19. Возникновение и основные этапы развития телевидения за рубежом.
Истоия Становления ТВ на Западе В истории зарубежного, прослеживается несколько этапов. Первый — экспериментальный, на котором главными фигурами выступают изобретатели и инженеры. Второй — этап начала и становления регулярного вещания на стандартах, поиск оптимальных организационных форм и распространение телеприемников среди населения. Третий этап характеризуется превращением телевидения в главное средство массовой информации и господством в эфире той или иной страны нескольких крупных общенациональных программ. Ряд государств вступил в четвертый, современный этап – время «телеизобилия», внедрения спутникового и кабельного ТВ, дробления некогда единой телеаудитории и индивидуализации зрительского выбора. Слово «телевидение» ввел в оборот на научной конференции в Париже петербургский радиоинженер Константин Дмитриевич Перский в 1900 году. Термин, как и идея, появился задолго до самого телевидения. США Первые попытки передачи движущегося изображения на расстояние предпринимались в США в 1922-1923 годах и были связаны с механической системой развертки изображения при помощи диска Нипкова (так называемое малострочное телевидение). Телевещание торжественно открывали здесь несколько раз. На рубеже 20-30-х годов США (как Англия и Германия) переживали ранний и преждевременный телевизионный бум. Тогда казалось, что «видение на расстоянии» наконец наступило. Чрезмерно оптимистические прогнозы периода «лжебума» (1928-1933) были вызваны успехами радиотехники и звукового кино. Разработка оказавшегося более перспективным электронного ТВ в США связана с именем Владимира Кузьмича Зворыкина (1889-1982). «Отец электронного телевидения», изобретатель иконоскопа и кинескопа, обладатель 120 патентов. Американцы считают «отцами-основателями» телевидения в своей стране трех человек — В. Зворыкина, Д. Сарнова и У. Пейли. В продвижении ТВ к массовой аудитории огромную роль сыграл Дэвид Сарнов В 1930 году он установил полный контроль над основанной Маркони «Радио корпорейшн оф Америка» (Ар-си-эй) и ее дочерней радиосетью «Нэшнл бродкастинг компани» (Эн-би-си). Пригласив к себе Зворыкина, Сарнов начал новую серию экспериментов с телевидением. В США впервые была выдана лицензия на ТВ 1 июля 1941г.Америке принадлежит ведущая роль в развитии ТВ. Стоит ли говорить, что амер. Модель – коммерческое ТВ, государственного, федерального ТВ никогда не было. После войны ТВ группируется вокруг национальных радиосетей: «Американской вещательной компании» (ABC), Национальной вещательной компании (NBC) и Вещательной компании Коламбия (CBS). Сеть имеет 20-30 своих станций и 80-100 афилированных - мелких региональных станций, кот. входят в сеть и передают немного местных новостей, рекламы. Лицензированием (проходит по принципу конкурса) занимается федеральная комиссия связи, состоящая из 8-ми челов, кот. назначаются президентом и утверждаются сенаторами. Главным критериями в конкурсе явл. Общественный интерес, удобство и необходимость. Лицензия выдается на 7-лет и продлевается практически автоматически. Комиссия регулирует все в амер.эфире. Кроме этого регулирование идет на уровне самих сетей, их кодексов, постановлений (например запрет рекламировать крепкий алкоголь приняла не ФКС, а нац.асоциация вещателей). Т.к. большая доля эфирного ТВ коммерческая, чтобы показывать образовательные, детские, научные программы у кот. низкий рейтинг, сущ.общественное ТВ - PBS. Управляется обществ. Органом, не зависист от рекламы и рейтинга (средства идут из абонентской платы, гос.грантов – помощь государства, спонсоров, немного от рекламы). Деньги из бюджета идут в CPB, откуда распределяются на PBS, NPR нац. общественное радио, APR - амер.обществ. радио и продюсерам, кот. производят программы. Но обществ. ТВ смотрят мало. Сущ. кабельное ТВ, кот. появилось в начале 50-х, развилось в 70-е, когда частоты практически были заполнены. Началось в крупных городах. Абон.плату регулирует гос-во и оно предписывает подвести кабель ко всем районам города. Также кабельное ТВ должно показывать бесплатно 4 сети, 1 общественный канал, 1 местную телекомпанию, 1 или 2 канала C-SPAN – официальные мероприятия, заседания и т.д. крупнейшая кабельная сеть CNN, спортивное ESPN, начинало как кабельное и MTV. На абеле мало рекламы, тк 80% от абон.платы, кот. зависит от пакета услуг, на кот. подписываешься. Главная программа новостей Fox-News. Вообще передачи ам. ТВ свойственна сбалансированность: показывают полицейского негодяя и тут же законопослушного полисмена и так во всем, политики на ТВ немного: ам. ТВ больше развлекательно, чем информационное средство
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ В то время как в Америке В.К. Зворыкин закладывал основы электронного телевидения, по другую сторону Атлантики, в Англии, Джон Лоджи Берд и другие экспериментаторы пытались усовершенствовать механический диск Нипкова. 2 октября 1925 года Берд впервые получил телеизображение. Правда, на нем были лишь силуэты, детали не просматривались. 26 января 1926 года Берд провел публичную демонстрацию своего изобретения перед аудиторией, состоявшей из видных членов Королевского института Великобритании. »). в 1927 году создает Королевское телевизионное общество, под эгидой которого 1 марта 1928-го выходит первый в мире журнал, посвященный исключительно телевидению, — «Телевижн». Под руководством Берда был смонтирован первый приемник со стандартом четкости 30 строк.В 1929-1931 годах было выпущено около тысячи «телевизоров Берда». В сентябре1929 года начались регулярные экспериментальные передачи, продолжавшиеся на малострочном стандарте вплоть до 1935 года. Англия, таким образом, тоже пережила ложный телевизионный бум, как США и Германия. Несовершенство механической системы, с которой работал Берд, стало очевидным, как только в США появилась электронная система. Первый прогон этой системы в Англии произошел в августе 1936-го на ежегодной выставке электронного оборудования. 2 ноября 1936 года Би-би-си начала регулярные передачи. Именно эта дата принята сегодня за начало истории регулярного телевидения в мире. Передачи шли по два часа в сутки шесть раз в неделю по заранее объявленному расписанию. Один день отводился профилактическому ремонту оборудования. Этой традиции придерживались позднее телеслужбы многих стран. Программы передач Би-би-си отличались выдумкой, разнообразием, хорошим вкусом. На весьма скромные средства. Би-би-си возобновила прерванные войной регулярные телепередачи в июне 1946 года показом записи парада 1956 премьер Иден заявил о праве контролировать компанию, но Совет директоров отклонил и он подчинился. По закону парламента 1954г. было основано ITV - независимое ТВ. В 1972 г. оно было прерименовано в Управление независимого вещания в связи с введением коммерческого радио. Независимое здесь синоним коммерческое. Глава управления и 11 руководящих членов назначаются министром внутр. дел. К началу 90-х в Британии 16 коммерческих вещат. Компаний, занимавших в эфире 2 общенац. канала (как и BBC)
ГЕРМАНИЯ Немецкие ученые приступили к экспериментам с механическим телевидением в 1926 году, начав с развертки изображения в 30 строк без звука. Система, которую разработал живший в Германии венгр Денеш фон Михайи, демонстрировалась в 1928-м на ежегодной Берлинской радиовыставке, в том же году Михайи основал компанию «Телехор АГ». Над собственной системой, базирующейся на диске Нипкова, работал и другой пионер немецкого ТВ Август Каролус, Модель Каролуса была представлена в марте 1929 года — передача шла один час 20 минут на экране 8x10 сантиметров. Третья компания, вовлеченная в разработки телевидения, называлась «Фернзе АГ». Ее создали Леве, Пейс и Бош совместно с англичанином Бэрдом. Для координации усилий в 1929 году была основана ассоциация телевидения (Фернзе-Ферайн), начавшая с 1930 года публиковать свой журнал «Фернзеен» («Телевидение»).Первым, кто продемонстрировал передачу по электронной системе со стандартом 100 строк, оказался Манфред фон Арденне. Это произошло на той же знаменитой радиовыставке в 1931 году. Фон Арденне и З. Леве смонтировали в Берлине экспериментальную станцию. Тогда же в Германии появились и первые телевизоры с электронным кинескопом. Нацистское руководство, осознавая огромные потенциальные возможности нового средства массовой информации, всячески поддерживало его внедрение. В марте 1935 года было объявлено, что передачи берлинского телецентра становятся регулярными. Передачи шли трижды в неделю. Это были спектакли, музыкальные концерты, скетчи, выступления партийно-государственной номенклатуры. Позднее стали выходить специальные передачи для молодежи, регулярные пропагандистские беседы. Была показана специально написанная для телевидения 30-минутная опера «В ласточкином гнезде».Нехватку телеприемников пытались компенсировать коллективными просмотрами передач. 9 апреля 1935 года в берлинском музее почт появился первый телесалон на 30 человек с двумя телевизорами, а осенью того же года открылся телетеатр с проектором на 300 человек. В германии общественно правовое ТВ. Станции основываются, получают лицензии, действуют в рамках законов земель. 5-ая статья Конституции гарантирует свободу слова и присуждает контроль за ТВ обществу.Система включает 3 компонента: 1)Совет вещания и з представителей полит.партий, общ.организаций,которых назначает ландтаг земли; 2)Административный совет, курирующий тех.вопросы, назначается Советом вещанием. 3)Ген.директор (интендант), кот. избирает Админ.совет и утверждает Совет вещания.В 1950г. по воле земель создана координирующая радиотелевизионаая орг-ция АРД, в 1961г. – 2-ая ТВ орг-ция ЦДФ. Это 2 общенациональные сети-корпорации.В сетке вещания баланс между федеральными (создаются совместными усилиями земель) и местными программами. Компании финансируются за счет абон.платы и небольших рекламных поступлений (не более 20 минут в день, после 20.00 запрещена). С начала 80-х по решению конституц. суда разрешено коммерческое ТВ. Появляется коммерческое ТВ (“RTL” “Deutsche waelle”).
ФРАНЦИЯ Первые эксперименты с «радиовидением» во Франции вела лаборатория Рене Бартелеми, где был смонтирован первый французский малострочный телеприемник и в 1929 году проведен первый публичный телесеанс. Из лаборатории Бартелеми в школу электричества прошла первая телепередача на расстоянии. Изображение было очень грубым . Это произошло 14 апреля 1931 года.Подстегиваемые интенсивными разработками в Англии и Германии, французские власти взяли под свое покровительство дальнейшие эксперименты. Бартелеми получил помещение на улице Гренель, ставшее первой студией парижского телевидения. Вскоре учеными были разработаны телеприемные устройства на катодных трубках, что позволило увеличить развертку до 180 строк. В 1934 году была проведена первая съемка на улице.От улицы Гренель к Эйфелевой башне, где находился передатчик с антеннами, проложили коаксиальный кабель. С апреля 1935 года передачи стали более или менее регулярными – этот год официально считается во Франции датой рождения ТВ. Репертуар парижской студии строился из номеров кабаре, цирка и т. п. На передачи в студию приходили ведущие актеры и танцовщики «Пари опера». Из-за прожекторов температура в студии к концу рабочего дня достигала 35 градусов, но никто не жаловался и актеры не требовали гонораров.В 1936 году французские экспериментаторы начали использовать иконоскоп Зворыкина, им удалось поднять стандарт развертки изображения до 455 строк. Во Франции гос. монополия закончилась в 1982г. В 1989 работали 2 общенациональных гос. канала А-2 и ФР-3, которым было передано 70% аудитории, а также 4 коммерческих: ТФ 1, 5-й канал, М-6, Канал плюс. Наблюдение за эфиром возложено на Высший совет по аудиовизуальным СМИ. Из 9 членов совета трое назначается на 8лет, трое на 6 лет, трое на 4 года, соответственно президентом страны, президентом нац. ассамблеи и президентом сената. Отношения между Сми и правительством называют кольберизмом (по имени мин. финансов 17 века Кольбера). Правительство помогает бизнесу, входя в его советы и направляя его в нужную сторону. Гос-во берет на себя защиту жур-тов от посягательства на их репутацию и достоинство, для них снижен налог на 30%, гос-во берет половину почтовых расходов СМИ.
СМИ гражданского «тела» общества, или гражданские СМИ. Именно они являются последовательными представителями «частных» интересов различных социальных групп и общественных объединений (с тенденцией видеть их в перспективе общих интересов). Гражданское общество (гражданское «тело» общества) в силу суверенитета народа как совокупности граждан — основа и фундамент производственно-коммерческих структур, органов общественного самоуправления (муниципалитеты) и контроля, спортивных, культурных, благотворительных, церковных, правозащитных и др. организаций, организаций типа Красного и Зеленого Креста и т.д. вплоть до обществ потребителей, защитников животных, любительских объединений и прочих. Независимые от государства (но действующие по закону), все эти самодеятельные организации составляют структуру гражданского общества, и чем более она развита, тем значимее его роль. От развитости и активности различных составляющих гражданского общества зависит уровень демократичности организации всего общества. Гражданское общество — это область «самостояния» человека как гражданина (а не подданного), обладающего широким «набором» политических, экономических, социальных, культурных и иных прав, закрепленных в Конституции РФ и множестве международных актов. Единая в своей независимости от государства, эта журналистика состоит как бы из трех «секторов», выражающих частные интересы своих учредителей и владельцев - СМИ организаций, открыто отстаивающие их позиции и выходящие на их средства, хотя могут и приносить прибыль, - политических партий, ассоциаций предпринимателей, творческих и ученых союзов, объединений ветеранов, инвалидов и т.д. и т.п.; СМИ коммерческого характера, выпускаемые ради прибыли (но, разумеется, занимающие определенную позицию, хотя и явно не связываемую с платформой конкретной партии или союза); СМИ различных неполитических организаций (ветеранов, инвалидов, Красного Креста и т.д.), имеющие «узкую» специализацию и специфическую аудиторию.
- 1. Социальные, технические и эстетические предпосылки возникновения телевидения.
- 2. Изобретение телевидения. Механическое и электронное тв. Начало телевизионного вещания.
- 3. Начало массового телевидения. Создание центральной студии телевидения. Всемирный фестиваль молодёжи и студентов в Москве (1957 г.) его роль в развитии телевидения.
- 4. Эпоха «оттепели». Постановления партии и правительства о развитии телевидения. Основные программы 1960-х.Г.
- 5. Период застоя в советском обществе. Централизация вещания в ссср. Господство видеозаписи. Основные программы 1970-х гг.
- 6. Политика перестройки и гласности. Ликвидация Гостелерадио ссср. Основные программы и рубрики 1980-х гг.
- 7. Телевидение и общество. Социальные функции тв.
- 8. Телевидение и власть. Свобода и зависимость.
- Финансовая независимость телекомпаний и влияние на нее органов власти.
- 9. Телевидение как новый вид журналистики. Традиции и новаторство.
- 10. Изобразительно-выразительные средства экрана: история и теория.
- Б) Музыка
- Г) Шумы
- 4.Цветовая палитра.
- 11. Истоки экранной публицистики: Дзига Вертов, Эсфирь Шуб и др
- 12. Тематическая и жанровая структура современной телеинформации;
- 13. Проблема персонификации в журналистике: печать, радио, телевидение.
- 14. Моральные, этические и нравственные критерии телевизионного журналиста как лидера общественного мнения. Телевидение и социально-психологический климат в обществе.
- 15. Программная политика. Направленность и структура программ центральных и региональных телеканалов на современном этапе.
- 16. Прогнозирование, планирование и верстка телепрограмм в условиях конкуренции.
- 17. Процесс коммерциализации тв; его функционирование в условиях многоукладности экономики.
- 18. Типология тв, сложившиеся статусные формы функционирования телевидения: государственная, коммерческая, общественная.
- 19. Возникновение и основные этапы развития телевидения за рубежом.
- 20. Коммерциализация тв России. Влияние этого процесса на программную политику.
- 21. Программное (эфирное) телевидение, домашнее видео, Интернет: сосуществование и перспективы.
- 22. Телевидение в Западной Европе и сша: сходство и различия.
- Варианты финансирования телевизионной индустрии
- 23. Тв как процесс творческого производства: взаимодействие профессий.
- 24. Журналистика и социология: взаимодействие; сходство и различия; социологический инструментарий в изучении телеаудитории.
- 25. Общественное мнение, психологические установки, ценностные ориентации, методы воздействия на них средствами тв.
- 26. Образовательные и культурно-просветительские функции телевидения в контексте рейтингового телевидения.
- 27. Журналистское расследование.