logo search
ответы к ГОСам

7. Кодексы профессиональной этики журналиста и проблема их воздействия

Этический кодекс – это свод моральных норм, которому следует отдельный человек или коллектив людей. Если речь идет о профессиональной или корпоративной этике, то этические кодексы не только играют роль регулятора межличностных отношений, но и придают особый моральный смысл всей совместной деятельности людей.

Профессиональный кодекс этики принимают специалисты определенного рода деятельности. Например, существует деловая этика, этика журналиста и этика юриста. Самый известный и, возможно, древнейший пример такого рода профессиональной этики – это клятва Гиппократа. В подобном этическом кодексе всегда задаются высокие стандарты профессии, оговариваются основные правила этики поведения и указываются моральные ориентиры, которым должен следовать профессионал.

В корпоративном кодексе этики подчеркнуто единство коллективной деятельности людей, которое образуется не только вокруг утилитарных целей и задач, но и достижения высоких моральных идеалов. Этика организации отличается от этики профессионала также как отличается жизнь организации от жизни профессионального сообщества.

На протяжении почти пяти десятилетий журналистское сообщество принимает все новые профессионально-этические кодексы. Эти документы созданы в различных странах, различными международными профессиональными объединениями журналистов, Парламентской Ассамблеей Совета Европы, ЮНЕСКО и т.д.     Во всех документах звучит как понимание прессой своей роли в системе связей с общественностью, так и груза ответственности перед обществом, который ложится на СМИ. Выражается это в постоянно встречающихся словах "обязанность", "долг", "мораль", "этика", "честность", "справедливость", "достоинство", "беспристрастность" и т.п. Каким бы спорным ни был термин "четвертая власть", пресса не без оснований ощущает себя таковой. Достаточно вспомнить Томаса Джефферсона, который сказал однажды, что если бы ему пришлось как гражданину выбирать жизнь с правительством без прессы или жизнь со свободной прессой, но без правительства, он выбрал бы последнее.     Такова потенциальная сила и власть СМИ. И эта власть над умами людей весьма ощутима сегодня. В стабильных западных странах СМИ при всех издержках - это еще и действенный инструмент общественного контроля за деятельностью власти. Именно журналисты обеспечивают прозрачность принимаемых властью решений и качество их исполнения. Публичные политики, чиновники исполнительной власти любого ранга вынуждены считаться с влиятельностью СМИ. Но этот же потенциал прессы несет с собой немало искушений, помешать материализации которых и призваны те самые кодексы, декларации и положения.     С другой стороны, пресса постоянно чувствует угрозу своей свободе. Огромное количество чиновников, коммерческих и некоммерческих, государственных и негосударственных структур жаждут "порегулировать" и "поуправлять" прессой. В ответ активизируются процессы саморегулирования СМИ, в чем проявляется, по словам А. Симонова, инстинкт самосохранения прессы. "Саморегулирование, в том числе и с помощью мирового и отечественного опыта кодификации, - наиболее разумный способ вопреки неразумному способу регулирования". Как важный момент отметим, что все кодексы журналистов являются самообязательствами, а не требованиями, предъявляемыми к другим. И это можно считать одним из ярких подтверждений того, что пресса хочет видеть себя частью сообщества граждан. Очень важно поэтому не сводить роль кодекса к правилам игры, которые никак не соотнесены со смыслом той деятельности, которую эти правила регулируют, или к технике безопасности, важно не забывать о том, что это - нравственный кодекс.

Одним из первых международных документов, обозначивших стандарты профессионального поведения журналистов, была "Декларация принципов поведения журналистов". Эта декларация сформулировала стандарт профессионального поведения журналистов в области приобретения, передачи, распространения и комментирования информации и описания событий. Но может ли какой-либо документ или даже закон перекрыть все жизненные ситуации? Нет, конечно. (Поэтому, кстати, и существует в некоторых странах прецедентное право.) Так и данный документ не является палочкой-выручалочкой в неоднозначных для журналиста ситуациях. В Декларации нельзя найти готовых ответов. Но в ситуации морального выбора, который нередко возникает в журналистской работе, человек решает сам и отвечает сам за последствия своего решения. В этом смысле он обречен и на свободу выбора, и на индивидуальную ответственность. И эта Декларация и принятые впоследствии международные документы на ту же тему не являются гарантией того, что журналист, следующий данным кодексам, найдет правильное решение. Это всего лишь шанс найти правильное решение в тех сложных ситуациях, в которых приходится работать, и в условиях естественного противоречия, которое присуще СМИ в силу его посреднического положения между обществом и властью. Итак, Декларация сформулировала основные нормы поведения журналистов, которые в дальнейшем подтверждались практически во всех принимаемых документах. Это следующие положения:     1. Уважение правды и права общества знать правду - первоочередной долг журналиста.     2. Честный сбор и публикация информации, а также право на честный комментарий и критику.

3. Надежность источников информации, что обеспечивает ее достоверность. Журналист не должен пренебрегать важной информацией, но не должен подтасовывать ее или фальсифицировать документы.     4. Исправление или опровержение недостоверной информации, которая может нанести серьезный ущерб.

    5. Соблюдение профессиональной тайны и неразглашение источников информации.     6. Избегание дискриминации на основе расы, пола, языка, вероисповедания и т.д.     Как профессиональные нарушения рассматриваются в документах плагиат, умышленное искажение фактов, клевета, оскорбление, необоснованное обвинение, получение взятки в любой форме за публикацию (непубликацию) того или иного материала.

В 1952 году была принята Резолюция ООН "Свобода прессы и информации: проект международного кодекса этических норм". В этой Резолюции говорилось о Проекте международного кодекса этических норм для работников сферы информации. Генеральная Ассамблея отмечала, что работа над этим Проектом должна вестись без какого-либо вмешательства со стороны правительств, будь то на национальном или международном уровне. В преамбуле Проекта подчеркивается, что "свобода прессы и информации является одним из основных прав человека и важным критерием всех свобод, включенных в Устав ООН и провозглашенных во Всеобщей декларации прав человека. Она имеет решающее значение для сохранения и развития мира".     В дальнейших документах положения Проекта 1952 года и Декларации 1954 года в той или иной форме обязательно присутствуют. А поскольку СМИ, являясь в идеале неотъемлемой частью гражданского общества, должны обслуживать его интересы, профессиональные кодексы журналистов, дополняясь и развиваясь, отражали те или иные насущные проблемы, которые волновали общество.     В Резолюции относительно СМИ и прав человека говорится о принципах, соблюдая которые, СМИ смогут выполнять свою функцию в интересах общественности. В частности, на СМИ как на общественный институт распространяется право на свободу выражения своего мнения, которое включает право искать, получать, передавать и распространять информацию. Власти же обязаны в разумных пределах им эту информацию предоставлять. Очень важная вещь: независимость СМИ от государственного контроля должна быть законодательно закреплена, цензуры быть не должно. Независимость СМИ от угрозы со стороны монополий также должна быть защищена. Есть в этой резолюции и целый раздел, касающийся мер по обеспечению ответственности печати и других средств массовой информации (какая же свобода без ответственности?). А ответственность эту СМИ несут как перед обществом в целом, так и перед отдельными гражданами. И тут снова уместно вспомнить Вебера: "В сфере политики (читай - журналистики) есть два рода смертных грехов: уход от существа дела и безответственность".     В специальном разделе оговариваются меры по защите индивида от любого посягательства на его privacy. Это право касается личной, семейной и домашней жизни, физической неприкосновенности, чести и репутации. И возникает эта проблема в связи с необходимостью уважать личную жизнь не только рядового гражданина, но и общественного деятеля. Личная жизнь общественных деятелей должна быть неприкосновенна, за исключением тех случаев, когда те или иные факты биографии публичного политика, известные журналисту, могут негативно повлиять на общественное благополучие или потенциально могут оказать нежелательное воздействие на общественно значимые события. К этическим отнесена и проблема получения информации с помощью современных технических устройств, которые наносят ущерб праву на уважение частной жизни (вспомним, что это 1970 год - бурное развитие микроэлектроники).        В приложении к Резолюции говорится о проблемах составления программ, об отсутствии правительственной цензуры, об ответственности продюсеров за их программы, о праве индивида иметь доступ к теле- и радиовещанию в принципе, об исследовании технологических и социальных аспектов теле- и радиовещания, о разграничении коммерческих интересов с содержанием и планированием программ, и т.д.     В Резолюции отражены некоторые аспекты и рекомендации, касающиеся взаимоотношений парламентов государств и СМИ. Например, парламентам необходимо освещение средствами массовой информации их деятельности, чтобы о ней знала широкая общественность. Следовательно, национальным парламентам надо изучить возможности доступа журналистов в зал заседаний с учетом безопасности и условий работы членов парламента. Прессе надо изучить возможность учреждения должностей парламентских корреспондентов, публикации большего числа статей просветительского характера о демократических институтах, в частности парламентах16.     В документе, принятом ЮНЕСКО, рассматриваются возможности СМИ для укрепления мира и международного взаимопонимания, для развития прав человека и борьбы против апартеида и подстрекательства к войне. Положения этой Декларации вновь напоминают статью Вебера "Политика как призвание и профессия", в которой говорится о том, что если вывод этики любви гласит: "Не противостоять злу насилием", то для политика (читай - журналиста) имеет силу прямо противоположное: ты должен насильственно (всеми доступными журналисту средствами) противостоять злу, иначе за то, что зло возьмет верх, ответственен ты. Именно СМИ могут широко распространять информацию, касающуюся всемирно признанных целей и принципов, которые лежат в основе резолюций, принятых различными учреждениями ООН. Этим они будут эффективно способствовать укреплению мира и международного взаимопонимания, развитию прав человека, а также установлению более справедливого международного экономического порядка. При разработке национальных кодексов профессиональной этики рекомендуется учитывать принципы настоящей Декларации.

В чем же суть множества документов, принимаемых журналистским сообществом на протяжении почти пяти десятилетий?     Первое обнадеживающее обстоятельство: журналистское сообщество, как и PR, стремится к самоограничению. Именно самоограничение (наряду с предписывающим и охраняющим законом) и есть залог свободной прессы. Потому что слово СВОБОДА имеет своей смысловой составляющей понятие границы, которая проходит там, где начинается свобода другого человека. Этим, собственно, свобода и отличается от российской волюшки, вседозволенности.     Второе наблюдение касается корпоративных целей деятельности СМИ. Журналисты декларируют, что профессионализм, корпоративность, этический кодекс служат их главному предназначению - укоренению в обществе ценностей Всеобщей декларации прав человека и Европейской Конвенции о защите прав и свобод человека.

   В-третьих, соблюдение норм кодексов и других документов, оформляющих журналистскую этику, призвано сыграть роль препятствия и барьера в тех случаях, когда журналист тяготеет к тому, чтобы из профессионального журналиста стать профессиональным политиком.

Все перечисленные документы для журналистов - моральный ориентир, компас, который позволит не сбиться с курса в море соблазнов, искушений, ловушек, вполне естественных в жизни любого человека, но особенно навязчивых, когда речь идет о человеке, принадлежащем к "четвертой власти". Насколько воплощаются декларируемые этические вершины - это уже другой вопрос.

Из лекции:

Процесс кодификации возник в начале 20 века – первый кодекс в Швеции в 1920 году. Активный процесс кодификации в мире наблюдается в 70е года из-за роста монополий и необходимости защитить профессию журналиста. Кодексы журналистской этики отличаются от законодательных актов, т.к. создаются внутри журналистского сообщества.

Первый кодекс российского журналиста – 1994 год.