logo
ИЗЛ

Ганс Фаллада – псевдоним Рудельфа Дитсена (1893-1947)

К концу войны Ганс Фалада принадлежал к писателям старшего поколения, после войны ему оставалось жить немного. Как писатель сформировался в межвоенный период. Как писатель, он всегда был привержен реалистической традиции. Связанный с условностью поиск нем писателей 1 ряда, Фаладе не близок. Любимые авторы – Диккенс, Достоевский («Бедные люди»). Фалада обращает внимание на жизнь маленького человека, именно внимание к бытию людей ничем особенно не выделюяхися, составило специфику творчества в 30 годы. Во время войны Фалада оставался в Германии, когда после войны были открыты часть архивов Гистапа, у Фалады оказалась возможность поработать в архивах. Крупнейшие писатели были в иммиграции, а Фалада был непосредственно в Германии, у него появилась возможность работать с архивами полиции, построить роман (единственный) на основании фактов, которые открылись ему при работе с документами.

«Каждый умирает в одиночку», 1946 год.

В романе Фалада постарался осмыслить трагедию обычного человека, который живет в условиях тоталитарного режима, максимально негативного, режим национал-социализма. Здесь Фалада не стремится использовать идеи экзистенциализма, строго реалистический роман. «Человек рождается и умирает одиноким». Судьба немолодых людей, супружеские пары, решились на сопротивление режиму.

Начало – сказочный зачин. Отто и Анна –обычные люди, обыватели. Немолодая супружеская пара,

Чьи надежды были связаны с единственным сыном. Протест не был бы возможен, если бы надежды сохранялись. Известие о гибели сына на Восточном фронте, начинают задумываться на личном опыте, что происходит в стране. В Берлине уже идет 2 МВ, также как большинство, просто стараются закрывать глаза на страшные факты тоталитарного режима. Когда эти факты распространяются на их семью, они решаются на протест. Полагают, что им уже нечего терять. Это очень скромный протест. Они пишут открытки, предназначенные для других людей, предлагая задуматься о том, что происходит в стране. Открытки бросают в почтовые ящики в разных частях города, как им кажется, они готовы к смерти, они понимают, что открытки попадут в руки Гистапа, что им не избежать наказания за свой поступок, хотят уйти из жизни вместе. Они подготовились к этому. Очень недооценивают машину «тайная полиция», саму атмосферу страха, которая царит в Германии. Правдивость и значимость книги: показывает атмосферу страха. Тоталитаризм создается не только Гитлером, это то настроение, которое господствует в обществе. Попадает не 2-3 открытки, все обыватели, в чьих ящиках оказалась скромная открытка, нашел нужным донести на соседа, чтобы самим не попасть под подозрение. Атмосфера страха делает соучастником каждого человека. То, что происходит за стенках Гестапа, Фалада не знает в полной мере (доступна лишь часть архива), но то, что показывает, - достаточно страшно. Им не удается то, что они, казалось бы, лучше всего продумали. Каждому самостоятельно приходится нести ответственность за поступок, на который они решились. Фалада стремится привнести оптимистический момент, вспоминает о молодой героине, о девушке – невесте. Рассказывает о ее судьбе: «не хотим смерти посвятить книгу», но см. название.

Подобная тема расчетов с прошлым исследуется в романе с показательным названием «Урок немецкого» 1967, Зигфрид Ленц (1926 г.р). В лит входит после войны, ныне живущий автор. Стремится представить урок в нескольких значениях (собственно школьная дисциплина (дисциплины – история, язык). Главный герой роман -еще ученик, проходит дисциплины, но главное в уроке – собственно осмыслить недавние события – 20-ти летней давности истории, для героя – событие, удаленное на несколько лет. Главное – понять, какие уроки преподносит германии опыт фашизма. Ленц выстраивает произведение в 2 временных планах, через них проводит героя, наделенного автобиографическими чертами, благодаря имени – Зигфрид, Зиги. Подросток, во время войны – далеко от действующей армии, живет в маленьком немецком городке. 2 временной план – послевоенный. Несколько лет после окончания войны, в этот момент Зиги находится в заключении в исправительном учреждении. Ленц показывает своего героя, который должен написать сочинение по нем истории. Здесь возникает центральное понятие долга. Ленц предлагает вместе с персонажем проследить различные интерпретации долга (восприятие различных людей). Испытывает влияние экзистенциализма, хотя бы одна трактовка- в экзистенциальном понимании. Выстраивает и оппозицию, где страх оказывается противостоящим свободе (в духе экз традиций). Долг, который выполняет Зиги, будучи учеником, - это академическая задолженность. Должен написать сочинение. Но, обращаясь к нем истории, вспоминая историю родных, каждый герой понимает свой долг по-разному, все высказываются. Понимание долга здесь может быть прямо противоположным. Наиболее важный персонаж – отец Зиги, полицейский, который считает долгом исполнять долг закона. Полицейский человек не имеет права размышлять о требованиях, им надо просто следовать. Его долг – то, что служит фашизму , не рефлексирует. Будет исполнять долг ,когда затронуты интересы старшего сына. Главное – не справедливость, не семья, а служба. Позиция выглядит наиболее уязвимой, но Зиги представляет определенную ценность страдающего отца, но он не способен отступить от принципов. Прямо противоположна позиция художника, эта позиция напоминает от экзистенциализме, не признает другого долга, кроме долга перед собой. Рисует талантливые картины: символически выражена идея сопротивления режиму, показывает ту негативную атмосферу, которая воцарилась в Германии. До других художнику нет никакого дела, худ не заботится о судьбе картин, сам не будет их уничтожать, но когда им грозит уничтожение, не сопротивляется – перед собой долг выполнил, увидит или нет это зритель, для него не важно.

Эта позиция оказывается уязвимой. Художник должен в таком отношении должен служить обществу. По этому появляется еще один взгляд на долг – долг Зиги. Совсем юный, подросток, стремится, путем преступления, спасти картины, дать возможность увидеть картины. Таким образом, к финалу произведения, мы видим в этом романе несколько точек зрения, их столкновение, право на существование. Долг как мотив, страх как мотив- сквозные для произведения. Зиги освобождается от страха, когда пишет произведение.

Для нем лит 40-х годов, затем и последующих 2 десятилетий важную роль играло лит объединение 1947года, называвшееся «группа 47».

Поначалу возникает как объединение, стремящееся уйти от проблемы расставания с прошлым. Художники и писатели в этом объединении выдвигают 1 общий лозунг – нулевой год, абсолютное начало. Но они не имеют в виду отказ от худ традиции, лит с чистого лица. Отказ от фашистского прошлого. Отказываются и от лит традиции, которая не смогла противостоять фашизму. Никакой общей эстетической платформы не было. На протяжении ряда лет, группа играла роль союза писателей:объединяла писателей, которые знакомились друг с другом, выдавали премии (до 70-х годов). Гюль , Грасс получили премию.

Оба вышли из группу 47. худ ограничений группа не накладывает. Как бы отчетливо ни звучало, эта тема расчета с прошлым будет звучать в творчестве писателей, в частности, тема расчета является сквозной для Г.Бёлле.