logo
Otvety_na_gosy_TV_red_Kuzmin_A_V

1. Социальные, технические и эстетические предпосылки возникновения телевидения.

Два технических достижения: «великий немой», как называли кино, и «великий невидимка» – радио – должны были соединиться, чтобы возникло телевидение. Современная аппаратура, с помощью которой осуществляется видение на расстоянии, – это плод ума и рук многих и многих ученых, изобретателей, плод работы целых научных коллективов. Одни порождали идеи, другие воплощали эти идеи в приборы, третьи использовали эти приборы для тех или иных целей – в результате появилось телевидение.

Английский физик Д. Максвелл предположил существование в природе электромагнитных колебаний и вывел свое знаменитое уравнение, фигурирующее ныне во всех учебниках физики. Однако стройная теория электричества, магнетизма и света, содержащаяся в формуле Максвелла, оставалась неподтвержденной, пока немецкий физик Г. Герц экспериментально не доказал существование предсказанных Максвеллом электромагнитных колебаний.

Преподаватель минного офицерского класса в Кронштадте А. С. Попов и одновременно с ним итальянский изобретатель Г. Маркони заставили служить человечеству электромагнитные колебания, открытые Герцем: они независимо друг от друга изобрели радио.

История изобретения и развития техники кино широко известна. Скажем только, что авторы этого изобретения – французы Луи и Огюст Люмьеры и что датируется оно 1895 г., как и изобретение радио.

Но еще до того, как были изобретены радио и кино, в разных странах, в том числе и в России, предпринимались попытки передать изображение на расстояние по проводам. Попытки эти не привели к реальным результатам, но идея была высказана. В 1880 г. П. И. Бахметьев предложил схему, теоретически вполне реальную: для передачи на расстояние изображения его следует предварительно разложить на отдельные элементы, передать их, а затем снова собрать эти элементы в цельное изображение.

П. Нипков предложил осуществить разложение («развертку») изображения с помощью вращающегося диска, имеющего ряд отверстий, расположенных по спирали. Запатентованный в 1884 г. диск Нипкова долго не находил практического применения; сам Нипков впервые увидел свой прибор в действии лишь в 20-х годах XX в., успев к тому времени позабыть о своем изобретении, сделанном сорок лет назад.

В 1888–1889 гг. профессор А. Г. Столетов, изучив так называемый «внешний фотоэффект» – способность некоторых металлов под воздействием света испускать электроны, создал фотоэлемент. Достижение Столетова открыло принципиальную возможность непосредственного преобразования световой энергии в электрическую.

Опираясь на это открытие, преподаватель Петербургского технологического института Б. Л. Розинг в 1907 г. предложил (и запатентовал в России и за границей) принцип, который сохранен в действующих и сейчас телевизорах: для преобразования электрических сигналов в светящееся изображение используется катодная электронно-лучевая трубка (созданная англичанином В. Круксом и усовершенствованная немцем Ф. Брауном). Телеэкран я – это не что иное, как дно катодной трубки.

9 мая 1911 Б. Л. Розингу удалось в своей лаборатории добиться приема сконструированным им кинескопом изображений простейших фигур. Это была первая в мире телевизионная передача, ознаменовавшая начало эры телевидения.

Б. Л. Розинг по справедливости считается во всем мире основоположником электронного телевидения, именно от его работ ведет телевидение свою родословную. Он погиб в ссылке в 1933 г.

заключение несколько слов о телевизионном приемнике (телевизоре). Хотя первые конструкции электронных телевизоров в нашей стране появились еще в конце 30-х годов, реальное, массовое их производство началось в 1950 г. Это был телевизор марки «КВН-49» (по первым буквам фамилий конструкторов – Кенигсон, Варшавский, Николаевский), имевший экран с диагональю в 18 см, при очень четком изображении. На производство первого миллиона советских телевизоров понадобилось восемь лет, на выпуск второго миллиона – полтора года; в 80-е годы миллион телевизоров выпускался за пять-шесть недель. Всего в СССР до 1991 г. было изготовлено примерно 140–160 миллионов телевизоров.

Эстетические предпосылки возникновения ТВ.

ЭСТ. На первый взгляд, телевидение мозаично. Его облик -соединение, сочленение уже бывшего, известного. Тот же экран в пропорции сторон 3x4, что и у кино, и та же органи­зация потока изображения в монтаже. Та же программная непрерывность и возможность передавать информацию в реальном времени, как у радио: здесь и сейчас. Перечень заимствований можно продолжать - у театра, у печати и т.д. От каждого из своих предшественников ТВ что-то отнимает и ассимилирует, но над каждым «надстраивает» и что-то свое. К кино, например, добавляет не иллюзорный - реальный «эф­фект присутствия», прямую обращенность к зрителю, мыс­лимому собеседнику. К радио «пристраивает» зрительный образ, физически зримое действие.

Телевидение - синтетично. В этом его сущностное каче­ство. Новизна и могущество его изобразительно-вырази­тельной природы. И споры о том, искусство ли ТВ, особен­но темпераментные в начале его становления, сегодня выг­лядят бесплодными. Смысл проблемы и ее решение трезво, просто и мудро представил Рене Клер в своих «Размышле-ниях о киноискусстве». Кино, утверждал он, может быть искусством в отдельных своих проявлениях, но может и не быть им. То же следует сказать и о телевидении. Хотя мас­штаб и соотношение пропорций здесь иные. Но если гово­рить о коммуникативных и прочих внеэстетических возмож­ностях, об охвате аудитории, то превосходство телевиде­ния бесспорно.

Синтетичность телевидения проявлена и в тематической безграничности, и в освоении, трансформации и создании новых жанров, наконец - в функциональной многозначнос­ти. Долгий исторический путь через тысячелетия - от пер­вых каналов коммуникации, которыми служили реки, от пер­вых информационных сигналов - «аудиотамтамов» и «видео­костров» к нынешнему телеэкрану - завершен.

Обретя телевидение, мы получили, в общем, то, к чему стремилось, о чем мечтало человечество, что терпеливо и настойчиво собирало по крупицам: максимальную прибли­женность к оригиналу - живой жизни, сиюминутность, уже ничем - ни пространством, ни временем не ограниченные возможности обращения к зрителю. Таким предстало теле­видение населению земного шара на рубеже XX-XXI столе­тий. Таким останется, видимо, в обозримом будущем. По­пытки преодолеть монологичность ТВ различными приема­ми интерактива, вполне возможно, будут радикально дополнены в кооперации с Интернетом. Но и это, надо пола­гать, не изменит принципиально и уж, конечно, не отменит эфирное телевидение.

Социально – политические предпосылки возникновения ТВ. Польский исследователь кино и телевидения Ежи Теплиц, непосредственно наблюдавший начальный этап становления ТВ в Соединенных Штатах Америки, обратил внимание на целый ряд весьма примечательных обстоятельств2, К появ­лению телевидения хозяева и творцы империи грез - Голли­вуда поначалу отнеслись пренебрежительно. Подобно тому, как мастера высокого искусства - к масскульту: художник к олеографии, драматург к ярмарочному балагану и т.д. Похо­жее происходило в начале XX столетия с кинематографом: «сфотографированный театр», «искусство для бедных», как только не обзывали его! Длилось это, правда, недолго.

С телевидением, если вести отсчет от его выхода на широ­кую публику, все прояснилось еще быстрее. В начале 50-х гг. телевизионные приемники были в 10-ти из 100 американских семей, а к началу 60-х - уже в более чем половине квартир.

Но такой стремительный набор высоты в Голливуде до поры игнорировали. Прагматичные американцы от кинобиз­неса заволновались только тогда, когда обратили внимание, что расход кинопленки на нужды ТВ превысил ее объемы для голливудской продукции. Затем было отмечено резкое падение прибыли от кинопроката - пустели кинотеатры. Сло­вом, удар по экономике и престижу самой мощной кино­державы мира был ощутимым и неожиданным.

(Схожие процессы происходили и в Европе, но менее бо­лезненно: и медленнее, и не столь концентрированно. Во-пер­вых, потому, что в европейских странах с самого начала от­вергали американскую модель коммерческого ТВ, развивая государственные и общественные его формы. И, во-вторых, бла­годаря дезинтеграции кинопроизводства. Сыграл свою роль и консерватизм, культурные традиции старого континента. Тем не менее и здесь смежные искусства и средства массовой коммуникации почувствовали: телевидение явно теснит их, оттягивая на себя все более значительные аудитории).

Выход из создавшейся ситуации первыми стали искать тоже американцы. Хозяева Голливуда рассудили: коль скоро ТВ - свершившийся факт, динамично развивающаяся инду­стрия, уже приносящая прибыль от рекламы, значит, надо спешно в нее внедряться. И кино становится органичной со­ставляющей телевизионного бизнеса. Учитель и ученик на­шли не только эстетические, но и организационные точки соприкосновения. Иначе просто и быть не могло.