Юджин о’Нил (1888-1953)
Свое творчество в 10-е годы начинает с участия в экспериментальных театрах, которые стремятся понять новейшие веяния, обращаясь к собственной драматургии, использует одноактную модель, чтобы не разрушать систему в театре. Пишет проблемные пьесы, которые сначала не велики по объему. Крупные пьесы – в 1920-х годах. Начиная с этого времени, его творчество распадается на 2 тенденции, которые довольно сложно обозначить адекватно, их сложно обозначить с помощью измов, т.к одна из составляющих его творчества – драматургия экспрессионизма.
Вторая линия его творчества вызывает неоднозначные формулы к жизни - реалистическая, натуралистическая, реалистически-натуралистическая. Существование натуралистической линии в творчестве О’Нила не было бы проблемой, если бы не одновременное создание пьес 2 линий. Долгое время это оставалось непонятным. Творчество О’Нила активно опирается на идеи фрейдизма, нет двойственной базы, это единая база . но обращаясь к возможностям фрейдизма, работает в разных жанрах, обращается к разным стилевым течениям, та же натуралистическая линия, как стилевая доминанта, в его творчестве всегда присутствует. Есть работы, в которых стремится осмыслить пути развития страны, биографические мотивы. Можно говорить о серьезных психологических драмах, но серьезных переходов линий нет. Одновременно – стремление освоить веяния модернизма. К экспрессионистским пьесам относятся: Император Джонс, 21, косматая обезьяна, 22, крылья даны всем детям человеческим, 23. Последняя пьеса на РЯ перевелась под названием «негр». Противостояние различных расовых групп О’Нил представляет не в пьесе последней, а в пьесе «Император Джонс», африканское племя. Была сложная проблема театральная: неравенство рас: африканца исполнял человек с темным цветом кожи. О’Нил к этой проблеме обращается очень радикально.
Пьеса косматая обезьяна- экспрессионизм, параллели с Андреевым, нем. Противостояние человека в очень обобщенной форме. Противостояние механической цивилизации усиливается хронотопом, действие происходит на корабле, корабль – чудо техники, максимально не похожее на природу явление. Заставляет людей жить не по природным законам. Деление людей на верх и низ. Существует страшное машинное деление. Неприятно – грохот, стук частей мотора, жара. Герой выражает протест к Викам, название обозначает отношение механической цивилизации, далекой от чел потребностей, заточает героя в клетку. Клетка становится пристанищем и для человека, который пытается выразить протест. В пьесе «КДДЧ» есть межрасовые противоречия: речь идет о любви людей, принадлежащим к различным расам. Люди пытаются уйти от условностей, не хотят признавать требования общества, не признающего союза. Но их отношения тоже оказываются под давлением правил, они не понимают друг друга, их союз оказывается обречен из-за непонимания, давления механической цивилизации на чувства. Крик присутствует и в этой пьесе: герои пафосно, патетично выясняют отношения. Ссоры – в репликах, которые представлены в лозунгах – мы должны доказать себе, станем внутреннее свободными. Их протест обращен и против всей организации мира, когда героиня говорит: «Господь простит меня, но как себе простит?». В творчестве есть пьесы социально-психологические, произведения очень глубоко понимают проблемы эмоциональной жизни, даже если находим параллели с другими нац театрами, особенность в погруженности в национальную историю. Самые крупные пьесы: «Любовь под вязами», «Долгий день уходит в ночь»,1940 – автобиографический материал, один из шедевров амер драматургии. Произведения созданы на большом временном расстоянии друг от друга. 1924 – Любовь под вязами, сравнивали с Чеховым. Ср. С «Вишневый сад», семейная ферма. 2 поколения героев, которые ведут борьбу за ферму. Не смотря на внешнее сходство в ВС, не нужно преувеличивать значение параллелей, очень американская пьеса. Фермерство – не просто род деятельности, это связь со своей землей, которая осознается как принципиально важная. Скорее, эту линию нужно обыгрывать. Без чувства собственности герои себя не ощущают цельной личностью . Кроме того, это произведение, проникнутое мотивами фрейдизма. Конфликт любовь-ненависть, когда одно качество не может существовать без другого. Основные герои – глава семьи Эфраин, его сын Эйбин, молодая жена, представляют любовный треугольник, взаимоотношения на уровне любви и ненависти. Даже Эфраин, изгоняющий из дома сыновей, решивший отдать поместье молодой жене, любит только землю, а не близких, обладает своей правдой, может быть, жесток, своеволен, не реагирует на требования сыновей выделить им долю в ферме, но у него своя правда – моя земля, т.к моей кровью полита. Не может с ней расстаться. Максималистские требования к своей земле, говорит, что никому не хочет оставлять ферму. Не собирается расставаться с жизнью, чувствует себя молодым человеком, вступает в брак. Даже после смерти не хочет расставаться с землей. Парадоксальный образ: землю и при жизни, и после смерти хочет воспринимать как исключительно свою, эгоизм. Но это и часть его личности. Земля, которая связана с идеей труда. Молодые герои – младший сын, молодая жена в чем-то противопоставлены главе семьи, в чем-то отражают те же взгляды на жизнь, т.к и они борются за свое право владеть фермой, Объединяет и разъединяет стремление владеть фермой. Стремится каждый из них играть главенствующую роль в связи с фермой, неразрешимый комплекс любви-ненависти. Выход – представление героя. Им грозит наказание, оно заслужено, но наказание их. возможно, избавит от постоянной ненависти. Очень знаковая, краеугольная для американского самосознания.
О’Нил закладывает и традицию отношения к мифологии, будучи основоположником американского театра, обращается к разным возможностям. В пьесе 1931 года обращается к мифу о царе Агамемноне, об электре. «Траур. Участь Электры». 1931 год. Если смотреть на Электру под тем углом зрения, который предлагает О’Нил, ее архетип можно представить как плакающее лицо. Должна носить траур по сестре, по отцу, матери. Своего рода заданность, которую героиня не может не чувствовать в своей судьбе. Пьеса использует в качестве материала действительность Америки. Трагические коллизии сюжета используются в связи с понятиями вины, искупления. Речь идет о бизнесе, о правах в бизнесе. Глава соотносится с Агамемноном. Обращение к мифологическому материалу, способному вскрыть национальные стороны, складывается традиция. Последующие американские драматурги также будут оказываться. Можно брать на кафедре.
Середина 20 века. 40-50 годы, входит несколько талантливых драматургов: Уайльд, Артур Миллер, Уильямс.
Драматургия представляет собой разнообразие тенденций, течений. Вполне зрелое явление.
Из авторов наибольшей популярностью пользуется творчество Т.Уильямса. Активно, особенно в 80 годы активно ставили. Сейчас есть постановки, но их мало.
Уильямс (11-1973)
Псевдоним - имя собственное, название штата. Для лит имени выбирает неполный псевдоним- Теннеси Уильямс. Свои первые лит опыты Уильямс начинает в 30-х годах, хотя первая постановка будет осуществлена лишь в начале 40 годов. Первые пьесы одноактные, но не они прославят драматурга. Расцвет творчества начинается в 40 годы, продолжается до 60 , когда им создается множество пьес «Стеклянный зверинец», «Трамвай желание», «Орфей спускается в ад».
Особенность творчества – разработка концепции «пластического театра». В разные годы соотносилась с разными течениями, здесь находили точки сближения и с экспрессионизмом, и с неоромантизмом. Т.з А.Федорова : если сравнивать, то с эпическим театром Брехта. Театральная, самостоятельная концепция. Пластический театр не оформлен так подробно в статьях, использует предисловие к пьесам, развернутые ремарки, чтобы выдвинуть требования к постановке – пластический театр. Кошка на раскаленной крыше – показательное произведение. Пластический театр предполагает особый акцент на костюмах героев, освещении сцены, на жестах или мимике персонажей. Но эти требования к жестам, мимике не являются исключительно техническими: пьеса в какой-то мере возрождает романтические коллизии – двойственная структура конфликта. Внешне конфликт бытовой или семейно-бытовой. Герои в чем-то не согласны друг с другом, проходят через утраты в борьбе, но с помощью пластического облика хочет показать, что есть некий иной мир (мир мечты, идеала), есть мир глобальных общечеловеческих ценностей, от которого равноудалены все участники конфликта (глубинный уровень конфликта). Есть видимые причины разногласия, но есть и возможность создать идеал с помощью пластики, который не способны достичь, понять все герои (симпатичные или нет).. В этом разрыве между обыденной жизнью и миром-идеалом заключается главная проблема современности, которую может показать именно театр (по сравнению с драм текстом). Впервые концепция пластического театра предстает в пьесе «Стекл зверинец», «трамвай желание».
«СЗ» - пьеса, в которой двойственность структуры проявляется и на хронотопическом уровне, 2 временных плана. Довольно необычно. Пьеса, которая выстроена как воспоминания главного героя, человек вспоминает о своей юности. Необычный факт - то, что рассказчик присутствует на сцене. Главный герой Томас (автобиографические параллели), писатель вспоминает о юности. Мир. Где прошли его детство, молодые годы, мир, который покинул. Мещанство в доме матери показалось непереносимым, уходит из дома, оставляя мать и сестру. Основное действие разворачивается в годы юности Тома и его Сестры. Видим ограниченный мир, ограничен пространственно, герои занимают неудобную квартиру. Мир ограничен интересами, которые идут от матери героев, она заботится исключительно о вещах, связанных с будущим своих детей, она представляет будущее прямолинейно – замужество дочери, карьера сына, стремится привести к этому детей. При этом женщина не отличается интеллектом, эстетическим чувством. Замкнутость мира усиливается, когда обращаемся к Лауре (атмосфера страхов, подлинных и надуманных). Комплексы вызваны реальным физическим недостатком, не хочет преодолевать комплексы, боится большого мира, нравится находиться в комнате, ее мир символически сосредотачивается в образе стеклянного зверинца (фигурки животных) , ее родной мир. Казалось бы, мещанское увлечение коллекционировать фигурки, но именно на этом образе сосредотачивается двойственное отношение к конфликту, светлый мир. Пользуясь возможностями театра, Уильямс описывает, как должен выглядеть зверинец, какая должна быть подсветка – «как на старинных иконах», здесь мещанством речь не ограничивается. Пьеса представляет семейный, бытовой конфликт с 2 позиций: взгляд, который представлял сам Том в молодости. Максималистский, юношеский взгляд (не хотел сталкиваться только с быт проблемами) , в другой стороны, его взгляд на мир с позиции зрелого возраста – ностальгия, место любви (настоящие семейные привязанности, мир молодости, которая осталась там). Проблемы издалека не кажутся мелочными. Любимая фигура единорога, которая разбивается- особое значение.
Пьеса Т.Уильямса «Орфей спускается в ад», традиции О’Нила. Современные герои, проецируется архетип Орфея, но двойственность распространяется на образ Орфея, необычная история. Легко решить, что маленький человек, приходящий с гитарой, должен противопоставить себя аду – городу. Предлагает рассмотреть структуру Орфея: служение 2 ипостасям: любви и музыке, искусству. Двузначность образа выстраивает наиболее глубокий уровень конфликта.
«Называть вещи своими именами» под ред Андреева
«Писатели Франции о литературе» - «Эра подозрений», статья есть в библиотеке.
1 из романов, взгляды по их статьям.
- Зарубежная литература 2 половины 20 века
- Поздний модернистский эксперимент в литературе Франции
- Эжен Ионеско (1812 – 1904)
- Эксперимент Сэмюэля Беккета (1906-1989)
- Немецкая литература «Расставание с прошлым в немецком послевоенном романе»
- Ганс Фаллада – псевдоним Рудельфа Дитсена (1893-1947)
- Г.Белль (1917-1985)
- Г ентер Грасс
- Американская драматургия 20 века от о’Нила до Олби
- Юджин о’Нил (1888-1953)
- Э двард Олби (1928г.Р.)
- Японская литература Современная философская проза Японии. Литературные контакты Восточной и Западной литературы в 20 веке.
- Кобо Абэ и современный философский философский роман Японии. ( Кимифуца Абе – 1924-1923)
- Латино-американская литература
- Луис Борхес (1899-1986)
- Габриэль Гарсиа Маркес (1928)
- Литература постмодернизма
- 1.Образ мира:
- Джон Фаулз (1926-2005)
- Умберто Эко
- Художественный поиск в американском романе 2 половины 20 века
- Дэвид Селинджер 1919 – 2010