logo search
otvety_k_gosu_doc_1 (1)

3. Средства массовой информации стран Центральной и Восточной Европы в 90-е гг.

Постсоветское пространство, также известное как республики бывшего СССР, — это независимые государства, которые вышли из состава Советского Союза в результате его распада в 1991 г. Термин введён в обращение Альгисом Празаускасом в статье «СНГ как постколониальное пространство», опубликованной 7 февраля1992 года в «Независимой газете».

За последнее десятилетие в бывшем СССР и журналистика как профессия, и сами СМИ претерпели колоссальные изменения. С отменой советской цензуры, становлением новых независимых государств и развитием современных технологий и методы, и условия работы журналиста изменились до неузнаваемости. После недолгого расцвета в первые годы гласности, уже с середины девяностых годов в постсоветских СМИ наметился кризис. Сыграв немалую роль в освещении прежде запретных тем, от сталинизма до экологических бедствий, сегодня СМИ в постсоветских обществах, как правило, неспособны формировать общественное мнение и поднимать острые темы. Люди больше не доверяют СМИ, как это было десять лет назад. Впрочем, как и в России. Журналистика почти перестала быть рычагом преобразований. Она больше не ориентирована на формирование определенного общественного мнения, а также оказание корректирующего влияния на решения и действия государственной власти и осуществление коммуникации между государством и обществом (распространена метафорическая характеристика журналистики как «четвёртой власти» — в дополнение к трём официальным ветвям). А лишь на получение прибыли, а значит – увеличения тиражей, скандальность.

Примером может служить постсоветская пресса Эстонии. В 1990 году была упразднена цензура печатных изданий и средств массовой информации. В 1991 Эстония восстановила свою независимость, и в культурной жизни очень много изменилось. С одной стороны исчез идеологический контроль над искусством и литературой, с другой - творцы вынуждены были учитывать правила рынка. Этот период характеризуется книжным бумом, бестселлерами и скандальными книгами. Появилась возможность познакомиться с произведениями эстонских писателей, находящихся в эмиграции. Для современной эстонской культуры характерно восстановление культурных связей со всем миром. Наряду с этим укоренилась продукция глобального творческого производства и массовая культура.]

В 90-х годах фильмы были нарративными: осмысление истории, категории свободы, связь между властью и индивидом. Теперь же – все больше развлечения или проправительственной информации.

И хотя журналисты «старой школы», как и в России, все еще пытаются работать по правилам, заявленным после распада Советов, - гласности, честности, профессионализме – этого становится все меньше.

95