Зарубежная литература 2 половины 20 века
Деление литературы:
1.До 1945
2.После 1945
Характеристика литературы после 45 года, специфика послевоенного времени.
1945-1969 – соотношение реализма и модернизма.
Поздний модернизм
После ВМВ всплеск модернизма в разных странах. Вновь обозначает свои возможности модернизм. С конца 60-х гг возникает постмодернизм.
Споры о периодизации постмодернизма
1.Как направление (выделяют конкретные черты)
2.Как эпоха (вся литература входит)
Постмодернизм утверждается как направление во второй половине 60-х годов.
Конец 20- начало 21 века – рубеж тысячелетия, возникает современная литература.
Постмодернизм, постмодернистская литература.
Изменилось отношение к «мультикультуризму».
Происходит расширение географических рамок. Отмена национальных границ.
Фигурой, которая задает моду, становится Х.Л, Борхес (?)
«Я не хочу проводить границу по своей голове».
Меняются приоритеты. Новое соединение традиций.
Послевоенная литература
Франция
Поздний модернистский эксперимент в литературе Франции.
Модернистов устраивало реалистическое видение в искусстве. Франция относилась к числу стран-победителей, что привело к национальному подъему. Ангажированность литературы: литературе хочется обращаться к военным темам, идее кризиса.
В литературе Франции усиливается реализм на волне ангажированности.
Экзистенциализм присутствует, оказывает воздействие на поздний модернизм.
«Ангажированность литературы» (Сартр)
Новые манифесты и требования к литературе
Антироман (новый роман) , антидрама (театр абсурда)
Французская антидрама и роман. Близкие явления по эстетическим позициям. Хотят разрушить каноны. Доходят до финальной точки эксперимента.
Мировоззренческая позиция.
Для позднего модернизма: характеристика мира как хаоса. Мир без Бога ,без ценностей. Смотреть на хаос иронично, смех, сатира, черный юмор.
Поздний модернизм использует широко смеховые категории (фарсовый), трагифарс, архаичный смех – нет табу для смеха, смех над смертью. Задействованы возможности натурализма.
Ф ранцузский новый роман
Протест против жанра романа. Объектом своей полемики модернисты выбирают именно роман. Та жанровая разновидность, которая была в 19 веке.
Роб Грийе, Саррот, Симон – противостоят традиционному роману.
Ален Роб-Грийе воспринимается как лидер нового романа.
(1922-12008)
Писатель, сценарист, кинорежиссер. Разрабатывает синтез искусств: видел текст в видео-варианте, в кино.
1957 – статья «О нескольких устаревших понятиях». Роман «В лабиринте»
Архаика – это Бальзак, Бальзак - это старый писатель.
Устаревшие понятия «история» и «характер». История должна будет уйти в прошлое. Лишним стал и характер. Герой низвергнут, «персонаж» также должен будет уйти со сцены.
Роман должен будет на чем-то базироваться. Это новое письмо. Письмо рождается из пыли. Авторское «я» должно быть абсолютно в тени. Оно не должно обнаруживаться.
Детали берутся из обыденного мира.
Роман включает в себя вещи, «вещизм».
Романы, будучи «новыми романами», вполне могут называться романами. Роман как жанр это принимает.
Роман «В лабиринте»
Лабиринт как хронотопическая данность. Это улицы, по которым блуждает солдат. Кажется, что он умирает, потом опять ходит. Мы не знаем, тот же ли этот солдат.
Лабиринт - принцип организации письма. Система повторов.
Картина отражает в вещном мире, или вещный мир в картине.
Наиболее революционно выглядит позиция автора. Образ автора – это некий взгляд, который фиксирует перемещение солдат по внешней реальности. Взгляд как кинокамера. Мы не чувствуем ни присутствия, ни образа автора.
х/ф « В прошлом году в Мариен- Баде».
Н атали Саррот (1900-1999)
50-60 – расцвет творчества. Черняк- повесть «детство». Толстовская традиция.
«Эра подозрения». Осуждает в романе «Персонажа» и «?» Инбрку. Противопоставлен музею Бальзака и Толстого.
??М. Пруста как основоположник нового романа.
Стремится уйти от психологизма. Предлагает внести тропизмы – этот термин взят из биологии (реализация растения на раздражение)
Роман «Золотые плоды» - это мета-проза. Этот роман и обсуждается в ?. Все перипетии связаны с судьбой книги.
- Зарубежная литература 2 половины 20 века
- Поздний модернистский эксперимент в литературе Франции
- Эжен Ионеско (1812 – 1904)
- Эксперимент Сэмюэля Беккета (1906-1989)
- Немецкая литература «Расставание с прошлым в немецком послевоенном романе»
- Ганс Фаллада – псевдоним Рудельфа Дитсена (1893-1947)
- Г.Белль (1917-1985)
- Г ентер Грасс
- Американская драматургия 20 века от о’Нила до Олби
- Юджин о’Нил (1888-1953)
- Э двард Олби (1928г.Р.)
- Японская литература Современная философская проза Японии. Литературные контакты Восточной и Западной литературы в 20 веке.
- Кобо Абэ и современный философский философский роман Японии. ( Кимифуца Абе – 1924-1923)
- Латино-американская литература
- Луис Борхес (1899-1986)
- Габриэль Гарсиа Маркес (1928)
- Литература постмодернизма
- 1.Образ мира:
- Джон Фаулз (1926-2005)
- Умберто Эко
- Художественный поиск в американском романе 2 половины 20 века
- Дэвид Селинджер 1919 – 2010