16. Прогнозирование, планирование и верстка телепрограмм в условиях конкуренции.
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ — это метод, в котором используются как накопленный в прошлом опыт, так и текущие допущения насчет будущего с целью его определения. Если прогнозирование выполнено качественно, результатом станет картина будущего, которую вполне можно использовать как основу для планирования.
Прогнозы на основе опросов и исследований дают возможность предсказать, что произойдет в сложных ситуациях, используя данные многих областей знания. Например, будущий рынок автомобилей можно оценить только с учетом надвигающегося изменения состояния экономики, общественных ценностей, политической обстановки, технологии и стандартов по защите окружающей среды от загрязнения. Социальное прогнозирование используется для предсказания изменений в социальных установках людей и состояния общества
Что бы повысить рейтинг, каналы стремятся показывать как можно больше эротики, агрессивных действий, катастроф либо, напротив, "физиологического" юмора. Следует учесть и конкуренцию. Все телеканалы ревностно следят за своими соперниками, и как только кто-нибудь из них осуществляет новый сильный прием, привлекающий аудиторию, его тут же копируют другие. Так эфир все больше и больше заполняется "сильнодействующими" элементами - происходит "агрессивизация", "эротизация", "катастрофизация", что только усиливает напряжение в аудитории. На все это накладывается реклама. И ни один канал не откажется добровольно от подобных приемов, поскольку может оказаться вне конкурентного поля - упадет рейтинг, упадут доходы. Собственно, стремление к получению максимальной прибыли при отсутствии адекватных сдерживающих механизмов социального контроля и есть первопричина "рейтинговой болезни" современного телевидения.
Программная политика , то есть принципы телевизионного программирования канала.
В каждой телевизионной редакции существует отдел программирования. Работники этого отдела составляют и перестраивают структуру вещания, формируют расписание передач. Сегодня на телевидении идет разработка более четкого и точного программирования, создаются возможности для полного удовлетворения информационных и эстетических потребностей аудитории. Главная задача программирования – управление вниманием аудитории. При этом используются такие средства, как особое выделение тех или иных передач вверстке программ, музыкальное оформление, использование популярных форм, жанров и т. д. При этом можно применять два подхода: контрастности или дополняемости параллельно идущих передач.
В практике современного программирования существуют следующие виды планирования: перспективное (на год и т.д.); текущее (на неделю, месяц); оперативное (на очередные сутки вещания). Телевизионная программа составлена из блоков, или типов, программ, периодически чередующихся — ежедневно, еженедельно, ежемесячно, будь то постоянная рубрика новостей, политический комментарий, спортивная или музыкальная передача. Телевидение имеет свойство повторять рубрики, циклы, адресные передачи, уже имеющие свой круг зрителей.
Перспективное планирование есть основа координации и использования всех участков идейно-воспитательной работы. Оно обеспечивает:
— определение и развитие главных направлений пропаганды в их последовательности;
— учет знаменательных дат и событий на протяжении длительного времени;
— стабильность и устойчивость рубрики, привлекающей внимание аудитории;
— определение наиболее удачного сочетания форм и жанров, художественных и документальных выступлений, информации и публицистики;
— стабильность в подборе авторов;
— осуществление поиска, направленного на замену устаревших рубрик новыми, укрепление и совершенствование перспективных, наиболее актуальных тем;
— учет действий смежных средств массовой информации, театров, киноорганизаций, учреждений культуры и спорта.
При составлении перспективных планов учитывается некоторая «сезонность» работы средств массовой информации. Особое внимание уделяется периоду с сентября по май, так как на эти месяцы приходится учебный год в школах, техникумах и вузах. Распорядок жизни людей в летний период становится совершенно иным, что определяет то время, которое они отводят для ознакомления с телевизионными или радиопрограммами. При составлении перспективных планов учитывается также сезонность сельскохозяйственных работ, цикличность.
Текущее планирование (на квартал, месяц, неделю) помогает выстроить материал по нарастающей, где кульминацией становится политическое событие в знаменательный день. Осуществление такого планирования позволяет продолжать тему на следующий день в свете происшедших событий.
Календарный месячный план составляется на основании конкретных заявок редакций, студий, творческих объединений с учетом событий в политической, экономической, общественной и культурной жизни страны. Утвержденный руководством телерадиокомитета месячный план передается в службы телевизионного технического центра для обеспечения заявленных передач техническими средствами.
Следующий этап — разработка недельной программы передач. В ходе работы над «неделей» редакторы, ориентируясь на основные события в экономической, политической и культурной жизни страны, уточняют программу на неделю, названия передач, их продолжительность, участников, ведущих, проверяют сочетание передач и программ каждого дня. «Неделя», как правило, планируется из уже подготовленных передач.
В завершенном виде программа недели публикуется в газетах и еженедельниках.
Важным звеном планирования является квартальный план. Он разрабатывается в отделах, обсуждается на художественных советах главных редакций, а за месяц до начала квартала утверждается советом директоров телерадиокомпании.
При составлении планов необходима сетка программ. Сетка (или структура) вещания — набор, сочетание рубрик, циклов, серий и разовых передач, расположенных в недельном отрезке времени в определенной, постоянной последовательности, обеспечивающей разнообразие тем, жанров, разделов и учитывающей интересы разных категорий зрителей в зависимости от возраста и пола.
Все эти рубрики образуют блоки передач, которые конструируются таким образом, чтобы наиболее полно удовлетворить запросы аудитории.
Формирование программ телевидения – это соединение материалов в единое целое. Одним из важнейших условий планирования является комплексный подход. Программирование телевидения требует соблюдения профиля канала, программы.
Большое значение в программировании имеет расположение передач во времени. Время выхода программы в эфир в течение дня является одним из факторов, определяющих ее значимость. Наиболее интересные, важные передачи включаются, как правило, в самое удобное для просмотра вечернее время. Имеет значение и показ передачи в определенный день недели. Естественно, что дни, собирающие самую большую аудиторию – это суббота и воскресенье. Телевизионные передачи дифференцируются в зависимости от потребностей разной аудитории. Формирование постоянной и устойчивой аудитории осуществляется путем разграничения профиля программ вещания, создания серийных и адресных передач и фильмов, рассчитанных на определенные слои населения.
- 1. Социальные, технические и эстетические предпосылки возникновения телевидения.
- 2. Изобретение телевидения. Механическое и электронное тв. Начало телевизионного вещания.
- 3. Начало массового телевидения. Создание центральной студии телевидения. Всемирный фестиваль молодёжи и студентов в Москве (1957 г.) его роль в развитии телевидения.
- 4. Эпоха «оттепели». Постановления партии и правительства о развитии телевидения. Основные программы 1960-х.Г.
- 5. Период застоя в советском обществе. Централизация вещания в ссср. Господство видеозаписи. Основные программы 1970-х гг.
- 6. Политика перестройки и гласности. Ликвидация Гостелерадио ссср. Основные программы и рубрики 1980-х гг.
- 7. Телевидение и общество. Социальные функции тв.
- 8. Телевидение и власть. Свобода и зависимость.
- Финансовая независимость телекомпаний и влияние на нее органов власти.
- 9. Телевидение как новый вид журналистики. Традиции и новаторство.
- 10. Изобразительно-выразительные средства экрана: история и теория.
- Б) Музыка
- Г) Шумы
- 4.Цветовая палитра.
- 11. Истоки экранной публицистики: Дзига Вертов, Эсфирь Шуб и др
- 12. Тематическая и жанровая структура современной телеинформации;
- 13. Проблема персонификации в журналистике: печать, радио, телевидение.
- 14. Моральные, этические и нравственные критерии телевизионного журналиста как лидера общественного мнения. Телевидение и социально-психологический климат в обществе.
- 15. Программная политика. Направленность и структура программ центральных и региональных телеканалов на современном этапе.
- 16. Прогнозирование, планирование и верстка телепрограмм в условиях конкуренции.
- 17. Процесс коммерциализации тв; его функционирование в условиях многоукладности экономики.
- 18. Типология тв, сложившиеся статусные формы функционирования телевидения: государственная, коммерческая, общественная.
- 19. Возникновение и основные этапы развития телевидения за рубежом.
- 20. Коммерциализация тв России. Влияние этого процесса на программную политику.
- 21. Программное (эфирное) телевидение, домашнее видео, Интернет: сосуществование и перспективы.
- 22. Телевидение в Западной Европе и сша: сходство и различия.
- Варианты финансирования телевизионной индустрии
- 23. Тв как процесс творческого производства: взаимодействие профессий.
- 24. Журналистика и социология: взаимодействие; сходство и различия; социологический инструментарий в изучении телеаудитории.
- 25. Общественное мнение, психологические установки, ценностные ориентации, методы воздействия на них средствами тв.
- 26. Образовательные и культурно-просветительские функции телевидения в контексте рейтингового телевидения.
- 27. Журналистское расследование.