logo search
Михайлов Журналистика стран Северной Европы

Современные шведские средства массовой информации

 

Информационные агентства

 

«Тиднингарнас телеграмбюро» – ТТ – ведущее агентство новостей Швеции. Практически все шведские газеты, а также радио и телевидение являются постоянными подписчиками на услуги новостей ТТ, которое снабжает своих клиентов информацией о внутренней и международной политике, новостями спорта, отчетами с фондовых бирж, о событиях в экономике страны, различными статьями и т.п.

Услугами ТТ пользуются не только шведские СМИ, но также газеты, журналы, радио и телевидение других стран Северной Европы.

 

Газеты

 

Статистика показывает, что шведы входят в число самых активных покупателей газет в мире. В 1995 году выходило 95 газет с так называемой высокой периодичностью (4–7 выпусков в неделю) с общим тиражом около 4,1 миллиона или 465 экземпляров на 1000 жителей. Газеты с низкой периодичностью (1–3 выпуска в неделю) – а их насчитывается около 70 – представляли собой главным образом местные издания или газеты, выражающие особые политические или идеологические точки зрения. Их тираж составляет примерно 10% от общего тиража всех газет и общего числа на душу населения.

За послевоенные годы количество газет резко сократилось: с 216 в 1945 году до 167 в 1995 году. Следовательно, все большее число населенных пунктов стали «городами одной газеты». Это явление, характеризующее высокую степень концентрации и монополизации, ранее обнаруживалось в США, Германии и других развитых странах.

Шведские газеты традиционно были склонны симпатизировать программам и идеологиям политических партий и даже активно поддерживать их. Однако политические позиции газет отнюдь не совпадали с политическими предпочтениями избирателей. Если социал-демократы и коммунисты в течение десятилетий получали примерно половину голосов избирателей, то на их печатные органы приходилась лишь одна пятая совокупного тиража. Напротив, несоциалистические партии поддерживались примерно каждыми четырьмя газетами из пяти, и в данном случае либеральная пресса намного превосходила число голосов, которые избиратели отдавали либеральным партиям. Кроме того, в последние годы наблюдается тенденция отхода газет от партийных позиций.