Застеклом-ведущий
Один из сложнейших вопросов прямого эфира, на который в течение последних двадцати лет отвечают по-разному: кто в экстремальной ситуации должен принимать окончательные решения, касающиеся технологии эфира? За кем должно быть последнее слово?
К примеру, до конца вещательного отрезка, до позывных остается минута 20 секунд. Есть разные варианты действий: доиграть музыкой, дать короткий репортаж, который может целиком не уместиться и его придется деликатно обрывать, или предоставить возможность занять это время ведущему с каким-либо эссе, экспромтом или заготовленным резервом.
При этом далеко не все ведущие обладают достаточным опытом и могут выстроить законченную мысль, рассчитанную на определенный отрезок времени, с точностью до секунды. Для этого в его голове должны работать биологические часы, которые позволяли бы ему говорить ровно столько, сколько нужно, - ни секундой больше или меньше. Это тоже искусство.
Конечно, надо всегда исходить из того, что у ведущего достаточно опыта, чтобы принимать решение самостоятельно. Но в каких-то случаях, когда ведущий не чувствует уверенности, ничто не мешает ему, предварительно договорившись, передать некоторые функции управления эфиром опытному режиссеру.
Это касается принятия решений и во многих других рабочих ситуациях: при музыкальном оформлении сюжетов, определении их очередности, внеплановых включениях и др.
Хороший режиссер должен помогать ведущему в работе с его речевым аппаратом, советовать в выборе лексики, способах интонирования и артикуляции. Иногда надо помочь правильно поставить ударение в слове, деликатно поправить, если нужно. Проверить орфоэпию имен, географических названий.
Часто у ведущего нет времени заглянуть в справочник, словарь. Здесь режиссер может быть незаменим. Но для этого требуются специальные знания и любовь к слову. Хорошо бы звукорежиссеров заранее ориентировать на это, приглашая на работу.
В практике редакции бывают музыкальные программы, которые ведет музыкальный комментатор. Звучат в эфире новые музыкальные произведения, приходят гости: певцы, композиторы, люди, представляющие цвет нашей культуры.
Перед эфиром звукорежиссер обязательно должен иметь возможность обсудить с ведущим содержание программы. В этом случае звукорежиссер сможет создать в эфире настоящий музыкальный мини-спектакль со своей драматургией, интригами.
Еще один важный момент. Люди творческие, к которым следует причислить и ведущих, часто увлекаются в прямом эфире, теряют контроль над временем. Звукорежиссер в этом случае должен подсказать ведущему: пора заканчивать, осталась минута,10 секунд и т.д. Сделать это можно через наушники. Но не всегда наши милые ведущие хотят портить этим громоздким сооружением прическу, да и нередко пользуются ими так, что звук из них идет не столько к уху, сколько к микрофону, засоряя эфир. Часто голос в наушниках с дополнительной информацией сбивает с мысли человека у микрофона. В связи с этим ведущие используют семафорную азбуку, нечто похожее на то, чем пользуются люди, утратившие слух. Думаю, ее было бы полезно знать как журналистам, так и режиссерам, работающим в прямом эфире.
Ведущий и звукорежиссер должны работать в одной связке, как альпинисты, подстраховывая друг друга. Ведь оба заняты рискованным делом.
Сталкивается режиссер и с распространенной эфирной ситуацией, когда в условиях цейтнота к нему поступают противоречащие друг друга указания шеф-редактора и ведущего. Никакие инструкции не предусматривают в этой ситуации чьего-либо приоритета. Исходя из здравого смысла, он, очевидно, должен быть отдан ведущему, который находится на передней линии и ближе всех к микрофону.
- Краски звука
- Язык мой – друг мой
- Летать охота
- Один на один с микрофоном
- Знакомые голоса
- Если вы решились… Уверяю вас, ибо испробовал и то, и другое, что работа на радио значительно сложнее, нежели работа в телеэфире. Там многое спасает картинка. Там слово с нею на равных.
- И еще раз о русском языке
- Увидеть по радио
- Трансляция
- Радиофильм
- За кадром
- Конкурсы
- Диджей (диск-жокей)
- О спортивной журналистике на радио
- Монтаж как элемент творчества
- Чистый звук
- Как не утонуть в прямом эфире
- Закономерные случайности
- Только на равных
- Востребованные жанры
- Радиокомпозиция
- Корреспонденция
- Радиожурналист и его окружение
- Что такое оформление эфира
- Классификация
- Только один час эфира
- Кто и как оформляет эфир
- Разработка музыкального логотипа
- Сочинение музыки
- Запись вокала
- Аранжировка
- Сведение джингла
- О том, что должен знать и уметь режиссер прямого эфира
- Становление профессии
- Атмосфера в студии
- И вновь о магии прямого эфира
- Застеклом-ведущий
- Друг корреспондента
- Техника и техники
- О том, как представить радиостанцию в интернете
- А музыка звучит…
- Создание сайта радио
- Разработка проекта
- Выбор партнера
- Начало – половина дела
- Концепция сайта – краткое перечисление целей, задач и функциональных особенностей будущего сайта.
- Сопровождение эфира
- Еще одно, последнее сказанье…