27. Типология современных средств массовой информации.
Основой типологии является расчленение систем объектов и их группировка с помощью обобщенной модели, или типа. В печати такой единицей является периодическое издание (газета, журнал), на телевидении — канал, телепрограмма, на радио — радиостанция, радиопрограмма, а в целом — средство массовой информации.
Типология журналистики используется для сравнительного изучения существенных признаков СМИ. Такими признаками могут быть: характер аудитории средства массовой информации; его предметно-тематическая направленность и иные черты, связанные с характером информации; целевое назначение; время выхода (утренняя, вечерняя газета, ночная программа телевидения); периодичность (ежедневная газета, еженедельник, ежемесячный журнал) и др.
Вся совокупность действующих СМИ подразделяется на типы. Типология помогает понять место изданий в системе СМИ, способствует их взаимодействию или конкуренции, определяет особенности деятельности, обеспечивает оптимальную реализацию информационной политики, незаменима при проведении маркетинговых исследований.
По характеру аудитории выделяются следующие основные типы изданий, теле- и радиопрограмм:
– международные;
– общероссийские;
– межрегиональные;
– территориальные (областные, краевые, городские, районные);
– этнических общностей;
– профессиональных групп;
– возрастных групп;
– для женщин и мужчин;
– для верующих.
По предметно-тематической направленности:
– универсальные;
– специализированные.
По целевому назначению:
– художественные;
– публицистические;
– развлекательные;
– научные;
– рекламные;
– информационные.
По времени выхода: утренняя, дневная, вечерняя, ночная — для теле-, радиопрограмм; утренняя, вечерняя — для газет.
Периодичность: ежедневная, еженедельная, ежемесячная и т. п.
Для каждого государства характерна своя типологическая структура СМИ. Например, на Западе растет количество качественных газет, что вызвано увеличением класса "белых воротничков". Идет снижение интереса к бульварной прессе: сокращение тиражей, уменьшение числа изданий. В США желтую прессу заменяют мужские и женские журналы.
Типологическую структуру СМИ России определяют следующие факторы.
1. Политический. Еще совсем недавно на повестке дня был актуален вопрос о сверхполитизации российской прессы, которая находилась под влиянием противоборствующих политико-экономических группировок. В настоящее время наблюдается тенденция к усилению роли государства в формировании информационной политики значимых во всероссийском масштабе СМИ. Стремящуюся во власть бизнес-элиту должен остудить горький пример медиа-холдингов Б. Березовского и В. Гусинского.
2. Экономический. Рыночная экономика в сфере СМИ развита недостаточно мощно. Большинство газет, теле- и радиоканалов существуют за счет внешней административной или спонсорской подпитки. Это сводит на нет здоровую конкуренцию — благосостояние зависит не от популярности у аудитории, а от умения ладить с владельцами.
3. Техногенный. Слабое техническое обеспечение редакций, в особенности — региональных, что снижает эффективность и интенсивность их работы.
4. Профессиональный. Утверждение новой русской журналистики на сломе старых идеологических парадигм имело и негативные последствия. Свобода слова оборачивалась свободой от этических и моральных норм, элементарных журналистских знаний и навыков. Бурный рост числа СМИ привел к нехватке кадров и падению профессионального уровня. В постсоветской России значительно выросло количество и оперативность информации, но ее обработка производится на низком уровне.
Среди названных факторов главенствует первый - политический, ибо в России по-прежнему многое, в том числе, разумеется, и система средств массовой информации, зависит от политического климата.
Печать - наиболее древняя подсистема журналистики, зачаточные формы которой можно отыскать среди пражурналистских явлений.
Классификация печатных СМИ (газет и журналов) возможна по многим параметрам. С. Корконосенко предлагает следующее деление периодики:
– по региону распространения (транснациональная, национальная, региональная, местная пресса);
– по учредителю (государственная и негосударственная пресса);
– по аудиторной характеристике (возрастной, половой, профессиональный, конфессиональный признаки);
– по издательским характеристикам (периодичность, тираж, формат, объем);
– по легитимности (с точки зрения наличия разрешения на издательскую деятельность);
– по содержательному наполнению (качественная и массовая). 3
Л. Реснянская отмечает, что наиболее распространенным и актуальным является деление печатных изданий на универсальные и специализированные.
Универсальные реализуют модель "для всех обо всем". Это издания, реализующие все базовые функции СМИ и охватывающие все сферы общественной жизни. Специализированные издания могут иметь модели:
– "для всех не обо всем" (тематическая профилизация прессы - "Спорт-Экспресс", "СПИД-инфо", "Финансовая Россия");
– "не для всех не обо всем" (ограничение аудитории и тематики – профессионально-отраслвые, женские, мужские, детские).
Помимо этого Л. Реснянская выделяет издания смешанного типа, объединяющие черты универсальных и специализированных: "обо всем для единомышленников" (партийные газеты - "Советская Россия", "Лимонка" и др.) 4
Лидеры общероссийского рынка относятся к первой модели, к универсальным изданиям. Это "Аргументы и Факты", "Московский Комсомолец", "Комсомольская правда", имеющие ряд общих черт. У них советское происхождение, на организационном уровне нет связи с государственными институтами, информационная политика строится на принципах независимости. Особенности этих изданий заключаются в следующем. В информационной политике "АиФ" наиболее заметно стремление быть доступной каждому. Это канонический образец массовой газеты, избегающей четкой политической позиции, перенасыщенной прикладными материалами, предпочитающей широко известных героев. По тональности газета проста и комфортна, максимально приближена к кругу повседневных забот обывателя. "МК" имеет более широкую информационную географию (СНГ, мир), содержит меньше утилитарной информации. Балансирует на грани "газеты новостей" и "газеты сенсаций", не чурается политических игр. "КП" похожа больше на "МК" – та же балансировка между качественной и бульварной прессой. В целях повышения конкурентоспособности предложила "толстушку" – "газету, которую можно читать всю неделю", использующую модель газеты выходного дня: позитив, культура, личные интересы, обратная связь с читателем.
Классификация современного ТВ осуществляется по следующим параметрам:
1. По способу трансляции:
· эфирное (распространение сигнала от телевышки до приемника);
· спутниковое ("НТВ+", "Космос-ТВ");
· кабельное (московское "КТВ-1").
2. По типу деятельности:
· вещательные структуры ("Первый канал"); как правило, они универсальны: в том числе заняты производством программ;
· программопроизводящие ("Вид");
· дистрибьюторские.
3. По охвату аудитории:
· общероссийское ("РТР");
· межгосударственное ("Первый канал");
· региональные (ВГТРК "Регион-Тюмень");
· местные (ТК "Ладья").
4. По специализации программ:
· общие (ВИД);
· специализированные ("Воен ТВ").
5. По форме собственности:
· государственные ("РТР");
· негосударственные ("СТС", Ren-ТВ").
Существует два вида радиовещания: эфирное, для распространения которого используются радиоволны, и проводное, для распространения сигнала используются провода.
Современную отечественную структуру радиовещания можно классифицировать по следующим признакам:
1. По типу собственности выделяются две большие группы:
· государственные радиостанции ("Радио России", "Маяк", региональные ГТРК);
· коммерческие радиостанции (В 1998 году в России их насчитывалось более тысячи. На первом этапе развития в их создании участвовали зарубежные партнеры. Франция – "Европа+", "Ностальжи", "М-радио"; США – "Максимум", "Радио 7. На семи холмах". В регионах коммерческие радиостанции разделяют на франчайзинговые и местные. Франчайзинговые станции – ретрансляторы столичных (как правило) крупных станций, которые платят за прием сигнала и выдают в эфир передачи местного производства. Отношения между головными станциями и ретрансляторами могут быть и очень жесткими ("Европа+", "Радио-Сити"), и либеральным ("Русское радио").
2. По охвату аудитории назовем:
· общенациональные ("Радио России", "Русское радио", "Маяк", "Европа+");
· региональные (краевые, областные, крупные города);
· локальные или местные (небольших городов, поселков, районов).
3. По тематической направленности:
· универсальные, включающие широкий спектр информационных, аналитических, художественных, развлекательных программ ("Радио России", "Маяк");
· информационные, главным компонентом программ являются выпуски новостей ("Эхо Москвы");
· музыкальные станции.
- Пиар: сущность, принципы и направления деятельности
- 2. Актуальные проблемы современной журналистики
- 4. Освещение в сми актуальных проблем современной науки
- 5. Зарубежная журналистика на современном этапе: проблемы и тенденции развития.
- 6. Вопросы саморегулирования сми: российский и зарубежный опыт
- 7. Кодексы профессиональной этики журналиста и проблема их воздействия
- 8. Логические основы редактирования.
- 10. Пресс-секретарь: профессиональные и этические критерии деятельности
- 11. Журналист и информация. Понятие «массовая информация»
- 12. Журналистика в период вов
- 13. Закономерности развития русской периодической печати 18 века.
- 15. Основные тенденции в развитии отечественной журналистики XX века.
- 17. Отечественная журналистика в период либерализации советского режима (1921–1927 гг.)
- 18. Структура мгп. Предмет регулирования.
- 19. Международное гуманитарное право и защита журналистов
- 20. Специфика работы журналиста в зоне вооруженного конфликта.
- 21. Журналистика как социальный институт.
- 22. Функции журналистики.
- 23. Задачи и методы социологического анализа аудитории сми
- 24. Закон рф «о сми».
- 25. Основы государственной политики в области сми. Формы и способы ее реализации.
- 26. Сми и проблема формирования толерантности общества.
- 27. Типология современных средств массовой информации.
- 28 Анализ структурной и дизайнерской моделей газеты (на примере одной из нижегородских газет)
- 29. Виды и средства рекламы. Особенности рекламного обращения.
- 30 Организация работы и структура редакции газеты
- 32 Принципы планирования работы редакции
- 35 . Жанровые особенности газетных текстов (интервью, отчет)