logo search
ИОЖ

Структурные изменения в системе отечественной периодической печати после первой русской революции (1905-1917 гг.). Манифест от 17 октября 1905 г.

Характерной особенностью русской легальной прессы XX в. является то, что большое количество газет и журналов были но преимуществу частными. В 1900 г. в частных руках находились почти все общественно-политические газеты и журналы.

Первая русская революция заставила самодержавие всерьез взяться за создание правительственной прессы. В начале XX в. наиболее дальновидные деятели правительства подняли вопрос о необходимости создания общественно-политического официоза. Подводя итог ушедшему веку и намечая перспективы нового столетия, «Вестник Европы» утверждал в 1901 г., что первой особенностью периодической печати становится «возрождение охранительной (вернее псевдоохранительной) печати, совсем было переставшей существовать в начале второй половины XIX века»3.

В первые годы XX в. подобное издание пытался создать министр внутренних дел Д.С. Сипягин. Он истратил 3 млн. рублей, но выпустить газету так и не удалось. Предреволюционные настроения русского общества исключали какое-либо влияние официозного органа.

Выходило ок. 1 000 периодических изданий (до 1916 выходило больше). В 1913 тираж был ок.10 млн.экз.

Изменяется состав аудитории. Появляются малограмотные населения – крестьяне.

Формировалась типология системы печати: политич.издания,лит-е,отраслевые,сатиры,детские,женские,спортивные,деловые,экономические.

В 1905г.,после принятия Манифеста, была отменена цензура.

ГАЗЕТЫ:

1. «Новое время» (Суворин)

2. «Вестник Европы» (Карамзин)- 1-е классич.толстое издание России,либер-е издание

3. «Русс.богатство»- в нач.20в.оказывало сильное влияние на парнтию эсеров.В апр.1905 – соглашение о товарищ.создании. Тираж 10 тыс. для толстого издания – незначительный тираж, потеряло свое влияние издание в 1910г.

4. «Мир божий»(Даудова)- журнал для юношей, позже общеобразовательный журнал. Неофиц.редактор-Богданович, хотел изменить журнал.Журнал должен заинтриговывать, но и незаметно воспитывать.