logo search
otvety_k_gosu_doc_1 (1)

2. Основные жанры рекламных публикаций в современной журналистике.

Жанровая палитра должна в полной мере учитывать многообразие форм диалога с аудиторией. Реклама в виде объявление бывает неэффективной. Можно подать ее в форме интервью, зарисовки, эссе и т.п. Каждый из рекламоносителей имеет свои жанровые характеристики. Реклама - это некий сплав формы и содержания информации. Газетная реклама - газетные жанры: информационная заметка, статья. Но реклама требует несколько иных координат. Реклама - всегда позитивная точка зрения. Радио: музыкально - оформленное или информационное сообщение, радио-спот (короткие информационные сообщения). ТВ: телевизионные ролики (репортаж, интервью, теле-спот).

  1. Мильтон и концепция свободы печати.

Джон Мильтон (1608 - 1674), английский поэт, политический деятель. В период Английской буржуазной революции 17 века - сторонник индепендентов. В двух памфлетах “Защита английского народа” (1650, 1654) выступил как поборник суверенитета английской республики, противник феодальной реакции. В библейский образах поэм “Потерянный рай” (1667) и “Возвращенный рай” (1671) поставил вопрос о праве человека преступать освященную богословием мораль. Тираноборческие мотивы характерны также для поэмы “История Британии” (1670) и трагедии “Самсон-борец” (1671). Лирические поэмы, сонеты, переводы псалмов. Философские трактаты о свободе печати, о свободе частной жизни, о воспитании. Антимонархические работы. Мильтон воспринимал свободу печати как свободу от цензуры.

В памфлетную борьбу включился в 40-50-х. В 1649, сразу же после казни короля и провозглашения республики, им написан трактат “Обязанности королей и правительств», который доказывает правомочность республиканского правительства в суде над королем. “Иконоборец”: развенчивает образ короля-мученика, созданный под впечатлением широко распространявшейся роялистами книги “Королевский образ”, автором которой был священник Джон Годен. С целью защиты дела республики был распространен ряд памфлетов на латинском языке (“Защиты английского народа”), которые должны были ответить на вопросы по поводу происхождения королевской власти, о правах народа, о правах государей и правительств, о деяниях самого Карла 1. И, наконец, трактат “Быстрый и легкий путь установления республики” появился в 1666 накануне реставрации с целью предупредить народ Англии о тех потерях, которые ждут англичан, если они опять оденут на себя ярмо королевской власти.

После смерти короля Карла были изданы законы о свободе печати, о свободе веры. Но в 1644 Парламент запретил издание богохульных книг и ввел цензуру (при Кромвеле). Тогда Мильтон написал обращение к парламенту о свободе печати “Ареопагитика” (1644). Ареопаг - собрание мудрых, греческое слово. Мильтон впервые формулирует проблему взаимоотношений печати и власти. Он считал, что власть не имеет права управлять печатью. Основные положения Мильтона: Как хорошие, так и дурные правители могут ошибаться. Власть может быть ложно осведомлена. Необходимо ценить чистосердечные указания, слово журналиста, слово печати. Свободная печать может помочь правителю.Образность “Ареопагитики” построена на Ветхом завете, прежде всего Самсон, Соломон. “Ареопагитика” появилась в 1644 по конкретному поводу: привлечение Мильтона к суду компанией книгопродавцев за нарушение возобновленного закона о предварительной цензуре. Мильтон также обрушивается на закон 1643 о регулировании печати. Мильтон уже в антиепископальных памфлетах касался вопросов свободы выражения мыслей, свободы слова. В “ареопагитике” он также затрагивает проблему веротерпимости. Для Мильтона свобода человеческого мышления, знания, слова неразрывно связана со свободой совести. “Ареопагитика” написана в форме речи, обращения к членам парламентам, по всем правилам ораторского искусства древних. В качестве образца для подражания Мильтон избрал речь Исократа (436-338) “Ареопагитик”. Главная мысль: абсурдность восстановления цензуры. Восстановление закона о цензуре, однажды уже отмененного в Англии, по мнению Мильтона, есть величайшая несправедливость. Невозможно найти цензоров, способных безошибочно определить, жить или не жить книге, ибо, скорее всего это будут люди невежественные, властные, невнимательные. Один человек, не может судить о вредности и полезности той или иной идеи, содержащейся в книге, в печатном слове. “Убить хорошую книгу то же, что убить хорошего человека”. Мильтон защищает право автора на издание своей работы, утверждает, что “…правда и понимание - это не такого рода товар, который может издаваться по лицензии”. Мильтон допускал ограничения для намеренно клеветнических и злобных книг. После установления в Англии республики с 1649 Мильтон занимал должность правительственного секретаря при Государственном совете и выполнял обязанности цензора (1649-52).

1689 - Билль о правах издан королем Яковом 2. Впервые в мире был принят билль о гражданских правах, в том числе о свободе печати. Англия никогда не имела конституции, но стала первой страной с конституционной монархией. Билль о правах выполнял функции конституции. 9 пункт: Свобода слова не может дать повода к преследованию и быть предметом рассмотрения в каком-либо суде или другом месте, кроме парламента.

Билет 28

  1. Применение опросных методов в журналистике.

Изучение аудитории СМИ часто начинается с опроса этой самой аудитории. Американская пресса начала проводить опросы общественного мнения, связанные с избирательными кампаниями, уже в 80-е годы 19 века. Монополизация и сопутствующая ей конкуренция на рынке СМИ привели в Европе и США к «газетной войне»: щедрость рекламодателя, а значит и деньги, теперь напрямую зависели от уровня тиражей. Традиционных способов – конкурсов, лотерей, подарков в условии увеличившейся конкуренции стало не хватать. Так в Америке к традиционным опросам, проводимым газетами в ходе выборов, в 1930 годы добавляются опросы на исследование аудитории – не только газет, но и радио и даже книг. Это, естественно, позволяет СМИ более точно отвечать потребностям аудитории и быть востребованными. Это, в свою очередь, влечет дальнейшие исследования, например, об эффективности рекламы.

Мысль о том, что необходимо учитывать общественное мнение впервые была высказана в книге Уолтера Липпмана «Общественное мнение», приобретшей мировую известность и ставшей классическим трудом в области изучения информационно-пропагандистских процессов в обществе. Понятие «стереотипа», выдвинутое Липпманом, – одно из важнейших достижений социологии. Стереотип - это принятый в исторической общности образец восприятия, фильтрации и интерпретации информации при распознавании и узнавании окружающего мира, основанный на предшествующем социальном опыте. Система стереотипов представляет собой социальную реальность. Другими словами, стереотип помогает человеку адаптироваться в окружающей его сложной действительности. Каждый человек в отдельности, может хорошо знать лишь небольшой фрагмент реальности, быть специалистом или экспертом только по каким-то узким проблемам. А опросы общественного мнения включают в себя вопросы заведомо более широкого тематического спектра. Поэтому получается, что на какой-то вопрос продуманные и обоснованные ответы могут давать лишь немногие респонденты, компетентные именно в этой проблеме. Критика опросного метода становится для Липпмана отправной точкой, для разделения общественного мнения на два вида. Первый – общественные мнения – это знание об окружающем мире, которое касается самих людей или интересно им, вытекающее из поведения других людей или всего того, что называется общественными событиями. В этом случае люди используют распространенные в обществе и заимствованные заготовки стереотипных схем, интерпретаций, морали. Второй – общественное мнение – это образ реальности, в соответствии с которым действуют группы людей или индивиды, действующие от имени групп, например, государственные деятели. Начиная с этого разграничения, Липпман, уже как социолог и политолог, приступает к критике демократии, ранние теории которой наивно предполагают, что сами по себе общественные мнения максимизируют общественную полезность принимаемых политических решений. Он выводит отсюда основную задачу демократии – сделать так, чтобы в современном обществе общественное мнение не только формировалось, но и влияло и учитывалось бы разумно и рационально в сферах управления, политики или журналистики.

Сейчас большинство газет и журналов, особенно в России, для которой тоже стала актуальна проблема выявления аудитории и общественного мнения, экономит на опросах, считая, что сами хорошо представляют себе аудиторию. И получаются неудачные, сколоченные на скорую руку проекты типа безадресных газет «Метро» или «МК», сделанных только ради прибыли. А ведь грамотно подобранная аудитория – это один из критериев качества издания. Но теряя качество, они не потеряют аудиторию – люди будут читать, пусть и только по старой привычке.