2.1 Анализ контента образовательных телеканалов сегодня
В настоящее время в России сформирована довольно широкая сеть цифровых образовательных ресурсов и услуг нового поколения, раскрытых для всех учреждений образования страны. С учетом этого обновляются учебники и учебно-методические комплексы, формируются медиатеки, компьютерные лаборатории, электронные коллекции в Интернете, информационные системы поддержки изучения, в средние учебные заведения поступает свежее цифровое оснащение и т.п.
Более того, преподавателям предлагаются не только новейшие образовательные ресурсы и сервисы, но и новые образовательные стереотипы и регламенты, которые подразумевают обширное обсуждение с учителями.
Канал «Карусель» является совместным проектом «ТелеНяни» (ЗАО «Первый канал. Всемирная сеть») и «Бибигона» (ФГУП ВГТРК). 24 июня 2009 г. Президент РФ Д. Медведев подписал указ «Об общероссийских обязательных общедоступных телеканалах и радиоканалах», где постановил до 1 января 2011 г. на базе телеканалов «ТелеНяня» и «Бибигон» создать детско-юношеский телевизионный канал, который также вошел в состав первого мультиплекса. Решение о запуске «Карусели» огласили генеральный директор Первого канала К. Эрнст и генеральный директор ВГТРК О. Добродеев в конце ноября 2010 г. Новый канал начал вещание 27 декабря 2010 г. в 5 часов утра по московскому времени. В эфире канала транслируются передачи «ТелеНяни» и «Бибигона», эфир поделен на два таймслота по 12 часов на каждый канал (ранее канал «ТелеНяня» транслировался 24 часа в сутки, «Бибигон» - 20), а также создаются новые передачи. Если телеканал «ТелеНяня» ориентировался на аудиторию 3-10-летних детей, а «Бибигон» на 10-14-летних, то сейчас «Карусель» создает программы для тех и других. Для более четкого представления контента «Карусели» проанализируем телевизионную программу канала (за 18.03.2013 - 24.03.2013).
Во-первых, отметим, что программы познавательной направленности представлены здесь достаточно широко. Программа о здоровье «В гостях у Витаминки», разрабатывается опытными педиатрами и детскими психологами. Эта программа является новаторской: до неё не существовало аналогов детской передачи про здоровье. На федеральном телевидении присутствует большой спектр разнообразных передач о здоровье: «Здорово жить» на телеканале «Россия 1» , «Доброго здоровьица» на Первом и многие другие, однако не каждый ребенок способен понять информацию, которую ему транслируют в такого рода передачах. Рассмотрим этот феномен на примере детской аудитории (от 6 до 12 лет). Дело в том, что сам предмет биология и знакомство ребенка анатомией в школе происходит в старших классах. Именно поэтому маленький зритель не всегда способен правильно понять информацию, которую ему предлагают передачи о здоровье. Но в программе «В гостях у Витаминки», ребёнок знакомится с особенностями строения человеческого тела в игровой форме. Ему не успевает надоедать информация и всё общение ведущего и зрителя происходит в легкой, поучительно форме.
Программа «Бериляка учится читать» направлена на развитие речи ребенка и расширение его словарного запаса. Такие передачи существуют на многих западных телеканалах. Такого рода обучение может являться отличным дополнением к дошкольному образованию малыша, но, однако, оно не способно заменить его полностью. «Дорожная азбука» посвящена правилам дорожного движения. «Вопрос на засыпку» - интеллектуальная викторина. «Уроки хороших манер» учат маленьких телезрителей хорошим манерам и правилам этикета. В «Мультстудии» ведущий А. Олешко вместе с приглашенными гостями знакомит телезрителей с технологией создания мультфильмов. Передача проходит в формате ток-шоу, таким образом, маленький зритель знакомиться не только с технологией и историей создания мультипликационного произведения, но и с профессионалами в области мультипликации. В программе «Спорт - это наука» освещается история, правила того или иного вида спорта.
Во-вторых, важное место в телевизионной программе канала «Карусель» занимают мультфильмы и анимационные программы, рассчитанные на самую младшую аудиторию, среди них мультсериалы и полнометражные мультфильмы. В среднем в день мультфильмы занимают 8 часов эфирного времени (вместе с повторами), среди них продукция советской, российской и зарубежной мультипликации (цикл «Приключения поросенка Фунтика», «Бременские музыканты», «Трям! Здравствуйте!», «Маша и Медведь», «Смешарики», «Пчелка Майя», «Покойо»).
В-третьих, в эфире присутствуют и художественные фильмы, классика советского кинематографа для подростковой и взрослой аудитории, которые в среднем занимают около 2 часов в день. Например, «Генеральная репетиция», 2-х серийный фильм по повести Авегариуса «Гоголь-гимназист», «Фантазии Веснухина» (2-х серийный фильм), «Автомобиль, скрипка и собака Клякса» и др.
Самым ярким проектом канала «Карусель» стали лекции ведущих ученых по истории России, русской литературе, естествознанию, перекочевавшие с телеканала «Бибигон». «История России» - цикл, состоящий из 69 лекций (по 26 минут) известных ученых-историков страны, имеющих докторскую ученую степень: Н. Борисова, Н. Басовской, И. Данилевского, С. Мироненко. Кстати, Н. Борисов и Н. Басовская знакомы многим зрителям по проекту «ACADEMIA» на канале «Россия-Культура». Каждая программа этого цикла посвящена жизни конкретного исторического лица, его деятельности, его эпохе. Данная передача предназначается для школьников, желающих изучить историю по лекциям ведущих ученых страны. В красиво оформленной студии в качестве слушателей выступают участники и победители исторических олимпиад. На протяжении всей программы, помимо самой лекции, даются видеокомментарии экспертов по теме занятия. «Создатели программы уверены, что проект «История России. Лекции» станет достойным продолжением знаменитых телевизионных лекций Дмитрия Лихачева, Ираклия Андроникова, Юрия Лотмана».
Телеканал «Радость моя», позиционирующий себя детским, семейным, образовательным, также выполняет прежде всего образовательную функцию. Причем, адресуется не только к детям, подросткам, молодым людям, но и к взрослой аудитории. «Радость моя!» - именно так обращался святой Серафим Саровский к каждому, приходившему к нему. Эти светлые эти добрые слова и были взяты для названия телеканала, который имеет приверженность православным традициям. Телеканал вещает 24 часа практически во всех регионах РФ (от Калининграда до Камчатки) через региональных кабельных операторов. Отдельные программы транслируются по православному телеканалу «Союз» и сети телеканала «СПАС».
Из образовательных программ для дошкольников и учеников начальной школы на канале есть цикл программ «Шишкина школа», посвященный разным предметам школьной программы. Здесь идут следующие уроки: «География», «Математика», «Музыка», «Природоведение», «Рисование», «Рукоделие», «Русский язык». Эта кукольная программа выполнена на достаточно высоком уровне, она, реализуя функцию образования детей, несет в себе и огромную воспитательную нагрузку. Кукольные герои учат своих зрителей доброте, умению заботиться о своих близких, важнейшим общечеловеческим ценностям. Передача построена по понятному всем образу школьного урока. Важный элемент этой программы - активность ведущего, выступающего в роли учителя, который и поддерживает нескончаемое любопытство героев передачи к изучаемому предмету. Передача построена на активном общении между учениками и педагогом, которое не должно оставить равнодушными маленьких зрителей. Программа выходит в удобное для этой аудитории время: по будням и выходным в 8.10, 11.10. Программы цикла «Шишкин лес» - «Утро в Шишкином лесу», «Вечер в Шишкином лесу», «Шишкина школа» имеют хронометраж 10 минут, за это время ребенок не успеет заскучать, его интерес будет прикован ко всему происходящему на экране.
Однако, существует все-таки в нашей стране детское образовательное телевидение. Пусть это не специализированные детские образовательные каналы, только отдельные программы. Но интерес к ним аудитории говорит о том, что родители заинтересованы в телевизионном образовании своих детей. Каналы «Карусель» и «Радость моя» выпускают образовательные программы не только для детей, но и для взрослых. Помимо прямого интереса взрослого человека это делается и для того, чтобы родители подавали хороший пример ребенку в выборе правильных ориентиров в огромном потоке телевизионной продукции.
- Введение
- 1. История образовательного телевидения в России и других странах
- 1.1 Анализ развития образовательного телевидения
- 1.2 Формы общения со зрителем на образовательных каналах
- 1.3 Интернет как новая форма общения
- 2. Контент образовательных телеканалов
- 2.1 Анализ контента образовательных телеканалов сегодня
- 3. Перспективы образовательных телеканалов
- 3.1 Развитие образовательных каналов в будущем
- Заключение
- 1.1 Развитие телевидения в России
- Телевидение
- Развитие телевидения и кино
- 20. Особенности развития телевидения в России.
- 2. Общий анализ телевидения и телепередач. Тенденции в сми
- 29.2.Учебно-образовательное телевидение в ссср
- 26. Образовательные и культурно-просветительские функции телевидения в контексте рейтингового телевидения.
- 13. Телевидение и общество. Социальные функции тв. Образовательные и культурно-просветительские функции телевидения в контексте рейтингового телевидения.
- Развитие телевидения в России