logo search
Михайлов Журналистика стран Северной Европы

Распределение газет

Год

Населенные пункты

с двумя или более газетами

Населенные пункты

с одной газетой

1945

51

42

1950

51

42

1955

39

53

1960

32

56

1965

23

59

1970

21

65

1975

20

64

1980

21

62

1985

24

60

1990

20

63

1995

20

58

 

Примечание: приведенные данные относятся к газетам, выходящим 3–7 раз в неделю.

 

Наглядно динамику изменений можно увидеть на приводимом ниже графике.

 

 

Как видим, число городов с двумя высокопериодичными газетами значительно уменьшилось по сравнению с 1945 годом.

Структурные изменения и финансовое положение ежедневной прессы находились под постоянным наблюдением государства с начала 1960-х годов. Семь комиссий приходили к выводу, что закрытие газет ограничивало возможности ежедневной печати исполнять свои функции в рамках шведской демократической системы, и был принят ряд соответствующих мер для противодействия дальнейшей концентрации собственности и стимулирования учреждения новых газет. Условия предоставления субсидий прессе приспособлены к законам рынка с целью превращения субсидий в дополнительный элемент рыночной системы.

Первые субсидии прессе были выделены в 1969 году.

Итоговым результатом последовательных рекомендаций целого ряда комиссий было создание продуманной системы субсидий. В 1994–95 годах субсидии «газетам узкого охвата», т.е. тем, которые охватывали не более 50% семей по месту их выпуска, составили в сумме 411 млн. шв. крон. Эти селективные субсидии составили 3–4% от чистых доходов всех шведских газет от реализации и рекламы. Кроме того, субсидии в размере 73 млн. шв. крон выделялись газетам, участвующим в совместных программах по распространению изданий.

В настоящее время субсидии газетам узкого охвата увеличивают их доход в среднем на 15%. Отмена системы финансирования могла бы немедленно поставить под угрозу существование огромного количества газет.

После введения субсидий для печати связи между ежедневной прессой и политическими партиями постепенно распадались, тем самым подрывая сам смысл субсидирования. Субсидии финансируются за счет налога на все виды рекламы, за исключением телевидения и радио.

В 1980-х годах были предприняты несколько попыток по созданию новых ежедневных газет. Все они, за исключением одной, закончились провалом. Только деловая ежедневная газета «Дагенс индустри» («Современная промышленность»), основанная в 1982 году, добилась прочного успеха. В 1995 году была основана газета «Метро» («Метро»), выходящая пять раз в неделю и распространяемая бесплатно в метрополитене Стокгольма. Она взяла на себя значительную часть рекламодателей. В последнее время жители столицы стремятся читать это издание не только в метро, но и дома.

В целом шведские газеты печатаются в современных и высокопроизводительных типографиях с использованием передовой технологии с высокой степенью компьютеризации. Налажена быстрая и надежная система распространения газет и журналов.

В трех крупнейших городах (Стокгольме, Гётеборге и Мальмё) есть газеты, выходящие семь дней в неделю. В других частях страны преобладает шестидневная периодичность. Большинство провинциальных газет выходят утром, тогда как в трех крупнейших городах выходят также обширные вечерние иллюстрированные газеты для розничной продажи. Рынок для этого последнего вида изданий медленно сокращался с начала 1970-х годов. Средняя шведская ежедневная газета имеет тираж 25 тыс. экземпляров и выходит утром.

Стокгольмские вечерние газеты «Афтонбладет» (Aftonbladet) и «Экспрессен» (Expressen) имеют читателей почти по всей стране и используют типографии вне Стокгольма. Однако рынок вечерних газет стал резко сокращаться в 1990-х годах. Стокгольмская «Дагенс нюхетер» (Dagens Nyheter, основана 23 декабря 1864 года бывшим журналистом «Афтонбладет» Рудольфом Валлем) с 1985 года часть своего общенационального тиража печатает в других городах. Тираж «Дагенс индустри», которая теперь выходит шесть раз в неделю, вырос с 29500 экземпляров в 1982 году до 95200 в 1995 году.

Традиционная ориентация шведской прессы на политические партии в последние годы заметно ослабла, чему способствовали постоянные многомиллионные субсидии со стороны государства. В результате окрепла и финансовая независимость газет.

Начиная с середины 1980-х годов, финансовая группа Валленбергов (а она одна из четырех богатейших и влиятельнейших семей страны) стала проявлять интерес к средствам массовой информации. В 1994 году группа Валленбергов приобрела ведущую консервативную газету «Свенска дагбладет», в результате чего стала второй по значимости «силой влияния» в шведских СМИ после концерна Бонньеров. Газета выходит тиражом 195 тыс. экз., численный состав редакции – около 300 человек. Из них 60 человек работают в отделе новостей, 20 человек – в спортивном отделе, остальные заняты другой работой. По свидетельству Лассе Анджона, одного из ведущих сотрудников газеты, в дальнейшем она перешла во владение норвежского акционерного общества «Шибстед», основными владельцами которого являются члены семьи Нагель-Эриксен. Это говорит об интеграции массмедиа в рамках региона.

 

Журналы

 

Число изданий, которые официально называются «периодическими изданиями», составляет от двух до трех тысяч. Из них только примерно 165 являются «газетами», т.е. изданиями, которые выходят ежедневно или, по крайней мере, раз в неделю. Остальные являются журналами.

Среднестатистический швед регулярно читает более трех журналов, что выдвигает Швецию по этому показателю на одно из первых мест в мировой статистике.

Традиционные еженедельники постепенно сдают позиции, и с конца 1960-х годов их тиражи сократились примерно на 50%. Наиболее тяжелые потери понесли журналы для женщин, что характерно далеко не для всех стран Европы. Во Франции, например, такого явления не наблюдается. Позиции семейных журналов несколько прочнее, но и они тоже на спаде.

В настоящее время резко сокращаются тиражи журналов для мужчин, достигавшие самых высоких показателей между 1965 и 1975 годами, т.е. во времена так называемой «сексуальной революции» в странах Западной Европы и США.

В 1995 году выходило 10 традиционных еженедельных журналов общим тиражом 1,8 млн. экземпляров или примерно 199 экземпляров на 1000 жителей. Самые большие тиражи сохраняют пять семейных еженедельных журналов. Сравнительно мало издается в Швеции экономических, политических и литературных журналов; существует достаточно устойчивая группа специализированных изданий.

 

Радио и телевидение

 

С конца 1980-х годов на радио и телевидении Швеции произошли большие изменения. В настоящее время на смену бывшей государственной монополии на радио- и телевещание приходит новая структура. Сейчас государственные и общественные компании, программы которых финансируются за счет абонентной платы, действуют бок о бок с набирающими силу коммерческими радио- и телевизионными каналами.

С середины 1920-х годов радио-, а затем и телевизионное вещание в Швеции находилось в ведении государственной монополии, предназначенной обслуживать все население. Передачи финансировались за счет абонентной платы. Реклама в них была запрещена. В конце 1970-х годов общественным объединениям было разрешено радиовещание в коммунах на ограниченной территории. Размещение рекламы в этих передачах было также запрещено.

Свою роль в изменении статута радио и телевидения сыграл технологический фактор. Появление спутникового телевидения в середине 1980-х годов подготовило почву для более глубоких перемен на национальных радио и телевидении. Как только у частных радио- и телекомпаний появилась возможность направлять коммерческие телепередачи прямо в дома шведов, было окончательно сломлено сопротивление введению коммерческого телевещания с наземных телевизионных станций. Коммерческий наземный телевизионный канал ТВ-4 с 1991 года ведет передачи на всю страну. С 1 января 1992 года были разрешены также передачи частного коммерческого кабельного телевидения.

Местное коммерческое радио стало действовать с 1993 года.

Несмотря на изменения, которые уже произошли или намечаются в настоящее время, главные позиции в радио- и телевизионном вещании по-прежнему занимают государственные каналы, финансируемые за счет абонентной платы. Существуют передающие компании, отвечающие соответственно за телевидение, радиовещание и образовательное радио- и телевещание.

Акции каждой из этих передающих компаний принадлежат фонду, правление которого назначается правительством после консультации с партиями, представленными в парламенте. Однако нет никакого вмешательства в составление программ. Задачи фондов состоят в содействии независимости передающих компаний.

Деятельность финансируется за счет доходов от абонентной платы, которая (с 1 января 1996 года) составляет 1476 шведских крон в год. Размеры абонентной платы устанавливаются парламентом, который также выделяет денежные средства для передающих компаний. В настоящее время компании «Шведское телевидение» также разрешено получать ограниченные суммы на финансирование программ от спонсоров.

Основы вещательной политики зафиксированы в Законе о радио и Правовом соглашении между вещательными компаниями и правительством. Программы должны быть беспристрастными, объективными и ориентированными на широкий спектр вкусов. Правительство не контролирует программы до их выхода в эфир. Однако Комиссия по вопросам вещания уполномочена выражать свое несогласие с определенными программами или рассматривать жалобы слушателей после выхода передачи в эфир, если будет определено, что она нарушает положения Закона или Соглашения.

Новый Закон о радио и телевидении вступил в силу 1 декабря 1996 года. Законодательные акты, регулирующие радиовещание, собраны в этом новом законе.

Уже упоминавшаяся группа семьи Валленбергов сконцентрировала свое внимание на радио и, главное, телевидении, вступившем в процесс демонополизации. Именно Валленберги вместе с концерном «Кинневик» получили лицензию на создание первого общенационального коммерческого канала эфирного телевещания.

 

Радио

 

С момента появления регулярного радиовещания в 1925 году и до 1955 года в Швеции можно было принимать только одну национальную радиокомпанию. В настоящее время компания «Шведское радио» вещает по четырем радиоканалам.

Первый канал предлагает самые различные развлекательные и серьезные программы с особым упором на подробные новости и обстоятельный социальный репортаж. Второй канал специализируется на образовательных программах, программах для иммигрантов и серьезной музыке. Третий и четвертый каналы круглосуточно передают легкую музыку и развлекательные передачи. Программы регионального вещания идут в основном по четвертому каналу. Всего существует примерно 25 региональных программ, охватывающих всю Швецию.

«Радио Швеции» – международная служба национального радио – ведет передачи для зарубежных слушателей на пяти иностранных языках (английском, эстонском, немецком, латышском и русском) и на шведском языке.

Коммунальное радио ведет регулярные передачи с 1978 года. В 1995 году было примерно 160 радиопередатчиков, которыми пользовались около 1200 местных организаций. Любое юридическое лицо, занятое некоммерческой благотворительной, политической, профсоюзной или религиозной деятельностью, может обратиться за разрешением вещать с этих станций. Цель состоит в предоставлении общественным организациям нового канала, с помощью которого они могут обращаться к своим членам и сочувствующим. Реклама на коммунальном радиовещании была разрешена с 1993 года.

Коммерческое местное радиовещание существует с 1993 года. В 1996 году лицензии были предоставлены 90 радиостанциям в 40 городах. Лицензии распределяются на аукционах, где определяется ежегодный взнос, который владелец лицензии обязан уплатить государству. Местная радиостанция может передавать сетевые программы в течение времени, составляющего до двух третей продолжительности дневного вещания. Реклама была ограничена продолжительностью не более восьми минут в час.

В сентябре 1995 года компания «Шведское радио», образовательное радио и коммерческое радио получили лицензии для вещания через цифровое радиовещание.

 

Телевидение

 

Телевизионное вещание появилось в Швеции в 1956 году. Второй телевизионный канал в стране был открыт довольно скоро – в 1969 году.

С осени 1991 года в Швеции действует третий наземный телевизионный канал. Этот канал ТВ-4 является отдельной организацией и финансируется из частных источников. До 10% эфирного времени может использоваться для рекламы. В принципе рекламу следует передавать между отдельными программами или во время длинных перерывов в спортивных соревнованиях и других мероприятиях. Правила, регулирующие содержание программ, схожи с теми, которые действуют в компании «Шведское радио».

В отчете, опубликованном в феврале 1996 года, содержалось предложение правительству принять принципиальное решение о переходе к цифровому наземному телевизионному вещанию в Швеции. В отчете также содержалось предложение, чтобы развитие наземной сети цифрового вещания началось самое позднее в 1997 году и первая стадия должна быть завершена в течение двух лет после принятия этого решения. Первый этап должен обеспечить возможности вещания для восьми общенациональных каналов, т.е. пяти новых каналов в дополнение к существующим. На втором этапе сеть вещания должна быть способна разместить 24 канала. После закрытия аналоговой сети могут вещать дополнительно 50 каналов, к чему уверенно стремится телевидение Швеции.

Сети кабельного телевидения для ретрансляции спутниковых программ стали создаваться в 1984 году. Примерно 55% всех семей в Швеции имеют доступ к спутниковым программам либо по кабелю (35%), либо с помощью индивидуальных спутниковых антенн (20%). В Швеции можно принимать примерно 100 спутниковых каналов. Одиннадцать из них предназначены специально для Швеции.

Закон о кабельном вещании, вступивший в силу с 1 января 1992 года, предусматривает свободную ретрансляцию спутниковых передач по кабелю и предоставление права любому человеку свободно передавать по кабелю радио- или телепрограммы. Кабельное вещание такого вида может финансироваться за счет доходов от рекламы примерно по тем же правилам, что действуют для канала ТВ-4. Ряд исключительно коммерческих кабельных каналов находится в различных частях страны. Кроме того, существует примерно 50 местных кабельных каналов, которые в равной степени делятся на коммерческие и некоммерческие каналы.

 

Домашнее видео

 

Бытовые видеомагнитофоны появились на рынке для продажи населению в начале 1980-х годов. В 1995 году видеомагнитофоны имелись в 75% квартир. В основном они используются для записи телепередач и просмотра их в удобное время. После сокращения использования видеомагнитофонов примерно в 1990 году спрос на них в настоящее время вновь возрос, при этом 16% населения (в возрасте от 9 до 79 лет) использует их в среднем раз в день.

Были приняты меры по росту предложения высококачественных видеофильмов.

 

Кино и посещение кинотеатров

 

Посещение кинотеатров было наиболее широко распространено в середине 1950-х годов, до появления телевидения. Среднее число посещений в год достигало тогда примерно 80 миллионов. В середине 1990-х годов посещение кинотеатров сократилось до 16 миллионов в год.

Риксдаг (парламент) принял решение, что кинематограф должен получать государственную поддержку в Швеции (свыше 122 млн. шв. крон в 1994/1995 финансовом году). Свыше 60 млн. шв. крон из этой суммы были предназначены для производства кинофильмов, а остальная часть шла на прочую деятельность, связанную с кинематографом. Интересно отметить, что поддержка касается и документального кинематографа. Так, шведские кинематографисты регулярно принимали участие в престижном международном кинофестивале документальных, игровых короткометражных и анимационных фильмов «Послание к Человеку» (проводится ежегодно в Санкт-Петербурге, генеральный директор – Михаил Литвяков).

Основная часть этой государственной поддержки кинематографу финансируется за счет налогов на билеты в кинотеатры, видеоиндустрию и отчислений национальных телевизионных каналов.

 

Электронные информационные системы

 

В Швеции активно развиваются электронные информационные системы. Широко используются электронные библиотеки на компакт-дисках, компьютерные базы и банки данных, возможности Глобальной информационной инфраструктуры. Именно благодаря им и, в частности, компьютерным сетям идет перераспределение информационных потоков.

Конституционный принцип гласности в ряде случаев приводит к недоразумениям на межгосударственном уровне. Компьютерные сети все чаще используются для оперативной передачи новостей, особенно деловых.

Швеция включилась в «мировую паутину», что позволяет эффективно использовать преимущества международного разделения труда, особенно в сфере массовой информации и международного обмена информацией.

в начало