26. Образовательные и культурно-просветительские функции телевидения в контексте рейтингового телевидения.
Что бы повысить рейтинг, каналы стремятся показывать как можно больше эротики, агрессивных действий, катастроф либо, напротив, "физиологического" юмора. Следует учесть и конкуренцию. Все телеканалы ревностно следят за своими соперниками, и как только кто-нибудь из них осуществляет новый сильный прием, привлекающий аудиторию, его тут же копируют другие. Так эфир все больше и больше заполняется "сильнодействующими" элементами - происходит "агрессивизация", "эротизация", "катастрофизация", что только усиливает напряжение в аудитории. На все это накладывается реклама. И ни один канал не откажется добровольно от подобных приемов, поскольку может оказаться вне конкурентного поля - упадет рейтинг, упадут доходы. Собственно, стремление к получению максимальной прибыли при отсутствии адекватных сдерживающих механизмов социального контроля и есть первопричина "рейтинговой болезни" современного телевидения.
Образовательная функция
Непосредственно не относится к сфере журналистики, предполагая регулярные циклы дидактического материала в помощь лицам, получающим образование.
Крупнейшие ученые, лучшие специалисты преподают в телеуниверситетах мира. Существуют платные университеты, высылающие зрителям тексты телелекций и выдающие дипломы после сдачи экзаменов. Телевидение способно помогать обучающимся в обычных школах и вузах, устраняя противоречие между все более массовым характером образования и дефицитом талантливых педагогов-ученых. Безусловно, хороший преподаватель, показанный на экране, лучше плохого в аудитории. Для обучения на дому, как и для приобщения к социуму, весьма перспективна двусторонняя телесвязь по кабелю. Но и накопленный в нашей стране многолетний опыт телевизионной подготовки поступающих в вузы показал, что телекурсы эффективнее обычных подготовительных занятий.
Учебные передачи транслируются, как правило, по специально отведенному для этой цели каналу. Их отличает системность, периодичность, связь с учебными программами соответствующих школ, колледжей, вузов. В бывшем СССР учебные передачи велись по отдельному каналу Центрального телевидения. С увеличением числа кабельно-спутниковых телевизионных систем весьма вероятным представляется возвращение телевизионной учебы на российские экраны.
Культурно-просветительская функция
Любая телевизионная передача в той или иной мере приобщает зрителя к культуре. Даже в информационных выпусках сам облик показываемых людей, их манера общения, степень грамотности оказывают влияние на зрительские установки. Итак, к культуре (или ее отсутствию) имеет отношение всякая телепередача. Но есть такие программы и особый канал на отечественном телевидении, которые специально создавались для приобщения аудитории к достижениям науки и культуры. На этом канале в 70-е годы создавались и дидактические циклы, цель которых – систематическое образование. Однако разница между культурно-просветительской и образовательной функциями телевидения такая же, как между клубом и школой.
Телевидение приобщает зрителей к ценностям культуры, полностью транслируя театральный спектакль или ставя игровой телефильм.
В культурно-просветительских программах, так или иначе, присутствует элемент нравоучения, назидательности. Важно сделать его ненавязчивым, деликатным.
- 1. Социальные, технические и эстетические предпосылки возникновения телевидения.
- 2. Изобретение телевидения. Механическое и электронное тв. Начало телевизионного вещания.
- 3. Начало массового телевидения. Создание центральной студии телевидения. Всемирный фестиваль молодёжи и студентов в Москве (1957 г.) его роль в развитии телевидения.
- 4. Эпоха «оттепели». Постановления партии и правительства о развитии телевидения. Основные программы 1960-х.Г.
- 5. Период застоя в советском обществе. Централизация вещания в ссср. Господство видеозаписи. Основные программы 1970-х гг.
- 6. Политика перестройки и гласности. Ликвидация Гостелерадио ссср. Основные программы и рубрики 1980-х гг.
- 7. Телевидение и общество. Социальные функции тв.
- 8. Телевидение и власть. Свобода и зависимость.
- Финансовая независимость телекомпаний и влияние на нее органов власти.
- 9. Телевидение как новый вид журналистики. Традиции и новаторство.
- 10. Изобразительно-выразительные средства экрана: история и теория.
- Б) Музыка
- Г) Шумы
- 4.Цветовая палитра.
- 11. Истоки экранной публицистики: Дзига Вертов, Эсфирь Шуб и др
- 12. Тематическая и жанровая структура современной телеинформации;
- 13. Проблема персонификации в журналистике: печать, радио, телевидение.
- 14. Моральные, этические и нравственные критерии телевизионного журналиста как лидера общественного мнения. Телевидение и социально-психологический климат в обществе.
- 15. Программная политика. Направленность и структура программ центральных и региональных телеканалов на современном этапе.
- 16. Прогнозирование, планирование и верстка телепрограмм в условиях конкуренции.
- 17. Процесс коммерциализации тв; его функционирование в условиях многоукладности экономики.
- 18. Типология тв, сложившиеся статусные формы функционирования телевидения: государственная, коммерческая, общественная.
- 19. Возникновение и основные этапы развития телевидения за рубежом.
- 20. Коммерциализация тв России. Влияние этого процесса на программную политику.
- 21. Программное (эфирное) телевидение, домашнее видео, Интернет: сосуществование и перспективы.
- 22. Телевидение в Западной Европе и сша: сходство и различия.
- Варианты финансирования телевизионной индустрии
- 23. Тв как процесс творческого производства: взаимодействие профессий.
- 24. Журналистика и социология: взаимодействие; сходство и различия; социологический инструментарий в изучении телеаудитории.
- 25. Общественное мнение, психологические установки, ценностные ориентации, методы воздействия на них средствами тв.
- 26. Образовательные и культурно-просветительские функции телевидения в контексте рейтингового телевидения.
- 27. Журналистское расследование.