logo
ИЗЛ

1.Образ мира:

Мир как хаос, мир как текст. Как хаос – характеристика модернизма. По-прежнему как хаос- доказательство преемственности ПМ по отношению к модернизму. Начинали шествие с иного протеста – логичность. В понимании внешнего хаоса и лит произведения:

Модернисты: мир – хаос, строго организованный художественный космос – само произведение (Джойс, Фолкнер). Произведение- замкнутая система.

2 – мир как текст, худ произведение перестает быть закрытым, размыкается в границы бесконечного текста (Ролан Барт). Текст оказывается хаотичным. Текст – все, что создано человечеством вплоть до неисследованных глубин. В плане культуры – текст, ПМ не стремятся его классифицировать, разделить на высокое и низкое искусство. Полагают, что текст неделим, хаотичен. Сохранившиеся записи, в которых перечисляются бытовые вещи, все это равнозначно на уровне текста. Произведения, созданные на любых языках, занимают свое место в абсолютно открытой текстовой структуре. Мир как хаос размыкается еще и в сторону текста. Для ПМ текст первичен, они начинают свое утверждение в лит с лозунгов: «все уже написано» или с ветхозаветной фразы: « в начале было слово». Текст опережает мироздание, современный автор утрачивает богоподобность, не создатель с большой буквы, может быть маской.

Задача – ориентироваться в пространстве текста, ориентироваться произвольно, не стремясь поднять значительные факты, примеряя разные возможности. Текст открыт, фрагментарен, не может иметь единственного логического конца. В этом ориентировании в тексте включаются законы игры: если нет возможности текст организовать, в нем можно лавировать, играть, можно играть с новым до определенной степени: вторичность подчеркивают. Не создают ничего нового.

-Предлагалось издавать книги без переплета, нумерации страниц (как сложится, так и будет).

Радикальный эксперимент, но авторы с фрагментарностью работают по-разному.

«Женщина французского лейтенанта» - 3 варианта финала. История завершена, довольны финалом? Закройте. Нет различий в хронологии. Предложение участвовать в создании книги.

Так ли уж свободен читатель при знакомстве с произведением??

Чтобы ориентироваться в тексте-хаосе и создавать новое, есть набор приемов. Они и были перечислены.

Авт маска, фрагментарность, метатекст, интертекст. Границы Пм пытались расширить в глубь веков, опирались на использование этих понятий. Метарассказ: включенность текста в существующий – текст о тексте, рассказ в рассказе. Может ситуация сочинения произведения.

Интертекстуальность (Юлия Кристева)– аллюзии/ не как цитация, не как собрание цитат разных авторов, а пространство схождения цитации, определенные параллели, возникающие между различными текстами. Обнаружить их – сделать текст интертекстуальным. Сейчас- уже много текстов. Любой текст – интертекст. Авторская интенция, замысел- те параллели, которые автор ощущает, стремится включить в новое произведение.

ПМ не признают деление лит на элитарную, массовую, их произв не выглядит усложненным. Произведение для любого читателя. Шифры, коды, удвоения есть, но здесь все зависит от читателя – если хотим воспринимать, хорошо (Эко). Серия «детектив 2» - предисловие Лотмана. Роман экранизирован по законам детектива. «ЖФЛ» - сценарий Пинтера, смотреть.

Литература ПМ активно теаритезирует, выходит за рамки худ текста, но обращение к худ творчеству,критике авторов ПМ может идти по-разному хронологически:

1)пришли эмпирически: ФАулз (в худ творчестве), рефлексируя моду, включается и в теоритезирование.

2)состоявшийся ученый обращается к худ творчеству, разработав теоретические воззрения.

(Джон Лодж, Италия- Умберто Эко (как ученый – ср века, критик, рл- Акунин, востоковедческие его труды)).