Конкурсы
Взрослые тоже любят игры, как и дети, а иногда даже больше. Проверено на практике. Стоит бросить в эфир: «А сейчас конкурс», как мгновенно начинает раскаляться студийный телефон.
Благодаря современной технической оснащенности все течение игры проходит на глазах у огромной аудитории стремительно. Не нужно тратить много времени на обработку ответов и определение победителя, как прежде. Теперь сразу же определяются лидеры и называется победитель. Это придает течению конкурса удивительную динамику и полную прозрачность всего процесса. Что особенно подкупает наших слушателей? Болезнь самых разнообразных сегодняшних соревнований – необъективность судейства, а радиоконкурс от старта до финиша – весь на глазах у слушателей (как ни парадоксально это звучит). Никаких кулуарных интриг. Мгновенность признания победы и выдачи приза – мощный стимул для играющих и повышение рейтинга радиостанции, поэтому в эфире всех радиостанций постоянно присутствуют и новые и традиционные конкурсы и розыгрыши призов. Весьма почитаемы подобные слушательские состязания и среди аудитории радиостанции «Маяк».
Но… Парадокс: чем примитивнее вопрос ведущего, тем, казалось бы, больше оснований заподозрить его в недостаточном доверии к интеллектуальному уровню своих слушателей. А на деле в ответ на простой вопрос стремительно возрастает активность желающих дать свой ответ. Абстрактный слушатель, видимо, в этот момент говорит: «Да что они там, совсем глупые, что такие простые вопросы задают?!» - и хватается за телефонную трубку, чтобы доказать, что ответ на такой вопрос не требует долгих размышлений.
Философские и психологические дискуссии по этому поводу можно растянуть ни на один семинар. Но главное ясно – этот несложный метод очень действенно повышает слушательский интерес. И все же не стоит останавливаться на этом. Попробуйте превратить конкурс в состязание из нескольких этапов – если позволяет время в эфире, конечно. Лучше всего для затравки бросить совсем простенький вопрос, а потом идти по нарастающей степени усложнения заданий. У ведущего есть возможность блеснуть талантами психолога, актера и комментатора. В зависимости от ситуации можно подначивать конкурсантов или подбрасывать им косвенные подсказки. Вопросы бывают наводящими и разводящими.
«Русская рулетка» - этот забавный музыкальный конкурс придумала редактор Татьяна Кильбург для большой программы «Отдохнем до понедельника». В музыкальный «лотерейный барабан» закладывается несколько песен. Дозвонившийся игрок в течение минуты прослушивает их – но в ускоренном режиме! Наслушавшись, он приказывает: «Стоп!» Играющий называет порядковый номер выбранной им мелодии из числа услышанных. И еще раз, но уже не более 20 секунд прослушивает всю запись, а затем должен назвать или напеть эту песню. Конкурс пользуется огромным успехом, поскольку в самом его условии присутствует много юмора. (Послушав любимые свои песни в ускоренном втрое режиме, захохочет даже сказочная царевна Несмеяна.) И вся передача под стать конкурсу идет в быстром темпе, а результат конкурса оглашается немедленно. Кто не смог ответить – выбывает, на его место тут же заступает следующий желающий проверить скорость своей реакции. И задача ведущих Аллы Човжик и Кирилла Радцига в том, чтобы не терять темпа, не сбавлять азарта и сохранять хорошее настроение. Этот конкурс можно смело называть «блиц-турниром знатоков песен», но под юмористическим соусом.
А знаете ли вы, что самая популярная нынче телевизионная программа «Песня года» родилась на радио? Только называлась она сначала «До-Ре-Ми». Ее постоянными авторами и редакторами были Инна Липскерова, Чермен Касаев и Лариса Останкова. Принципы той программы и использовали в дальнейшем наши телевизионные коллеги. На суд слушателей выносились песни, созданные композиторами и поэтами в течение года. По зрительским письмам выстраивался рейтинг популярности песен. А 1 января песни, которые слушатели назвали лучшими, выстраивались в программу праздничной передачи по песенным итогам года, причем этот хит-парад не всегда ограничивался студийным пространством – заключительные концерты проходили в больших концертных залах Москвы с прямой трансляцией в эфир на всю страну, на весь Советский Союз. А среди почетных гостей были самые активные члены добровольного слушательского жюри. Они приезжали на концерты в Москву по приглашениям, Гостелерадио оплачивало им проезд и проживание. Это была отличная и очень личная связь радио со своей аудиторией. И не только со слушателями, но и с творцами. Композиторы, поэты и исполнители приносили в программу свои новые песни и признавались, что ни перед одним художественным советом, прослушивавшим новые произведения, они не волновались так, как перед этим прямым экзаменом у слушателей, у огромной аудитории всей страны.
Примерно по такой же схеме задуман был на «Маяке» конкурс «На сцене молодые». Как понятно из названия, в нем соревновались не песни, а начинающие исполнители. Присылались записи из самых разных регионов страны. К ним прилагалась небольшая биографическая справка участника соревнований. Кстати, по этим записям можно было бы нарисовать график роста совершенствования звукозаписывающей аппаратуры на местах. И как страдала инициатор и редактор этой программы Вера Карпеченко, когда не могла выдать запись в эфир только из-за ее технических недостатков. А сам конкурс выглядел так: еженедельно в каждой передаче на суд слушателей выносились 5 записей. По прошествии двух месяцев по письмам слушателей подводились итоги голосования. Конкурсанты, набравшие максимальное количество голосов, продолжали борьбу за лауреатство, а вместо выбывшего к участию в конкурсе подключались новые исполнители. Например, из прошлого тура в следующий выходили два претендента на победу, значит, в борьбу включались еще три новичка. И так далее, от тура к туру. Окончательный итог подводился в конце года, когда оглашались имена пяти исполнителей, собравших наибольшее количество положительных откликов. Они и становились победителями. А в качестве награды им обеспечивалось постоянное место в разных музыкальных программах «Маяка», ведь они были победителями музыкального смотра радиостанции. В свою очередь самые активные члены нашего слушательского жюри получали в подарок от «Маяка» запись финального концерта лауреатов.
Интересна ли работа для журналиста в такой, казалось бы, рутинной программе: отобрать записи, разобрать почту? Интересна, особенно в поисках сюжетного поворота в каждой программе. То приглашались эксперты-профессионалы, с одной стороны, то любители – с другой. Занятно ведь выслушать точки зрения противоположных сторон. Обычно исполнителя представлял ведущий, но иногда слово давали самому участнику, тогда редактор четко вырисовывал задачу его скетча в эфире: кратко, остроумно, позитивно.
Конечно, можно превратить конкурс в банальный математический подсчет голосов, а можно зажечь в слушателях азартный огонь игры. Тут-то все и зависит от журналистского мастерства. Давно ушла эта программа в историческое прошлое нашей радиостанции. Но когда сегодня звучат в эфире голоса таких прославенных звезд сегодняшней эстрады, как Валерия, Николай Басков, Кристина Орбакайте, Алсу, Алексей Панайотов, Филипп Киркоров и другие, мы гордимся, что все они когда-то прошли наш конкурс начинающих исполнителей «На сцене молодые». И не ошиблись члены нашего огромного радиожюри, присуждая им высокие оценки.
Из существующих сегодня музыкальных конкурсов – полномасштабных, многолетних – можно назвать «Конкурс частушек», который проводит Надежда Бабкина вместе со своим «кумом» Иваном Несвитом в рамках передачи «Бабкина суббота». Достаточно было бросить клич «Ждем от вас частушек», как посыпался в редакцию поток писем. Эта программа с подведением итогов конкурса пользуется у слушателей особой любовью. Автор передачи Иван Несвит очень тщательно прочитывает все присланные письма, а затем с Надеждой Бабкиной артистично оглашает в эфире лучшие частушки. Победители конкурса удостаиваются Почетного диплома радиостанции «Маяк» и Театра песни Надежды Бабкиной, а также получают ценные призы. Конкурс продолжается уже третий год, он начался в 2005 году. Нескончаемый поток писем доказывает, что народное творчество неистощимо. Многие из присланных частушек включила в свой репертар сама певица и ее ансамбль «Русская песня». Целую концертную программу, подсказанную слушателями-корреспондентами, составил для себя дуэт Светланы Смирновой и Юрия Селиванова.
В представлении конкурса в эфире вам придется сочетать увлеченность игрой и объективность оценок. Четко соблюдайте вами же определенные условия игры. Найдите деликатную форму прощания со слушателями. Подходите творчески к каждому выпуску. Продумайте систему поощрения и заинтересованности участников.
Конкурс – дело хлопотное. Для его работы необходим свой небольшой штат. Редактор отвечает за общее направление программы и отбор участников, записей. Автор пишет текст для эфира или детальный план, если программа выходит в прямом эфире. Понадобятся помощники для разбора почты и доставки призов победителям, ведь взрослые любят не только игры, но и подарки.
- Краски звука
- Язык мой – друг мой
- Летать охота
- Один на один с микрофоном
- Знакомые голоса
- Если вы решились… Уверяю вас, ибо испробовал и то, и другое, что работа на радио значительно сложнее, нежели работа в телеэфире. Там многое спасает картинка. Там слово с нею на равных.
- И еще раз о русском языке
- Увидеть по радио
- Трансляция
- Радиофильм
- За кадром
- Конкурсы
- Диджей (диск-жокей)
- О спортивной журналистике на радио
- Монтаж как элемент творчества
- Чистый звук
- Как не утонуть в прямом эфире
- Закономерные случайности
- Только на равных
- Востребованные жанры
- Радиокомпозиция
- Корреспонденция
- Радиожурналист и его окружение
- Что такое оформление эфира
- Классификация
- Только один час эфира
- Кто и как оформляет эфир
- Разработка музыкального логотипа
- Сочинение музыки
- Запись вокала
- Аранжировка
- Сведение джингла
- О том, что должен знать и уметь режиссер прямого эфира
- Становление профессии
- Атмосфера в студии
- И вновь о магии прямого эфира
- Застеклом-ведущий
- Друг корреспондента
- Техника и техники
- О том, как представить радиостанцию в интернете
- А музыка звучит…
- Создание сайта радио
- Разработка проекта
- Выбор партнера
- Начало – половина дела
- Концепция сайта – краткое перечисление целей, задач и функциональных особенностей будущего сайта.
- Сопровождение эфира
- Еще одно, последнее сказанье…