logo search
ИОЖ

Сатирическая журналистика начала XX века (на примере 1-2 авторов). Значение журнала «Сатирикон».

М. Е. Кольцов (Фридлянд) – выдающийся советский публицист. Он был одним из первых создателей советского фельетона, определил его основные черты и особенности. Он родился в Киеве. В Белостоке, где он учился в реальном училище, был редактором рукописного журнала. В студенческие годы, которые он провел в Петроградском психоневрологическом институте, был одним из главных авторов журнала "Путь студенчества". Член ВКП(б) с 1918 г.

В этом же году он возглавил съемочную группу зарождавшейся советской кинохроники. Руководил журналом "Кинонеделя", возглавлял отдел хроники Всеукраинского кинокомитета. В 1920г. стал зам. редактора одной из первых массовых красноармейских газет "Красная Армия". В 1920-1923гг. деятельность Кольцова связана с выполнением многочисленных поручений Народного комиссариата по иностранным делам и с РОСТА. В начале 20-х годов его очерки появляются в "Правде", "Известиях ВЦИК", в "Красной газете", редактировал газету "Красный Кронштадт".

После возвращения в Москву работал заведующим международным отделом РОСТА. Вскоре М. Кольцов получает право на ведение в "Правде" собственной рубрики – "По белой прессе". С его именем связано также регулярное появление в эту пору фельетонов в каждом воскресном номере "Правды". В 1923г. Кольцов стал инициатором основания, а затем и редактором еженедельника "Огонек». Под его эгидой создал журналы "Советское фото", "Чудак".

Полтора года, с августа 1936г., он провел в качестве корреспондента "Правды " на фронтах республиканской В июне 1938 г. Кольцов был избран депутатом Верховного Совета РСФСР. В 1939 г., обвиненный в антисоветской деятельности, Кольцов был арестован и в 1942 г. расстрелян.

В творческом методе М. Кольцова особо выделяются репортажи с места событий, прием "журналист меняет профессию".

Период НЭПа – период либерализации советского режима (1921-1927). Кольцов активно пропагандировал все хорошее. С исключительной лаской и даже с нежностью подмечал Кольцов все ростки новой социалистической культуры, нового быта.

Рассказ-фельетон "Здоровая горячка" (1925) посвящен злобе московского советского дня – "постройки, достройки, перестройки, строительство", а конкретнее – развивающейся жилищной рабочей кооперации, "совсем еще младенцу". И это ни в коем случае не лицемерие, не "заказная" журналистика, Кольцов свято верил в то, о чем писал. Кольцов использует противопоставления и юмористические преувеличения в качестве убеждающей аргументации.

Кольцов жил и развивался вместе с партией. Он был беззаветно ей предан, предан рабочему классу. Решения партии, ее руководства, были ясным ориентиром для его фельетонов, статей, действий. И с этой стороны в его фельетонах показана жизнь людей, жизнь страны. Точнее, Кольцов пишет о том, как делать не надо. Многие фельетоны посвящены бесхозяйственности, взятничеству, пережиткам старого строя.

Советская журналистика принимала активное участие в создании культа личности Сталина. Кольцов в "Правде", проводя политику партии в жизнь, разъяснял ее правильность. Кольцов жил и развивался вместе с партией. Решения партии, ее руководства, были ясным ориентиром для его фельетонов, статей, действий. И с этой стороны в его фельетонах показана жизнь людей, жизнь страны.

Яркие и острые фельетоны, очерки, новеллы Кольцова являются образцами художественной публицистики. Они посвящены злободневным вопросам труда и быта советских людей, политической и экономической сторонам жизни. Он ратовал за культурную революцию, сатирически бичевал бюрократизм, бездушие, карьеризм. Как журналист отличался необычайной инициативой, изобретательностью, чувством нового, писал красивым, выразительным языком , умело выставляя напоказ существенные аспекты жизни.