logo search
osnovy_tvorcheskogo_masterstva_zhurnalista

Репортаж; известные журналисты, которые работали в этом жанре

Композиция репортажа. Репортажи строятся на фабульной основе – изложение событий в хронологическом порядке. Иногда этот жанр может использовать ассоциативные связи или параллели. Характерен для аналитического репортажа. Чаще всего репортаж начинается с зарисовочной заставки, наиболее яркого эпизода, который передает динамику и эмоции происходящего. Целью такой заставки является привлечение внимания к материалу. Затем идет репортажное описание (может включать реплики героев, портретные характеристики). Концовка предполагает суммирование впечатлений автора и вывод. Основным правилом является привлекательное начало, интересное развитие и конкретное окончание репортажа. Каждая фраза должна быть достаточно лаконична и содержать не более одной мысли или идеи. Виды репортажа:

  1. Событийный (оперативный, актуальный) – характерно хронологическое следование за событием, точное указание времени и места действия, погружение репортера в происходящее. Событийный репортаж наиболее актуален, посвящен значимым темам, основой служат наиболее яркие и эмоциональные моменты: экстремальные ситуации, заключительные этапы каких-то конкурсов, рассказы об открытиях чего-то нового (здание, комплекс).

  2. Проблемный, аналитический, синтезированный – ориентирован не на описание самого события, а на раскрытие причин его возникновения и развития. Проблемный репортаж может отражать как позитивные, так и негативные ситуации, явления. Возможны временные и пространственные смещения, журналист может показывать не одно, а несколько схожих событий или фактов, происходящих не одновременно, но обусловленных одними и теми же причинами. Динамика достигается за счет показа развития авторской мысли, логических суждений и оценок. Он во многом близок к корреспонденции. Репортаж пишется при условии присутствия журналистов в происходящем.

  3. Познавательно-тематический репортаж – на первое место выходит актуальность и значимость события для аудитории, описание какой-то яркой жизненной ситуации или раскрытие неизвестных подробностей. Соответственно, здесь выделяют разновидности: специальные, расследовательские и комментированные. Специальный освещает наиболее острую и яркую жизненную проблему, зачастую может применяться эксперимент как метод получения информации. Расследовательский посвящен раскрытию подробности события или ситуации, информацию о которой от журналиста и общественности по каким-то причинам хотят скрыть. Комментированный дает оценку, трактовку и детальное объяснение события.

  4. Некоторые теоретики выделяют ролевой репортаж, который предполагает смену профессии: метод маски.

На ТВ описательную функцию выполняет видеоряд. Он обусловлен зрелищностью и убедительностью самой картинки. Репортаж в таком случае состоит из самого видеоряда, звукового фрагмента (синхрона), шумов (звучат параллельно изображению), закадрового текста (пишется журналистом позже, как правило, в студии).

Нелли Блайн, Гиляровский, Лариса Рейснер, Фучик, Эдган Эгвин Киш.

Блайн начала карьеру в 21 год, написала гневное письмо на статью, которая ей не понравилась. Темы, которые она поднимала, не всегда нравились редакторам и коллективу. Вскоре она уволилась и переехала в Нью-Йорк. Там познакомилась с Пулитцером, который владел газетой. «10 дней в сумасшедшем доме» - прикинулась пациенткой и провела самостоятельное расследование. Второй яркий материал посвящен кругосветному путешествию. Объехала мир за 76 дней (против 80 из «Вокруг света за 80 дней»). Репортаж о казни преступника на электрическом стуле – последний яркий репортаж. Умерла в 1922 году.

Кишу приписывают развитие и становление самого жанра репортажа. До середины 20 годов репортаж был второстепенным жанром, а Киш придал ему характер художественной публицистики. Коммунист. Участвовал в испанской гражданской войне. В 1924 году выпустил книгу «Неистовый репортер». В сороковых вышла «Ярмарка сенсаций» - автобиографическая, где репортаж обозначается как форма искусства и борьбы.

Фучик – «Репортаж с петлей на шее». Тоже коммунист. Возглавлял крупные чешские издания. Несколько раз приезжал в СССР. Во время Второй мировой войны руководил подпольными изданиями. В 1942 году арестован гестапо и в тюрьме написал эту книги. Была переведена более чем на 70 языков мира. 8 сентября 1943 казнен. День его гибели признан международным днем солидарность журналиста.

Гиляровский – самый известный советский журналист, работавший в жанре репортажа. Некоторые его книги были либо вообще не изданы в свое время («Трущобные люди»).

Лариса Рейснер – работала в жанре репортажа. Яркая личность в истории революции. Занимает уникальное положение, учитывая связь с литературными кружками серебряного века. Происходила из семьи еврея и дворянки (аристократка), находилась в родстве с потомками Кутузова. Умерла в 30 лет. Вместе с первым мужем путешествовала по Волге и на основе создала книгу репортажей «Фронт» о гражданской войне. Потом в Афганистане написала еще одну книгу.

Учебники: «Репортаж» (Ким); Шостак «Репортер, профессионализм и этика».