиционный подход к вещанию. Это классическое радио. Максимум добавлений – название композиции, которая афишируется в плеере. Трансляция и ретрансляция и есть прямолинейное движение. Направление, скорость, станции и полустанки, перегоны заданы заранее. Слушатель садится в вагон и едет по заранее запрограммированному маршруту. У него нет выбора в рамках этого вагона, и он не может изменить направление движения поезда. Классика – из пункта А в пункт Б вышел поезд со скоростью 60 мин/ч.

Вещание в данном случае можно представить линией времени с двигающейся точкой, соответствующей моменту «здесь и сейчас».

Сайт-архив: Назад в будущее. Представьте, что вы пропустили передачу с участием вашего кумира или смогли послушать только последние 10 минут из 45. Еще несколько лет назад оставалось уповать на случай или на фанатов, записавших эфир на магнитофон. Сейчас же достаточно подключиться к сайту радио и послушать – иногда скачать себе на компьютер – интервью со звездой. Получилось? Вы возвращаетесь во времени!

Следующий тип сайта, который имеет отношение к радио, - архив. Архивы радиостанции на сайтах организуют по-разному. Например, французская радиостанция Europe 1 <www. Europe 1.fr> хранит звук месяц. Можно искать интересующий вас кусок по времени или по названию программы. Тут же – подробности о самих программах, ведущих и гостях. Кроме этого, указаны темы выпусков программ и прочая дополнительная информация. Подобная система разработана на сайте «Радио Свобода» <www.svobodanews.ru>.

Запись эфира бывает представлена не только «сплошняком». Другой вариант – «аудио по запросу» (audio on demand). Модный несколько лет назад термин. В целом, идеология заключается в том, что выпуски выкладываются на сайт, и пользователь слушает их не в прямом эфире, а на сайте в удобное для него время.

Возможность выбора между разными программами или разделами сайта добавляет еще одно измерение. Мы уже не оперируем «равномерным прямолинейным движением», как в случае прямого эфира (трансляции). Пользователь может выбирать ту или иную программу, тот или иной выпуск программы, тот или иной раздел сайта. Причем переходы по сайту от одного раздела к другому, от одной страницы к другой напоминают передвижение в пространстве. Новым вектором дополнительной направляющей становится текст, который сопровождает звук, метаданные, использующиеся для идентификации и организации структуры архива.

Сложные системы архива позволяют обращаться не только к программам, но и к выпускам новостей, репортажам, интервью, синхронам и другим составляющим эфира.

Необходимо упомянуть существующую проблему архива, связанную с вопросами авторских прав. Как раз по этой причине многие радиостанции не выкладывают свою продукцию в Интернете для свободного доступа.

Подкастинг: Подслушай, тебе понравится! Главная отличительная особенность радио – звук. Поэтому если говорить о радио в чистом виде, в Интернете это, безусловно, подкастинг. Наиболее яркий пример – по адресу <www.arteradio.com>. Русский проект, который наглядно представляет все особенности подкастинга, найдете на <rpod.ru>.

Не всегда удается послушать интересную радиопередачу. Отвлекли, был занят на работе, переговоры назначили именно на это время. Подключился бы к сайту и послушал запись, но тоже некогда. Современные технологии позволяют более рационально использовать бросовое время, которое утекает сквозь пальцы по дороге на работу и обратно. Можете слушать то, что вам интересно, и тогда, когда вам это удобно. Чтобы насладиться ощущением такой свободы, нужен портативный проигрыватель и установленное на компьютере программное обеспечение для загрузки звука. (Для подкастинга используются программы iTunes или iPodder. Обе программы распространяются бесплатно. Более подробную информацию можно легко найти в любой поисковой системе по ключевому слову «подкастинг».) В качестве плеера сгодится и сотовый телефон. Если у вас нормальный мобильный, копируйте файлы в него.

Звуковые файлы называются подкасты, а сама технология подкастинг. Термин произошел от названия цифрового плеера фирмы Apple, а сам процесс таков: выпуски программ радиостанций, на которые вы подписались, загружаются на ваш компьютер в автоматическом режиме и копируются в виде треков в плеер. Не надо ходить по сайтам, что-то куда-то загружать и копировать, держать в голове время выхода программ. Один раз подписались, как подписываетесь на газету, - и все! Остальное за вас сделает техника. За вами – в любое удобное время нажать кнопку “play”.

Сайт-лента новостей: Ваше кредо? – Всегда! Новости нон-стоп. Основой сайта информационно-новостной радиостанции будут новости. Главное для новостей – быть актуальными, задача СМИ – стараться быть первыми, раньше других рассказать о событии.

Известно, что радио – самое оперативное средство массовой информации. Интернет-технологии позволяют работать еще быстрее. В случае срочных новостей интернет-редакция реагирует на происшествие даже раньше старшего брата. Если время появления «молнии» попало на записную программу или рубрику, крайне тяжело «ломать» существующую сетку эфира – служба новостей сообщит о событии в ближайшем новостном выпуске. Интернет-среда снимает подобные ограничения – в этом смысле сайт более гибкое и мобильное СМИ.

Новости могут быть отнесены к той или иной рубрике – политике, экономике, обществу, культуре, спорту и т.д. На новостных сайтах обычно присутствует тематический рубрикатор.

Происходит событие. Информация о нем попадает на ленту агентств. Новость берется в выпуск новостей радиостанции. Ситуация развивается, и корреспонденции на данную тему начинают поступать регулярно.

Прочитав новость, ответственный за информацию принимает решение, что данная тема должна быть «отработана». На место происшествия направляется корреспондент для подготовки репортажа. Сотрудники радиостанции пытаются дозвониться до чиновников или иных ньюсмейкеров с целью узнать подробности или записать комментарий. Вместе с тем задача работников информации получить интервью экспертов по данной проблеме, объясняющих причины или прогнозирующих возможные варианты развития ситуации, последствия.

Когда поток сообщений на разрабатываемую тему становится достаточно большим, журналист делает обобщение всей поступившей информации, дает краткий экскурс в историю вопроса и сопровождает свой материал синхронами ньюсмейкеров или комментариями экспертов.

Для значимых тем работа на этом не заканчивается. В студию приглашаются действующие лица событий или эксперты для расширенного интервью в прямом эфире. Событие становится важной темой дня, и к работе подключаются колумнисты, представляющие свой авторский взгляд на проблему. Еще одна форма работы с такой темой – обсуждение ее в прямом эфире со слушателями и проведение интерактивного опроса.

Сайт как средство коммуникации: А поговорить? Смоделируем еще одну необходимую сайту радиофункцию, которая теоретически могла бы быть единственной составляющей интернет-ресурса, - интерактив.

На таком ресурсе к месту будут форумы, гостевые книги, сообщения слушателей, чаты, фан-клубы, дневники пользователей, блоги, фотографии и т.д. Сюда же отнесем рассылку на сайте, так как пользователь лично подписывается на получение новостей и иных информационных материалов.

Как вариации коммуникативного проекта – эфир, в котором слушатели-пользователи влияют на содержание. Направление таких программ меняется в зависимости от желаний «коллективного разума» слушателей.

Многие радиопередачи предусматривают интерактивный режим работы: слушателю предлагается зайти на форум и задать вопрос гостю программы. Некоторые радиостанции идут еще дальше: радиопостановка строится в зависимости от предпочтения аудитории.

Эфирный проект «Темный дом» (Darkhouse), расположенный по адресу <www.bbc.co.uk/darkhouse/>, очень похож на книги с несколькими сценариями, где читатель сам определяет то или иное направление развития действия – это своего рода ролевая игра. Сюжетные линии были записаны заранее, и предоставлялось ограниченное количество вариантов для выбора, но опыт поразителен. Слушатели голосовали по телефону, с помощью SMS, через Интернет, писали письма. В эфир пошел сценарий, набравший наибольшее количество голосов радиослушателей.

Люборытен проект радиопостановки «Йохана» радио Дании. Если у Би-би-си все уже было подготовлено заранее, то датская радиопьеса рождалась по ходу развития событий. Слушатели участвовали в процессе формирования радиопостановки на этапе ее создания, а авторы сами точно не знали, куда приведет их развитие сюжета.

Многофункциональный сайт радио: Все в одном флаконе. Если в эфире радиостанции присутствуют новости, программы, музыка, радиопостановки, детские, развлекательные и исторические передачи, сайт такой радиостанции будет достаточно насыщен. Скорее всего, мы имеем дело с государственным или общественным радио. Назовем его «общеформатное» или «радио для всех» (хотя можно ли удовлетворить всех и вся?). В эфире такое радио «без специализации» имеет максимальный набор разнохарактерного содержания: общественно-политические и финансовые новости, новости культуры и спорта, информационно-аналитические, развлекательные и познавательные программы. За каждой тематикой закреплено определенное место и время в эфире. Сайт же позволяет группировать разнородные материалы. Для этого на интернет-ресурсе удобно использовать тематическую рубрикацию.

Сайт радио «без специализации» будет иметь максимальное количество из рассмотренных функций – прямой эфир, блок корпоративной информации, архив программ, ленты новостей, интерактивные элементы, тематические разделы. Наличие так широко представленных составляющих эфира позволяет более гибко обращаться с контентом.

Интересный опыт приобрела интернет-редакция «Маяка» во время чемпионата мира по футболу 2002 года. По лицензионному договору, заключенному с обладателями прав на трансляцию матчей, радиокомпания брала на себя обязательства не передавать в Интернет футбольные репортажи. Технической возможности перекрыть выпуски спортивных включений у нас не было, и руководство предложило на месяц прекратить вещание в Сеть. Для интернет-редакции начались трудные дни – пришлось заниматься не только публикациями, но и «закрывать прямой эфир». Сделано это было следующим образом. В программе-проигрывателе, с помощью которого пользователи слушают звуковой поток на сайте, есть возможность создания так называемых списков. Если в этот список поставить ссылки на звуковые файлы (URL файлов), то они будут проигрываться один за другим.

Оцифрованный звуковой поток прямого эфира радио «Маяк» был отключен. Но мириться с идеей, что станция в Интернете будет молчать целый месяц, не хотелось. И прямой эфир заменили на псевдоэфир, который формировала интернет-редакция. Звуковые файлы для интернет-версии брались из контрольной записи эфира – для большинства выпусков программ не так важно, прошла программа сейчас или два часа назад, тем более что в тот момент основную аудиторию составляли зарубежные слушатели.

Сразу в редакцию начали поступать электронные письма с жалобами на то, что в прямом эфире идут одни и те же программы на протяжении целых суток. Стало ясно, что систему необходимо срочно совершенствовать и одним списком не обойтись. Редакция стала готовить несколько плей-листов – в итоге их было 12 , - каждые два часа программа менялась. После этой корректировки характер приходящих писем стал иным – нам стали задавать вопрос: куда делись новости «Маяка»?

С новостями ситуация складывалась сложнее – новости актуальны в течение короткого времени. Необходима была система оперативной автоматической записи отрезков прямого эфира, содержащего новости, в файл, который затем можно было бы включить в «списки» нашего псевдоэфира.

Помог опять-таки Интернет – была найдена программа для записи звукового потока в файл. Как только выпуск заканчивался, файл новостей сразу копировался на сервер. Интернет-версия эфира всегда начиналась последним выпуском новостей «Маяка». Пользователь мог перейти к следующему элементу списка – к следующей передаче.

Вот так, в «боевых» условиях была создана система, которая на протяжении всего месяца «закрывала эфир». Интернет-редакция верстала несколько эфиров – общий, общественно-политический, культурно-просветительский и музыкальный. А пользователи уже могли выбирать, что им больше импонирует. Через месяц чемпионат мира по футболу завершился, и все вернулось на круги своя. Было жалко сворачивать такой интересный опыт. А стал он возможен благодаря объединению возможностей архива – в оперативном режиме туда добавлялись выпуски информационных и музыкальных программ – и трансляции, структурного типа радио в Интернете.

Портал: Сколько орехов надо собрать, чтобы получилась куча? Термин «портал» используется в Интернете в разных значениях. Под порталом понимают:

- общую точку входа на однотипные ресурсы (от слова porta – дверь, ворота);

- объединение материалов разного типа с однотипных ресурсов;

- объединение однотипных материалов с разных ресурсов.

Словом, портал – это нечто единое, объединяющее в себе подобные элементы. Но сколько таких элементов должно быть, чтобы их было достаточно? Вопрос аналогичен задаче, в которой надо определить, сколько, казалось бы, случайных фактов должны свидетельствовать о закономерности.

Такой проблемой Слоненок мучал Мартышку. Ответ казался обезьянке простым, однако Слоненок настаивал: «Так, сколько орехов надо собрать, чтобы получилась куча?» Мартышка сказала, что много, однако умный Слоненок не удовлетворился ответом. «А много – это сколько, - спросил он. – Три ореха – это уже куча, или куча – это когда четыре или пять орехов?» С порталом, похоже, дело обстоит также.

Все зависит от задачи. Один портал занимается сбором информации о радиостанциях, каталогизирует ссылки на прямой эфир и сайты, другой – подбирает материалы той или иной тематики. В портал ничто не мешает объединить разнородные и «разнокалиберные» ресурсы, входящие, например, в какое-либо объединение или холдинг.

Сколькооднотипныхэлементовдолжнобыть впортале?Например,<www.radiofrance.fr>объединяетвсесайтыкорпорации,средикоторыхвосемьрадиостанций.Проект <www.comfm.com>собираетмедийныересурсы вСети и классифицируетихпоразнымкатегориям, и мы найдем здесь тысячи радийных сайтов.

Как говорилось в известном фильме «Служебный роман», «есть такое понятие, как комбинаторность». Однажды меня озадачили вопросом : можно ли называть сайт «Маяка» порталом и, в целом, что же такое «портал»?

Я стал вслух размышлять о том, что слово «портал» всяк трактует, как бог на душу положит, и что, с одной стороны, если говорить о сайте «Маяка» как об объединении материалов двух радиостанций – «Маяка» федерального распространения и FM-версии, то, пожалуй, можно утвердительно ответить на вопрос. Однако так как большей частью публикуются материалы только одной радиостанции (разговорной), а о федеральной версии лишь корпоративная информация, то, с другой стороны, называть сайт <www.radiomayak.ru> порталом некорректно.

Стало понятно, что доводы «за» и «против» я могу приводить достаточно долго, и мой поток сознания был прерван. «Скажи мне одно, - взмолился задавший вопрос, - мы записали проморолик, в котором приглашаем слушателей зайти на информационный портал радио «Маяк». Насколько правомерно наш сайт называть «информационным порталом»?

Я тут же ответил, что это не только правомерно, но так и есть на самом деле – лучшей формулировки и придумать нельзя. Раз портал – это общая точка входа, а мы говорим об информационном портале, и при этом на сайте в одном ресурсе объединены новостные статьи, репортажи и интервью, аналитические программы по разным рубрикам – общественно-политические материалы, спортивные, материалы по культуре и пр., то такой интернет-ресурс, несомненно, не что иное, как информационный портал – ни больше ни меньше.

Сайт как зеркало эфира

Дизайн, структура интернет-ресурса, элементы стартовой страницы зависят от того, какую радиостанцию сайт представляет. Иными словами, какие будут приоритеты и как расставлены акценты. Все определяется спецификой, особенностями конкретного радио, основополагающей идеей – концепцией вещания.

Радиостанции можно отнести к тому или иному типу по ряду критериев. Причем оттенков, полутонов и переходов жанра – нескончаемое количество. Всякая классификация осложняется еще и тем, что утром – одни принципы построения эфира, днем другие, вечером третьи. Будни отличаются от выходного дня, а станциям приходится постоянно искать способы удержать своих слушателей.

Вот они и кроят на свой страх и риск. Экспериментируют с формами. Чистые алхимики в поисках философского камня!

Станции различаются форматами. Определим формат как принцип построения радиопрограммы и наполнения эфира, но внутри каждого – своя палитра.

Когда речь идет о формате радиостанции, говорят о доминанте. Есть 100%-ные форматы, есть их смешение. На любой радиостанции могут присутствовать и элементы других жанров.

Рассмотрим специфику сайтов с точки зрения программной политики радиостанции. Чем отличается новостное радио от информационно-музыкального или музыкального, станция для тинейджеров от ориентированной на аудиторию более старшего возраста?

Радиостанции могут быть условно разделены на несколько групп в зависимости от принципа построения эфира. Внешний вид, стилистика и наличие тех или иных модулей сайта также будут существенно отличаться. Это и понятно. Цели и задачи у сайтов разных радиостанций бывают диаметрально противоположные.

Представляется логичным обозначить три ингредиента эфира. Смешивая их в разных пропорциях, получим тот или иной тип эфира. Какие же у нас три источника, три составные части? Таковыми являются следующие компоненты :

- музыкальная составляющая;

- информационная составляющая;

- развлекательно-познавательная составляющая.