logo
Gmail / КЛЮЧИ К ЭФИРУ Книга 2 Основы мастерства

Закономерные случайности

Всегда учитывайте высокую вероятность случая, который в момент может изменить все ваши планы и ожидания, тем более в спортивных соревнованиях, исход которых порой абсолютно непредсказуем. И тут на первый план выходят ваши внутренние ресурсы: быстрота реакции, умение максимально сконцентрироваться и мобилизоваться, смекалка, эрудиция, всестороннее знание предмета.

Именно внутренне вы должны быть готовы ко всему, и в первую очередь к импровизации. Уровень вашего профессионализма напрямую будет зависеть от того, насколько невозмутимо, легко, виртуозно, шутливо, даже играючи вы сумеете преодолеть эти подводные камни и течения. А их, как правило, в изобилии встречается во время каждого эфира.

Прямой эфир (тем более спортивный) практически нельзя смоделировать и просчитать, ведь это сама жизнь, и никогда не знаешь, в какую сторону она тебя может увести.

Примеров нестандартных ситуаций можно вспомнить великое множество. Но притчей во языцех стал случай со знаменитым спортивным комментатором Виктором Набутовым.

Как-то раз он вел репортаж о футбольном матче из родного Ленинграда – и вдруг у ворот одной из команд сломалась перекладина. Инвентарь, конечно же, бросились менять, и пауза в игре затянулась минут на тридцать. Однако репортаж Набутов продолжал, и провел он эту получасовку так азартно и легко, что никто из слушателей даже заскучать не успел.

История эта повторилась много лет спустя, когда с подобной нештатной ситуацией столкнулся еще один мэтр теле- и радиорепортажа Владимир Маслаченко.

Перед началом полуфинального(!) матча Лиги чемпионов «Реал» - «Боруссия» (Дортмунд) на мадридском стадионе «Сантьяго Бернабеу» тоже сломались ворота. Как назло запасных на стадионе не оказалось, а ближайшие свободные обнаружились только в соседнем районе. Процесс доставки и установки занял порядка пятидесяти минут. И все это время Владимир Никитович работал в эфире, блестяще, с юмором заполнив вынужденную паузу.

Мастер репортажа, спортивный комментатор Владимир Писаревский как-то вспомнил занятную историю, приключившуюся с его знаменитым коллегой Николаем Озеровым на одной из Белых Олимпиад. Проходила она в японском городе Саппоро. Разница во времени с Москвой внушительная: когда над столицей СССР только сгущались сумерки, Саппоро уже погружался в глубокий сон.

Озеров и Писаревский жили в одном номере. После очередного тяжелого трудового дня крепко спали, и вдруг – резкий телефонный звонок. Озеров, не открывая глаз, поднимает трубку. На проводе – Москва. Звонят с радио. Никак, говорят, не можем найти ваш репортаж о сегодняшней лыжной гонке у мужчин – затерялся он где-то среди студийных катушечных записей… В общем, не могли бы включиться в прямой эфир? Озеров – без подготовки, без листа, без запинки, по-прежнему с закрытыми глазами – продекламировал свой репортаж, создав при этом полнейшее ощущение эффекта присутствия, как будто гонка закончилась только что.

«Стоп, машина!», эфир закончен, трубка на рычаг. Сон продолжается. Как будто ничего не было – чудеса да и только! Впрочем, в арсенале Николая Николаевича таких чудес было бездонное море…

Позволю себе обратиться и к воспоминаниям другого известного спортивного комментатора радио и телевидения Наума Дымарского. Он в подобных экстремальных условиях оказывался неоднократно, хотя бы потому, что в свое время работал на радиоперекличках с соревнований самого разного уровня, в том числе и Олимпийских игр.

Вот как Наум Александрович вспоминал о работе на Олимпиаде - 1980 в американском Лейк-Плэсиде.

«В один из дней веду перекличку и прошу включиться в передачу нашего корреспондента, но – тишина. Что такое? Ведь за несколько минут до эфира была техническая проба, проверили, все ли участники переклички на местах, работают ли микрофоны и так далее. Все выверено, а сейчас, когда жду от нашего питерского коллеги Геннадия Орлова начала рассказа, в эфире зловещее молчание. Ледовый стадион не откликается. Что же делать? Выручил Озеров. Он был в этот момент на хоккее, рядом с катком, где соревновались конькобежцы. Конечно, ему было хуже видно, да и нужной информации не получил, но хоть кое-как все-таки сообщил о забеге. Спутал только цвет спортивного костюма, в котором бежал знаменитый американский скороход Эрик Хайден. Но главное, пауза была заполнена, слушатели узнали о том, что происходило в данный момент Олимпиады у конькобежцев.

В другой день, как раз во время переклички, внезано погас свет. Томительных минут 15 не было тока, и все трансляции по телевидению и радио на весь мир резко оборвались. Организаторы потом даже не извинились и не объяснили, по какой причине это произошло. Пришлось за них просить прощения у наших слушателей и просто сказать, что вот так, в один миг, мир потерял Олимпиаду.

Во время переклички из Монреаля я тоже бесполезно вызывал арену легкоатлетов – комментатор на стадионе Александр Курашов не отвечал. А ведь только что он несколько раз выходил в эфир. Но сейчас было особенно важно и интересно: я видел по монитору (в студии у ведущего было несколько цветных телеэкранов с изображением происходивших событий, о которых шла речь в перекличке), как к решающей попытке готовился наш выдающийся мастер тройного прыжка Виктор Санеев, неоднократный олимпийский чемпион. Нервничаю, снова вызываю стадион, увы, ничего не меняется – ответа нет. И надо же, именно в этот трудный момент в студии появляется неугомонный Озеров. Мгновенно оценив ситуацию, он надел второй гарнитур комментатора и, глядя на монитор, бодро сказал в микрофон: «Да, да. Стадион слушает вас и готов включиться в перекличку». Далее продолжил: «Итак, уважаемые слушатели, сейчас Санеев совершит последнюю попытку. Разбег… прыжок… и – результат. Поздравляю! Советский спортсмен – олимпийский чемпион!»

Думаю, этот маленький «обман», вызванный особыми обстоятельствами, наши радиослушатели нам простят. Простят хотя бы потому, что они раньше всех, минута в минуту, синхронно сопереживали и узнали о большом успехе одного из олимпийцев.

В другой раз во время переклички из этой же студии я решил обратиться к конному спорту, зная, что туда отправился Сергей Кононыхин, специалист и этого вида состязаний, а не только фигурного катания. Однако снова не могу его вызвать.И вдруг увидел его через стекло в соседней со студией комнате, и он мне подает знак, чтобы я открыл ему дверь. И повторяется знакомая картина: увидев нашего конника и цифру «2», Сергей Николаевич уверенно зявляет, что тот занял второе место. Быстро спохватившись, мой опытный и честный коллега признался в ошибке и тут же ее исправил.

Как победить конкурентов

Со времен тех событий, о которых рассказывал Наум Дымарский, прошло, страшно себе представить, больше тридцати лет. За эти годы спортивная журналистика, в том числе и на радио, значительно изменилась.

Сегодня спортивная журналистика на радио – это, в первую очередь, оперативная, если не сказать мгновенная, информация.

Так было далеко не всегда: старожилы помнят, как на том же «Маяке» ежедневные выпуски спортивных новостей по пальцам можно было пересчитать.

Происходящее же сейчас – веление времени: мир переживает тотальный бум информации, в том числе и спортивной. Потому так востребованы ежедневные спортивные газеты, неуклонно повышающие свой тираж. Потому все больше подписчиков становится у спутникового телевидения, где можно найти невероятное количество спортивных каналов и трансляций. Появился еще и Интернет, в котором все, что душе угодно.

Однако в начале каждого часа рука настоящего спортивного болельщика все чаще тянется к радиоприемнику для того, чтобы послушать по радио на «Маяке» новости спорта. Даже сейчас, в атмосфере все более усиливающейся конкуренции, радио по-прежнему активно востребовано.

В эфире «Маяка» звучит вот такой слоган: «Время появления экстренного материала на страницах газет – минимум сутки. Организация телевизионного включения с места событий – до нескольких часов. Прямой эфир на радио – счет на минуты! Используя главные преимущества радио, мы предоставляем вам информацию до того, как она перестанет быть новостью… Обо всем, что происходит, узнавайте первыми!»

Радиожурналист, рассказывающий о спорте, так же как и сами спортсмены на беговой ли дорожке, на игровой ли площадке, в соревновании с другими СМИ всегда должен быть первым.

В учебнике по радиожурналистике (Радиожурналисттика, 3-е изд. М.: Изд-во Моск. ун-та; Наука, 2005) вы найдете формулу этой востребованности: самая высокая оперативность и достоверность в показе события, самый удобный способ восприятия, наконец, психологические особенности воздействия на человека, пробуждение его фантазии, способности к образному мышлению. Это природные свойства радио. Однако понятно, что сами по себе, без наполнения их мастерством журналиста, вряд ли могут проявиться. Все это должен учитывать спортивный журналист, работающий в конкурентной среде.

Современное развитие мобильной телефонной связи позволяет корреспонденту включиться в эфир в любую секунду, из любого уголка земного шара, с любого спортивного соревнования. Конечно, в этом случае основная проблема – не самое высокое качество звука, получаемое с мобильного телефона. Возможны нестабильный прием сигнала или излишние сторонние шумы, заглушающие голос журналиста, другие помехи. Однако с этим вполне можно справиться. За время, остающееся до эфира, попытайтесь занять такую позицию, найти такую точку, откуда звук будет идти с наименьшим количеством помех.

Пожалуй, первым опытом глобального «мобильного» освещения крупного события на спортивном радио был футбольный чемпионат Европы-2000 в Бельгии и Голландии. Комментаторы «Маяка» тогда вели репортажи прямо с места событий, со стадионов, на которых проходили матчи, и практика эта была признана успешной. «Маяк» выигрывал в конкуренции с телевидением и уж, конечно, с газетами.

В дни крупных спортивных событий, самые глобальные – это Олимпиады и чемпионаты мира по футболу, рейтинги того же «Маяка» зашкаливали за рекордные отметки – в особенности за счет автолюбителей, которые, не имея возможности смотреть соревнования в дороге, болели за наших по радио.

Поражает и география, которую охватывает радио и где слушают его спортивные трансляции. В 2006 году во время важнейшего хоккейного матча Россия – Канада на Олимпиаде в Турине в студию прямого эфира звонили люди из Находки и Томска, Калининграда и Владивостока, Тынды и Таджикистана, США и даже Австралии!

Спортивным радиожурналистам необходимо стремиться к прямому эфиру – это залог конкурентоспособности радио.

Позволю себе еще выделить одно свойство радиовещания, которое обеспечивает его конкурентоспособность, жизнестойкость и, на мой взгляд, является крайне важным для спортивной журналистики. Это коммуникация, обратная связь, стремление слушателей к общению – и следовательно, к выражению собственного мнения, а иногда и непосредственному спору в прямом эфире.

В нынешние формы прямого эфира интерактивное общение с аудиторией вписывается идеально, слушатель же получает возможность поделиться своими взглядами, а заодно и почувствовать себя активнейшим участником события. Особые коммуникативные возможности радио делают диалоги со слушателем о спорте в прямом эфире особенно востребованными нашей аудиторией.

Интерактив на радио – еще одно конкурентоспособное поле спортивной журналистики.