logo
Соц

Деловой этикет и толерантность

Деловой этикет предписывает неукоснительное соблюдение при переговорах правил поведения страны — партнера по бизнесу. Правила общения людей связаны с образом и стилем жизни, на­циональными традициями и обычаями. Все это результат много­векового жизненного опыта, быта предшествующих поколений того или иного народа. Какие бы ни были традиции, правила по­ведения — их придется выполнять, если, конечно, вы хотите до­биться успеха. Здесь особенно справедлива пословица: «В чужой монастырь со своим уставом не ходят». Нередко надо соблюдать все правила даже в том случае, если они вам не по душе.

Можно привести немало примеров особенностей правил по­ведения бизнесменов различных стран. Если, например, американ­цы, подчеркивая свое расположение, хлопают вас по плечу и охот­но принимают этот жест обратно, то похлопав по плечу японца или попытавшись дружески обнять китайца или вьетнамца, вы можете сорвать всю сделку.

Во время деловой беседы с итальянцами постарайтесь не де­монстрировать непринятия их шумной, чрезмерно оживленной речи, горячности обсуждения даже несущественного вопроса, а при общении с японцем не удивляйтесь употреблению ими сверхвежливых оборотов речи. Сверхвежливость по отношению к партнеру и «приниженность» собственного «я» не мешают, а помогают япон­цам прекрасно вести свои дела. Трудно найти другого делового парт­нера, который бы заранее с такой скрупулезностью просчитал са­мые невероятные ходы предстоящей сделки и расставил столько финансовых, юридических и других ловушек своему партнеру по переговорам, как японец.

В международном общении деловая толерантность является неотъемлемым качеством талантливого бизнесмена. Без уважения не состоится ни одна сделка. Уважение в среде «мировых воротил» можно заслужить только умом, терпимостью, хитростью. Каждая мощная компания заботится об атмосфере на предприятии, а вла­делец или директор должен олицетворять идеал успешного бизнес­мена. Американские и японские исследования в области менедж­мента позволили сконструировать «идеальный» образ руководителя, основанный на сочетании как интеллектуальных и личностных, так и деловых профессиональных качеств. При этом следует иметь в виду, что индивидуальные качества личности (знания, способнос­ти, стиль мышления, интеллект, тип характера) являются тем фун­даментом, на котором строится управленческая деятельность. Они гораздо труднее поддаются коррекции, чем, например, методика принятия решения.

Чтобы эффективно организовать деятельность сотрудников и привести группу к успеху, лидер должен руководствоваться следу­ющими основами деловой толерантности:

Научитесь терпеливо слушать других. Это такое же искус­ство, как и умение общаться. Для этого усвойте по крайней мере следующие правила: помогите собеседнику раскрепо­ститься, старайтесь не перебивать, не отвергать высказы­вания только потому, что вы с ними не согласны; не теряй­те тему разговора, вопросы задавайте заинтересованно, сдерживайте раздражение или гнев.

Отдавая поручения сотрудникам, «держите в уме» ситуацию (есть ли у вас время для объяснений) и личность сотрудни­ка. Однако всегда поручения лучше отдавать в сослагатель­ном, а не в повелительном наклонении, избегать жаргона, некорректных слов. Ведь большинство людей не любят, когда с ними говорят в приказном тоне. Суть этой установ­ки прекрасно выражена Т. Питерсом и У. Терменом: «Об­ращайтесь с людьми, как со взрослыми; относитесь к ним, как к партнерам; уважайте их достоинство; будьте к ним внимательны».

Не унижайте достоинства людей, критикуйте осторожно и только действия и поступки, а не личность человека. Ни­когда не обвиняйте людей в непонимании, упрямстве, уме­нии сдерживаться. Если это уместно, используйте технику бутерброда: спрячьте критику между двумя комплиментами. Не преследуйте за критику снизу. Будьте самокритичны — это только укрепит ваш авторитет.

Цените самостоятельных людей. Они — ваша опора, они создают здоровый психологический микроклимат и помо­гают руководить. В то же время не обрастайте «любимчи­ками» и избегайте навязчивых людей.

Не злоупотребляйте правом единоначалия, чаще советуй­тесь с сотрудниками, обсуждайте с ними цели — тогда они будут их считать своими и смогут вам помочь в их осуще­ствлении.

Подбирайте работу подчиненным в соответствии с их ха­рактером. Помните, что люди предпочитают выполнять ту работу, которая у них хорошо получается и которая их ин­тересует. Например, экстраверт любит работать с людьми, интраверт — в одиночку; нервные, легко возбудимые люди требуют спокойной обстановки; интеллектуалам не хвата­ет терпения для монотонной работы. Поэтому экстраверта нельзя оставлять одного, интраверту лучше всего поручить работу с бумагами, интеллектуалу — сложную работу, тре­бующую использования всех его способностей.

Ни один человек не может постичь другого человека и даже самого себя с такой степенью достоверности, которая была бы до­статочна для принятия серьезных решений относительно его, по­скольку взрослый человек определенного возраста может находить­ся на разных уровнях физиологического, интеллектуального, эмоционального развития. Любой человек что-то скрывает о себе, что-то приписывает себе; поэтому толерантность в деловом обще­нии — одно из важнейших правил коммуникации современного человека. Толерантность как средство, метод, как проявление ува­жения, залог удачи в безумном мире бизнеса.

Все люди разные, в мире огромное количество убеждений, взглядов, религий, предприятий, компаний, коллективов. И наш мир — это система коммуникаций, где так важно уметь найти кон­такт с любым человеком. Толерантность подсказывает, как это сде­лать. Народы живут разными судьбами, воюют, заключают союзы, постигают какие-то истины, но все вращается вокруг мира, пони­мания, терпимости, этим и прекрасно мировое общество.