logo search
osnovy_tvorcheskogo_masterstva_zhurnalista

Публицистический образ

Художественно-эстетический характер отражения действительности. Если в художественном образе реальность предстает как творчески преобразованная и искусственно созданная художественная действительность, то в публицистике образ тождественен реальным лицам и опирается на документальные факты.

Портретные характеристики дают возможность показать темперамент, манеру поведения, психологическое состояние.

Пейзаж может служить средством контраста, работать на раскрытие характера, раскрывать мировоззрение героя.

Образ автора, особенности: если в литературе он не совпадает с реальной личностью (или не всегда), то в публицистике позиция автора выражается открыто, без какой-либо опосредованности через образ героя. В то же время автор в публицистическом произведении выступает не только как отдельная личность, но и как человек, выражающий мнение определенной общественной группы, категории, слоя. Автор публицистического текста определяет своими произведениями не только стиль собственного творчества, но и выражает настроение. «Я действующее» близко к репортажной манере изложения, автор выступает участником, создает эффект эмоционального присутствия. «Я размышляющее» предполагает исследование ситуации, ее моделирование, ориентацию на совместную с читателем постановку проблемы. Чем более ярко выражена авторская позиция, тем очевиднее связь «контакт-диалог» журналиста и читателя.

Очерк

В мировой журналистике прообраз очерка появляется в 18 веке. В 1709-1712 публикуются бытовые сценки лондонской жизни глазами героя Бикерстак. Очерк – публицистический жанр, в котором сочетаются логико-рациональный и эмоционально-образный способы отражения действительности для решения определенных аспектов концепций человека или общественной жизни. Очерк исследует закономерности социально-нравственного бытия человека и различных подобных процессов. Через образ конкретного героя автор показывает черты или характеристики определенного социума. Чаще всего герой очерка рассматривается через призму социального контекста, его взаимодействий с окружающим миром. Характерно сочетание трех компонентов: социологического, публицистического и художественного. Социологический предполагает выделение, поиск журналистом общественно-значимых явлений и проблем. Публицистический проявляется в опоре на факт, исходная точка развития сюжета – реальное событие. Художественный – создание картины с помощью образного мышления.

Рассуждения героя служат структурно образующими элементами композиции текста. Выделяют три разновидности: портретная, проблемная и путевая. Портретный очерк раскрывает черты конкретной личности, социально-психологические мотивы его поведения, индивидуальные и личные черты характера. Очерк дает возможность сравнить систему ценностей автора и героя. Хороший очерк заставляет вспомнить читателей, кто они такие. Удачная композиция очерка – акцент на каких-то сложных жизненных ситуациях и их преодолениях, эти ситуации могут касаться удара по самоуважению, профессионального провала, физического увядания, болезни и травмы, угроза смерти герою или его близким людям.

При этом выделяются четыре типа героев:

  1. «наши знакомые» - выходцы из народа, чья жизнь напоминает жизнь большинства

  2. Люди, преодолевшие трудную жизненную ситуацию

  3. «потерянные души» - герой со знаком минус

Композиция портрета

Основой служит вся жизнь человек или его отдельные промежутки. Литературная композиция – судьба человека показывается через ассоциацию, метафору, связанную с литературным персонажем или реальным историческим лицом. Проблемный очерк ближе всего к статье или корреспонденции. Отличие в том, что проблема исследуется с помощью не только логики и доказательств, но и с художественно-выразительными средствами. В свое время в советской журналистике выделяли судебный очерк: реконструкция состава преступления, анализ моральный опыт преступника, причины совершения преступления, дает ему морально-нравственную оценку.

Эссе выявляет закономерность бытия человека через изображение процесса восприятия мира. Самый персонифицированный жанр, основой которого и служит не столько позиция, сколько размышления автора по поводу наиболее глобальных философских категорий.

Виды эссе: литературное, философское.