logo search
ответы к ГОСам

28 Анализ структурной и дизайнерской моделей газеты (на примере одной из нижегородских газет)

В зависимости от задач периодического издания, особенностей его целевой аудитории, содержательно-тематической модели и его имиджа определяется структура – состав и строение его номера.

Цели и задачи издания обусловливают основные его характеристики, главные тематические направления выступлений, формирование важнейших разделов и соотношение между ними, жанровую систему публикаций, систему рубрик и т.д.

Немалое значение имеют особенности аудитории издания, ее состав, интересы, информационные запросы. Они влияют не только на тематику материалов номера, но и на его дизайн, специфику форм подачи информации на печатных страницах.

Важный фактор, определяющий структуру номера, – содержательно-тематическая модель издания. Его общая долговременная модель, фиксирующая постоянные характеристики, конкретизируется в моделях отдельных номеров, связанных с определенным периодом – днем недели, временем года, сезоном, кампанией.

Формируя структуру номера, отвечают на четыре главных вопроса. Что включить в номер? В каком соотношении должны находиться различные части его содержания? Как их расположить? Как подать материал, какие формы для этого использовать?

В поисках ответа на первый вопрос мы приходим к выводу, что, во-первых, каждый номер газеты должен состоять из материалов, посвященных самым важным вопросам современности – «злобе дня», поднимать самые актуальные проблемы, волнующие широкую общественность. И, во-вторых, – в каждом номере для этого должны присутствовать самые разнообразные и разнородные материалы. Они образуют систему публикаций номера. Под публикацией мы понимаем опубликованный – напечатанный в газете для восприятия ее читателями текст или иллюстрацию.

Одной из важных характеристик газетного номера является его дизайн (от англ, design – чертеж, рисунок, проект). Это понятие и термин вошли в редакционную практику лишь недавно. До этого журналисты говорили о внешнем «лице» газеты, о ее верстке и оформлении, художественно-полиграфическом исполнении номера. Термин «дизайн» употребляли лишь по отношению к материальным объектам – мебели, автомобилям и др. Однако с изменениями требований, предъявляемых газете, в круг ее характеристик вошел и дизайн.

Понятие дизайна шире понятия внешнего «лица» газеты. Оно охватывает не только графическую характеристику номера, связанную с его полиграфическим исполнением. В него вошел ряд характеристик, совокупность которых во многом определяет уровень отношений, возникающих между газетой и ее читателями, возможности влияния газеты на её аудиторию, конкурентоспособность газеты на информационном рынке. Как справедливо заметили исследователи особенности газетного дизайна, он складывается под воздействием ряда формообразующих факторов. Один из них – эстетический фактор, определяемый внешней привлекательностью газеты, соответствием ее внешнего облика содержанию ее номеров. Заметим, что эстетика газеты играет немалую роль в привлечении внимания ее читателей и для его закрепления в процессе ознакомления с номером. Некоторые стороны эстетической характеристики газеты получают экономическое значение, влияя на уровень ее конкурентоспособности на рынке периодических изданий. Привлекая внимание читателей ярким оформлением номера, броскими заголовками, продуманной подачей текстов и иллюстраций, помогают им сделать выбор и приобрести газету. Более того, от дизайна во многом зависит судьба рекламы, напечатанной в газете, привлечение к ней внимания читателей.

Дизайн газеты представляет собой органичное объединение ряда постоянных и обязательных компонентов. Их рассмотрению посвящен курс дизайна периодических изданий, изучаемый на факультетах журналистики наших университетов.

К этим компонентам относятся: размерные характеристики газеты, постоянные элементы ее номера, шрифтовое оформление газеты, ее иллюстрирование, заголовки публикаций, цветность газеты.

К размерным характеристикам газеты относятся формат газеты, объем номера, количество и размер текстовых колонок на полосе номера, размер пробелов между текстовыми колонками полосы, площадь полосы номера и его емкость.

Под форматом газеты понимают размер бумажного листа – страницы номера, на которой помещается полоса – отпечаток размещенных на ней текстов, иллюстраций и других печатных символов. В современной отечественной прессе приняты три основных формата газеты: большой формат А2, малый – A3 и сверхмалый – А4. Они различаются своими размерами, показанными в миллиметрах: А2 – 420 х 594 мм, A3 – 297 х 420 мм, А4 – 210 х 297 мм. Первое число показывает ширину страницы, второе – ее высоту. Газетные форматы кратны друг другу, каждый последующий в два раза меньше предыдущего. Это позволяет газетному дизайнеру при необходимости изменять форматы полос номера, объединяя две его внутренние вертикальные полосы в одну большую горизонтальную.

Выбор формата газеты связан с ее типом. Обычно крупные общенациональные, региональные и городские ежедневные газеты выходят в формате А2. Формат A3, как правило, используют для выпуска районных и небольших городских изданий. В том же формате издают и еженедельники газетного типа. Формат А4 используют значительно реже – для выпуска ведомственных и рекламно-справочных изданий.

Формат газеты постоянен, однако при необходимости его могут изменять. Так, редакция газеты «Труд», выходящая в формате А2, выпускает свои пятничные «толстушки» – номера для чтения в выходные дни – в формате A3.

Формат газеты во многом определяет объем ее номера. Он связан с количеством его страниц. Оно может изменяться в зависимости от типа издания и периодичности его выхода в свет – от двух до нескольких десятков страниц. Обычно чем меньше формат газеты, тем больше страниц в ее номере. Понятно, что чем крупнее формат номера, тем больше его емкость – количество его публикаций, тем больше их величина. Это сказывается на их характере: в крупноформатной газете можно чаще публиковать большие аналитические тексты и крупные яркие иллюстрации.

Следующая ступень размерных характеристик газетного номера – его полоса. Количество полос номера, естественно, соответствует количеству его страниц. Полоса играет большую роль в процессе определения композиционной модели газеты, размещения ее материалов во времени и в пространстве, на страницах номера. Она представляет собой, как мы знаем, одну из основных форм подачи материалов. Ее разновидности – тематическая, целевая, сменная и другие полосы – используют в газетах самых разных типов. В малоформатных газетах и еженедельниках тематические полосы, наряду с подборками, являются основой организации материалов номера.

Полоса – ограниченное пространство, которое делится на колонки. Текстовая колонка один из важнейших элементов полосы. От количества колонок и их ширины, как и от их разделения – линейками или пробелами – зависит подача материалов полосы – текстов, иллюстраций и др. Определение параметров колонок влияет на дизайн газеты, облегчая или затрудняя восприятие читателями ее публикаций. Слишком узкие колонки мешают чтению текстов, широкая колонка воспринимается легче и при необходимости выделяет своим нестандартным форматом размещенный в ней материал. Поэтому дизайнеру приходится определять оптимальные для каждой полосы номера количество и ширину текстовых колонок и добиваться постоянства этих характеристик.

Дизайн газеты во многом зависит от выбора шрифтов, которыми набирают тексты и заголовки. Переход к компьютерному набору и верстке газеты предоставил ее дизайнерам новые весьма широкие возможности «игры шрифтами», обращения к новым, ранее у нас неизвестным шрифтовым гарнитурам, изменения величины литер и т.п. Однако вскоре оказалось, что стремление к использованию в газете большого количества текстовых и титульных шрифтов обычно приводит к пестроте ее оформления, мешает достижению единого стиля, не облегчает, а, наоборот, затрудняет восприятие читателями текстов. Поэтому постепенно во многих газетах выявилась тенденция ограничения количества используемых в них шрифтов и более тщательного их выбора, а также стремление дизайнеров закреплять за публикациями и рубриками в зависимости от особенностей их типа (жанра, формы подачи и др.) постоянные шрифты.

Важным элементом дизайна газеты является верстка ее материалов, особенности их размещения на полосах номера. В газетной периодике используют несколько видов верстки, различающихся своими характеристиками. Первая из них – форма, конфигурация материалов, представленных на полосе. Это прямая и ломаная верстка. Для прямой верстки характерна строго прямоугольная форма публикации, четырехугольник, обычно вытянутый в длину или ширину. Такая верстка проста, удобна, помогает быстрому выбору читателем интересующей его публикации. При ломаной верстке публикация принимает форму многоугольника. Это, возможно, привлечет внимание читателя, но в то же время может, при усложнении формы публикации, затруднить ее восприятие, вынуждая искать продолжение и окончание текста. Вторая характеристика видов верстки – соотношение высоты и ширины публикации. При горизонтальной верстке ширина текста превышает ее высоту, при вертикальной верстке – его высота превышает ширину. Для размещения большинства публикаций на полосе обычно обращаются к вертикальной верстке. Но иногда горизонтальную верстку используют для подачи на полосе блока материалов – тематической подборки и др. Чаще всего в газетах сочетают вертикальную верстку с горизонтальной, получая таким образом их разновидности – вертикальную верстку с горизонтальными пересечениями и т.п.

По отношению к оси симметрии полосы различают симметричную и асимметричную верстку. К первой иногда обращаются в процессе подготовки праздничных номеров или целевых полос, стремясь привлечь внимание читателей необычностью их дизайна. Подавляющее большинство газетных полос строится на основе асимметричной верстки.

Огромное значение для обеспечения привлекательного дизайна газеты имеет определение системы заголовков ее публикаций и, конечно, основ иллюстрирования ее номеров.

У каждой газеты – свой дизайн. В зависимости от типа издания его дизайн имеет свои особенности. Для дизайна качественной общественно-политической газеты характерны ясность, строгость, обычно здесь используют простую прямую верстку. Дизайн массовых бульварных изданий отличается пестротой, неоправданным выделением второстепенных деталей и подробностей, преподносимых как сенсации. Здесь охотно применяют приемы ломаной верстки. Поскольку вечерние газеты публикуют в основном оперативную новостную информацию, в них мало крупных аналитических публикаций, это получает отражение в особенностях их дизайна – в россыпи мелких текстов и заголовков, объединяемых в крупные событийные блоки.