logo search
osnovy_tvorcheskogo_masterstva_zhurnalista

Слухи и сенсации как основа новостей

Среди социальных причин, порождающих слухи, выделяют: дефицит информации, недостаточная оперативность выдачи информации. Слухи возникают в том случае, если потребность людей в информации не удовлетворена напрямую. Психологической основой для их возникновения служит искажение информации в процессе передачи между людьми. Чем больше цепочка участников, тем сильнее меняется информация. Происхождение источников: стихийные (спонтанные) и фабрикуемые (целенаправленно распространяемые). Использование слухов осуществляется с целью манипулятивного воздействия на разум аудитории, могут усиливать авторитет их распространителей, вызывать недоверие к определенным лицам, заставлять людей в правильности своего поведения, установок.

По степени достоверности слухи делятся на:

  1. Абсолютно невероятные

  2. Невероятные с элементами правдоподобия

  3. Правдоподобные

  4. Достоверные с элементами выдумки

По эмоциональной характеристике слухи делят на:

  1. Желания, которые в результате их неоправданности приводят к разочарованию

  2. Страхи, которые блокируют выполнение социальных обязанностей. Характерны для драматических ситуаций, связанных с военными конфликтами или экономическими событиями.

  3. Разобщающие, которые направлены на порождение агрессии к определенным социальным группам и слоям населения.

Сенсация является слухом в том случае, если она не имеет четкого источника. Сенсация – новость, призванная шокировать читателя, служащая эмоциональным катализатором. Степень сенсационности зависит от осведомленности самой аудитории (если СМИ сообщает о кадровых перестановках в высших кругах власти). От эмоционального уровня восприятия: постоянно негативная информация притупляет степень воздействия. По классификации сенсации бывают естественными и искусственными. Естественные: события или явления, которые резко изменяют окружающий мир: природного и социального плана; события и достижения, расширяющие возможность воздействия человека на окружающую действительность (научные и технологические открытия); открытия, резко изменяющие устойчивые представления (исторические парадоксы). Искусственные (организованные) – publicity, предполагают, что сообщения не носит яркого эмоционального характера, но ему таковой придает само средство массовой информации.

Подготовленные сенсации применяются с целью создания имиджа определенной персоны, основой зачастую служит частная жизнь людей, открытия в области медицины и науки, спортивные достижения, различного рода конкурсы, банкротство компаний и благотворительные акции, совсем негативная информация – скандалы, суициды, уголовная тематика.

Зачастую сенсация является выдачей желаемого за действительное, приукрашивание событий.