Глава 7. С. 305-339.
ОСНОВЫ ДЕЛОВОГО ЭТИКЕТА
Натура и культура — два стержня, на коих красуются все достоинства.
Б. Грасиан, испанский поэт XVII века
Основные понятия об этикете
Этикет представляет собой условный язык, с помощью которого можно оценивать человека, судить об уровне его культуры, нравственности, интеллекте уже по тому, как он входит, как здоровается, каким тоном говорит, какие первые слова произносит. Овладение этикетом способно помочь преуспеть в деле и, наоборот, пренебрежение им вполне может разрушить карьеру. От каждого служащего все чаще требуется, чтобы он достойно представлял лицо своей организации. На смену расхлябанности 60—70-х и даже 80-х годов сейчас приходит степенность, строгость и забота о внешних деталях. Японцы ежегодно тратят 700 миллионов долларов на обучение и консультации по этикету для служащих. В США только за последние два десятилетия опубликованы сотни монографий, 25 учебников по деловой этике, издаются два специализированных журнала; в большинстве университетов этика входит в качестве обязательной дисциплины в учебные планы; в Вашингтоне с 1977 года действует «Центр этических проблем», помогающий фирмам и организациям создавать и перерабатывать этические кодексы, поддерживать высокий нравственный уровень рабочей атмосферы, а работникам разбираться в законах этики и безболезненно гасить нравственные конфликты. На грани XX и XXI веков вновь актуализировался этикет и в социальной жизни России.
Этикет — слово французского происхождения, означающее манеру поведения. К нему относятся правила учтивости и вежливости, принятые в обществе.
Современный этикет наследует обычаи практически всех народов от седой древности до наших дней. В основе своей эти правила поведения являются всеобщими, поскольку они соблюдаются представителями не только какого-то данного общества, но и представителями самых различных социально-политических систем, существующих в современном мире. Народы каждой страны вносят в этикет свои поправки и дополнения, обусловленные общественным строем страны, спецификой ее исторического строения, национальными традициями и обычаями.
Различают несколько видов этикета, основными из которых являются:
-
придворный этикет — строго регламентируемый порядок и формы обхождения, установленные при дворах монархов;
-
дипломатический этикет — правила поведения дипломатов и других официальных лиц при контактах друг с другом на различных дипломатических приемах, визитах, переговорах;
-
воинский этикет — свод общепринятых в армии правил, норм и манер поведения военнослужащих во всех сферах их деятельности;
-
общегражданский этикет — совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых гражданами при общении друг с другом.
Большинство правил дипломатического, воинского и общегражданского этикета в той или иной мере совпадают. Отличие между ними состоит в том, что соблюдению правил этикета дипломатами придается большее значение, поскольку отступление от них или нарушение этих правил может причинить ущерб престижу страны или ее официальным представителям и привести к осложнениям во взаимоотношениях государств.
По мере изменений условий жизни человечества, роста образования и культуры одни правила поведения сменяются другими. То, что раньше считалось неприличным, становится общепринятым, и наоборот. Но требования этикета не являются абсолютными: соблюдение их зависит от места, времени и обстоятельств. Поведение, недопустимое в одном месте и при одних обстоятельствах, может быть уместным в другом месте и при других обстоятельствах.
Нормы этикета, в отличие от норм морали, являются условными, они носят как бы характер неписаного соглашения о том, что в поведении людей является общепринятым, а что нет. Каждый культурный человек должен не только знать и соблюдать основные нормы этикета, но и понимать необходимость определенных правил и взаимоотношений. Манеры во многом отражают внутреннюю культуру человека, его нравственные и интеллектуальные качества. Умение правильно вести себя в обществе имеет очень большое значение: оно облегчает установление контактов, способствует достижению взаимопонимания, создает хорошие, устойчивые взаимоотношения.
Этикет — очень большая и важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали, выработанной на протяжении многих веков жизни всеми народами в соответствии с их представлениями о добре, справедливости, человечности — в области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве, бытовой целесообразности — в области культуры материальной.
В вопросах общегражданского этикета немалое место занимает этикет делового общения, в частности — этика приема посетителей и подчиненных и беседа с ними. Деловая этика составляет не только репутацию самого руководителя, но и репутацию фирмы в глазах деловых партнеров и потенциальных клиентов. К вопросам этики приема посетителей непосредственное отношение имеет вопрос внешнего облика «хозяина» и его кабинета.
Знание делового этикета и его соблюдение на ступень выше поднимают работника любой сферы. Деловой этикет помогает решать вопросы:
-
индивидуального стиля одежды;
-
манеры ведения разговора;
-
возможности благоприятно повлиять на ситуацию, а также на людей;
-
корректного ведения телефонного разговора и деловой переписки;
-
положительного произведения впечатления на другого человека;
-
многие другие аспекты.
К сожалению, многие люди до сих пор не понимают важность и полезность знания деловых норм, что иногда приводит к не очень приятным последствиям. Можно натолкнуться на грубость со стороны таких людей, что будет способствовать отказу клиентов от услуг учреждения или поступлению жалоб. В свою очередь человек, отказавшийся от каких-либо норм и общепринятых манер, может казаться нелепым и глупым в некоторых ситуациях. Его повышение по службе отстает от служебного роста его коллег, люди перестают обращаться за помощью и избегают каких-либо контактов с ним, что в конечном итоге может привести к увольнению.
Незнание или игнорирование этикета может обернуться следующими последствиями:
-
пониженной степенью коммуникабельности на рабочем месте;
-
минимальным общением с коллегами по работе;
-
несоответствием внешнего вида служебному положению;
-
неучтивому обращению с людьми;
-
попаданием в глупые ситуации, непосредственно связанные с работой;
-
неприязнью со стороны многих сотрудников учреждения.
Поэтому для избежания подобных казусов необходимо самосовершенствоваться и стремиться к самообразованию и самопознанию, учиться доброжелательно относиться к людям, что, в свою очередь, приведет к взаимному, положительному результату.
Современный отечественный служебный этикет имеет интернациональные признаки, потому что его основы фактически были заложены в 1720 году. При этом были использованы и некоторые зарубежные идеи.
Деловой этикет включает в себя две группы правил:
-
нормы, действующие в сфере общения между равными по статусу членами одного коллектива (горизонтальные);
-
наставления, определяющие характер контакта руководителя и подчиненного (вертикальные).
Общим требованием считается приветливое и предупредительное отношение ко всем коллегам по работе, партнерам, независимо от личных симпатий и антипатий. Регламентированность делового взаимодействия выражается также во внимании к речи. Обязательно соблюдение речевого этикета — разработанных обществом норм языкового поведения, типовых готовых «формул», позволяющих организовать этикетные ситуации приветствия, просьбы, благодарности, например, «Здравствуйте», «Будьте добры», «Разрешите принести извинения», «Счастлив познакомиться с Вами». Эти устойчивые конструкции выбираются с учетом социальных, возрастных, психологических факторов. Общение как взаимодействие предполагает, что люди устанавливают контакт друг с другом, обмениваются определенной информацией для того, чтобы строить совместную деятельность, сотрудничество.