10. Изобразительно-выразительные средства экрана: история и теория.
Выразительные средства тележурналистики. 1)Формообразующие(изображение,звучащее слово,музыка, шумы, пауза) 2)Стилеобразующие-монтаж. Изображение-главное выразит.ср-во ТВ. Экранное изображ.не сущ.вне таких понятий,как кадр,план и ракурс.Кадр-это изображ.части пр-ва,заключ.в рамку экрана;это длит-ть пребывания изображения на экране;это часть передачи,снятая «одним взглядом» камеры.План-это масштаб изображ-ия,содержащегося в кадре.Понятие «план» выраж.степень крупности изображ. пердмета, зависит от дистанции м/у камерой и снимаемой фигурой,от фокуса. Обычно выделяют:общий, средний и крупный.Ракурс-обознач.любой угол, образуем. оптической осью объектива и плоск-ью предмета,в т.ч.и прямой.Звук и изображение нах.в непрерывн.взаимосвязи. Слово не должно «дублировать» изображение! Монтаж – основополаг. средство организации экранного материала.Монтаж-расстановка кадров в опр.порядке.Сегодня на ТВ при помощи электр.техники возм.сам.разн.трансформ-ии при монтаже:1)изобр.можно вытягивать, сжимать 2)использ.эффект соедин.двух разн.форматов в одной пл-ти экрана 3) «размножать» изобр.4)вычленять отд.детали и тд.Виды монтажа:1)технический (механич.соединение отснятых кусков плёнки)2)конструктивный(омсыслен.соединение кадров таким образом,чтобы м/у ними сущ.очевидн.связь)3)худож-ый(такое соединен. кадров,кот.обеспеч.их образн.связь) 4)параллельн. (соедин.кадров,отснят.в разн.время и в разн.местах,с тем чтобы выявить взаимосвязь двух различн. действий,происход.одноврем.)5)переврёстный(чередование 2х или неск.действий,кот.показ-ся как паралл.,хотя в дествит-ти могут происходить и не одноврем-но)6)ассоциативный(цель его-выявление внутр.субъективн.связей).
Контрапункт – подтекст, отсылка к другому. Момент, когда рождается третий смысл в результате монтажа. Монтаж пришел из кинематографа. Теоретиком монтажа является Эйзенштейн. Сегодня монтаж используют и дизайнеры. Он лежит в основе восприятия мира. Мы не можем видеть все сразу. Изучая теорию монтажа на примере кинематографа можно понять алгоритм творчества.
By Volkova: Это язык экрана, кадр, монтаж, план (крупный, сред, наезд и тд). Элементы изображения- средства создания образа. Спецэффекты, шум, синхрон. Еще один инструмент – контрапункт- создание 3-его образа ( сумма изображения и звука рождает этот 3 образ). Надо привести пример, можно из фильма или передачи. Волкова еще на лекции рассказывала пример, как в одно кадре мальчик бежит, а в другом кадре человек ест бутерброд, и потом эти 2 кадра если совместить, получится 3-ий смысл. Вобщем, музыка ,например, играет одна, а изображение под музыку вообще не подходит, зато рождается 3-ий смысл).
Элементы языка экрана: наплыв, затемнение, вытеснение (или «шторка»), двойная экспозиция, скольжение (или «смазка»), расфокусировка. Средства эти могут показаться чисто техническими; однако точный выбор этих средств, осмысленное использование их оператором и режиссером могут дать художественный, смысловой эффект. В последние годы набор таких приемов расширился благодаря использованию электронных «спецэффектов», хорошо знакомых каждому телезрителю.
А) Диалоги:
замкнутые (собеседники ведут междусобойчик, зритель только наблюдает),
разомкнутые (откровенно направлены на зрителя). Комментарий – выступление специалиста с оригинальным текстом по поводу факта или события.
Закадровый текст. в очерковых жанрах закадровый текст и видеоряд формируют единый образ.
Есть общие правила решения словесно-изобразительных задач:
изображение должно соответствовать слову, если нет прямой задачи их противопоставить
словесный ряд не должен повторять изображение, не надо перечислять видимые и узнаваемые зрителем объекты, описывать видимые ситуации
слово должно давать достаточную инфу, называть имена героев, их статус, называть непонятные объекты, предметы
в слове должны быть выражены основные проблемы, идеи
словесная информация не должна быть шире изобразительной и наоборот
- 1. Социальные, технические и эстетические предпосылки возникновения телевидения.
- 2. Изобретение телевидения. Механическое и электронное тв. Начало телевизионного вещания.
- 3. Начало массового телевидения. Создание центральной студии телевидения. Всемирный фестиваль молодёжи и студентов в Москве (1957 г.) его роль в развитии телевидения.
- 4. Эпоха «оттепели». Постановления партии и правительства о развитии телевидения. Основные программы 1960-х.Г.
- 5. Период застоя в советском обществе. Централизация вещания в ссср. Господство видеозаписи. Основные программы 1970-х гг.
- 6. Политика перестройки и гласности. Ликвидация Гостелерадио ссср. Основные программы и рубрики 1980-х гг.
- 7. Телевидение и общество. Социальные функции тв.
- 8. Телевидение и власть. Свобода и зависимость.
- Финансовая независимость телекомпаний и влияние на нее органов власти.
- 9. Телевидение как новый вид журналистики. Традиции и новаторство.
- 10. Изобразительно-выразительные средства экрана: история и теория.
- Б) Музыка
- Г) Шумы
- 4.Цветовая палитра.
- 11. Истоки экранной публицистики: Дзига Вертов, Эсфирь Шуб и др
- 12. Тематическая и жанровая структура современной телеинформации;
- 13. Проблема персонификации в журналистике: печать, радио, телевидение.
- 14. Моральные, этические и нравственные критерии телевизионного журналиста как лидера общественного мнения. Телевидение и социально-психологический климат в обществе.
- 15. Программная политика. Направленность и структура программ центральных и региональных телеканалов на современном этапе.
- 16. Прогнозирование, планирование и верстка телепрограмм в условиях конкуренции.
- 17. Процесс коммерциализации тв; его функционирование в условиях многоукладности экономики.
- 18. Типология тв, сложившиеся статусные формы функционирования телевидения: государственная, коммерческая, общественная.
- 19. Возникновение и основные этапы развития телевидения за рубежом.
- 20. Коммерциализация тв России. Влияние этого процесса на программную политику.
- 21. Программное (эфирное) телевидение, домашнее видео, Интернет: сосуществование и перспективы.
- 22. Телевидение в Западной Европе и сша: сходство и различия.
- Варианты финансирования телевизионной индустрии
- 23. Тв как процесс творческого производства: взаимодействие профессий.
- 24. Журналистика и социология: взаимодействие; сходство и различия; социологический инструментарий в изучении телеаудитории.
- 25. Общественное мнение, психологические установки, ценностные ориентации, методы воздействия на них средствами тв.
- 26. Образовательные и культурно-просветительские функции телевидения в контексте рейтингового телевидения.
- 27. Журналистское расследование.