Деловой этикет и толерантность
Деловой этикет предписывает неукоснительное соблюдение при переговорах правил поведения страны — партнера по бизнесу. Правила общения людей связаны с образом и стилем жизни, национальными традициями и обычаями. Все это результат многовекового жизненного опыта, быта предшествующих поколений того или иного народа. Какие бы ни были традиции, правила поведения — их придется выполнять, если, конечно, вы хотите добиться успеха. Здесь особенно справедлива пословица: «В чужой монастырь со своим уставом не ходят». Нередко надо соблюдать все правила даже в том случае, если они вам не по душе.
Можно привести немало примеров особенностей правил поведения бизнесменов различных стран. Если, например, американцы, подчеркивая свое расположение, хлопают вас по плечу и охотно принимают этот жест обратно, то похлопав по плечу японца или попытавшись дружески обнять китайца или вьетнамца, вы можете сорвать всю сделку.
Во время деловой беседы с итальянцами постарайтесь не демонстрировать непринятия их шумной, чрезмерно оживленной речи, горячности обсуждения даже несущественного вопроса, а при общении с японцем не удивляйтесь употреблению ими сверхвежливых оборотов речи. Сверхвежливость по отношению к партнеру и «приниженность» собственного «я» не мешают, а помогают японцам прекрасно вести свои дела. Трудно найти другого делового партнера, который бы заранее с такой скрупулезностью просчитал самые невероятные ходы предстоящей сделки и расставил столько финансовых, юридических и других ловушек своему партнеру по переговорам, как японец.
В международном общении деловая толерантность является неотъемлемым качеством талантливого бизнесмена. Без уважения не состоится ни одна сделка. Уважение в среде «мировых воротил» можно заслужить только умом, терпимостью, хитростью. Каждая мощная компания заботится об атмосфере на предприятии, а владелец или директор должен олицетворять идеал успешного бизнесмена. Американские и японские исследования в области менеджмента позволили сконструировать «идеальный» образ руководителя, основанный на сочетании как интеллектуальных и личностных, так и деловых профессиональных качеств. При этом следует иметь в виду, что индивидуальные качества личности (знания, способности, стиль мышления, интеллект, тип характера) являются тем фундаментом, на котором строится управленческая деятельность. Они гораздо труднее поддаются коррекции, чем, например, методика принятия решения.
Чтобы эффективно организовать деятельность сотрудников и привести группу к успеху, лидер должен руководствоваться следующими основами деловой толерантности:
-
Научитесь управлять собой в любых ситуациях. Будьте доброжелательны, тактичны, выдержанны. Помните, что лицо, излучающее оптимизм, доброжелательность, притягивает людей, как магнит. Вежливость и приветливость — одно из важнейших правил ведущих западных фирм.
-
Приветствуйте своих коллег, когда приходите на работу. Дайте им понять, что они могут рассчитывать на вашу помощь и поддержку.
-
Ко всем подчиненным обращайтесь на «Вы», так как если с одним подчиненным обращаться на «ты», а с другим на «Вы», то возникает впечатление, что среди сотрудников у вас есть приближенные. Местоимение «Вы» не только показывает культуру общения, но и служит непременным условием нормального психологического климата и трудовой дисциплины.
Научитесь терпеливо слушать других. Это такое же искусство, как и умение общаться. Для этого усвойте по крайней мере следующие правила: помогите собеседнику раскрепоститься, старайтесь не перебивать, не отвергать высказывания только потому, что вы с ними не согласны; не теряйте тему разговора, вопросы задавайте заинтересованно, сдерживайте раздражение или гнев.
Отдавая поручения сотрудникам, «держите в уме» ситуацию (есть ли у вас время для объяснений) и личность сотрудника. Однако всегда поручения лучше отдавать в сослагательном, а не в повелительном наклонении, избегать жаргона, некорректных слов. Ведь большинство людей не любят, когда с ними говорят в приказном тоне. Суть этой установки прекрасно выражена Т. Питерсом и У. Терменом: «Обращайтесь с людьми, как со взрослыми; относитесь к ним, как к партнерам; уважайте их достоинство; будьте к ним внимательны».
Не унижайте достоинства людей, критикуйте осторожно и только действия и поступки, а не личность человека. Никогда не обвиняйте людей в непонимании, упрямстве, умении сдерживаться. Если это уместно, используйте технику бутерброда: спрячьте критику между двумя комплиментами. Не преследуйте за критику снизу. Будьте самокритичны — это только укрепит ваш авторитет.
Цените самостоятельных людей. Они — ваша опора, они создают здоровый психологический микроклимат и помогают руководить. В то же время не обрастайте «любимчиками» и избегайте навязчивых людей.
Не злоупотребляйте правом единоначалия, чаще советуйтесь с сотрудниками, обсуждайте с ними цели — тогда они будут их считать своими и смогут вам помочь в их осуществлении.
Подбирайте работу подчиненным в соответствии с их характером. Помните, что люди предпочитают выполнять ту работу, которая у них хорошо получается и которая их интересует. Например, экстраверт любит работать с людьми, интраверт — в одиночку; нервные, легко возбудимые люди требуют спокойной обстановки; интеллектуалам не хватает терпения для монотонной работы. Поэтому экстраверта нельзя оставлять одного, интраверту лучше всего поручить работу с бумагами, интеллектуалу — сложную работу, требующую использования всех его способностей.
-
Будьте готовы брать ответственность на себя в случае неудачи, а не искать «козла отпущения» среди подчиненных. Ваша задача — установить объективные причины неудачи и найти выход из создавшейся ситуации.
Ни один человек не может постичь другого человека и даже самого себя с такой степенью достоверности, которая была бы достаточна для принятия серьезных решений относительно его, поскольку взрослый человек определенного возраста может находиться на разных уровнях физиологического, интеллектуального, эмоционального развития. Любой человек что-то скрывает о себе, что-то приписывает себе; поэтому толерантность в деловом общении — одно из важнейших правил коммуникации современного человека. Толерантность как средство, метод, как проявление уважения, залог удачи в безумном мире бизнеса.
Все люди разные, в мире огромное количество убеждений, взглядов, религий, предприятий, компаний, коллективов. И наш мир — это система коммуникаций, где так важно уметь найти контакт с любым человеком. Толерантность подсказывает, как это сделать. Народы живут разными судьбами, воюют, заключают союзы, постигают какие-то истины, но все вращается вокруг мира, понимания, терпимости, этим и прекрасно мировое общество.