logo
Соц

Имидж деловой женщины

Ни для кого не секрет, что в мире деловых людей чрезвычайно высоко ценится серьезное отношение к своему имиджу и к под­держанию благоприятного имиджа своей фирмы. И это не удиви­тельно, ведь важнейшей составляющей бизнеса являются межлич­ностные контакты. Успех же общения напрямую зависит от уме­ния людей подать себя и оставить хорошее впечатление.

Вы можете знать наизусть все книги Дейла Карнеги, однако пятно на юбке или слишком яркая губная помада сведут на нет все ваши попытки воздействовать на делового партнера. Вы можете быть семи пядей во лбу и очень хорошо разбираться в предмете своего дела, однако очаровательные кудряшки станут камнем пре­ткновения на вашем пути вверх по служебной лестнице. И это в то время, как знание и применение хотя бы основных законов бизнес-имиджа и делового этикета были бы способны превратить вас в истинную бизнес-леди (конечно, при наличии у вас известной доли деловой хватки).

Итак, что такое имидж? Оставив в стороне все сложные социо-­психологические и философские концепции и определения, его можно разложить на вполне конкретные составляющие. Ваши одежда, прическа, макияж, походка, манеры, речь, место работы, квартира, машина, дача, муж, дети, домашние животные (впрочем, как и отсутствие любой живности у вас дома), ваши привычки, вку­совые пристрастия, отношение к алкоголю, литературные предпоч­тения (или отсутствие таковых), любовь (или равнодушие) к ис­кусству — все это работает на ваш имидж (или против него). От одного этого перечисления голова может пойти кругом и может возникнуть впечатление, что вам одной со всем этим не справить­ся. Однако не стоит опускать руки и возлагать надежды на имидж­мейкера (впрочем, если позволяют финансовые возможности, то почему бы и нет?).

Но клиенты имиджмейкера в большинстве своем мужчины (вот кому действительно по природе своей приходится трудно!). А вы

Одним из кирпичиков здания имиджа является одежда. Мы привыкли акцентировать внимание на второй части расхожего выражения: встречают по одежке, а провожают по уму. Конечно, отчасти это верно. Но зачем дожидаться, пока ваши партнеры и собеседники оценят все тонкости вашего ума? Не лучше ли сразу предъявить им визитную карточку своей серьезности и респекта­бельности? Ведь первое (благоприятное) впечатление будет толь­ко способствовать оценке вас по достоинству. Кроме того, стиль вашей одежды может повлиять на отношение к вам начальства и на то, выполнение каких поручений будет вам доверено. Конечно, мужчинам (в силу присущей им консервативности и стереотипов мышления) гораздо проще постоянно носить некую бизнес-уни­форму. Для женщин же одежда — это прежде всего способ самовы­ражения. И хотя им и приходится принимать правила коллектива, иногда возникает потребность выделиться, и непременно в чем-то самозабвенно оранжевом или лиловом. Однако помните, что в на­чальственную голову при этом может закрасться мысль: «А могу ли я доверить важного клиента вон той, в цветочек?»

В общем, если вы работаете в солидной фирме или хотите за­нять в ней вакантное местечко — одевайтесь так, чтоб не шокиро­вать окружающих и не оскорблять своим видом имиджа фирмы. Всяческие последние писки, визги, всхлипывания и прочие при­дыхания моды (если вы являетесь их поклонницей и последова­тельницей) способны лишь вызвать недоумение среди сотрудни­ков (и это в лучшем случае). А вот беспроигрышным вариантом всегда была и остается классика. Пара-тройка безупречных костю­мов, несколько элегантных, но строгих блузок и классические туф­ли — этого почти достаточно для создания нужного образа. Важно овладеть искусством подбирать элементы одежды и аксессуары. Тогда вы сможете создавать самые различные композиции, и вам не будет претить однообразие. Ваши помощники в борьбе за эле­гантность — шали, косынки, легкие шарфики и, конечно, галсту­ки. Их можно завязывать и драпировать самым различным обра­зом, в зависимости от поставленной задачи и посетившего вас вдохновения. Нехитрая, но увлекательная игра с аксессуарами по­зволит вам всегда чувствовать себя «в своей тарелке» — на деловой ли встрече, на фуршете, на конференции или на обеде с шефом.

По поводу отношения к одежде в мире деловых людей поучи­тельна одна любопытная история. Русская переводчица, работав­шая в американской штаб-квартире ООН, рассказывала, что вне­шний вид сотрудников является там объектом постоянного конт­роля со стороны специальных служащих. Так, у входа в здание стоят женщины, которые останавливают и отправляют домой всех тех, кто, по их мнению, одет неподобающе. Причем это может проис­ходить с одним человеком 2-3 раза за день до тех пор, пока его одеж­да не примет надлежащий вид. Все женщины там обязаны даже в 30-градусную жару носить колготки, закрытые туфли-лодочки на каблуках, менять хотя бы один раз в день блузку. Не допускаются платья, кофты, брюки, длинные юбки и прочие любимые нашими соотечественницами предметы гардероба. Возможно, и нам бы сто­ило взять с них пример?

Никакого эффекта от самой что ни на есть респектабельной одежды не будет, если у вас нет прически. И если вы деловая жен­щина, то на рабочем месте вам не стоит демонстрировать всю красо­ту ваших волос, распуская их по плечам или накручивая сногсшиба­тельные локоны. Правила этикета делового мира предписывают женщине иметь не короткую стрижку и не сложную прическу, а волосы средней длины (не ниже линии плеч). Впрочем, если вам не хочется расставаться с «девичьей красой», придется позаботиться о том, чтобы ваша прическа не вызывала ассоциаций с вороньим гнездом либо ваша голова не была похожа на голову пляжной де­вушки с календаря. Цвет волос вы можете выбирать в зависимости от ваших целей и намерений. Безусловно, красные, фиолетовые и им подобные оттенки будут играть только против вас. Зато извест­но, что женщина-руководитель с темными волосами невольно вы­зывает уважение к себе, белокурые же пользуются популярностью и благожелательным отношением со стороны подчиненных. Так что если вы — лицо руководящее, если вы привыкли быть хозяй­кой положения и держать бразды правления в своих руках — ваш цвет темный. Если же стиль вашего руководства более демокра­тичный — светлые тона будут только способствовать этому.

Правильно выполненный и соответствующий случаю макияж может не только подчеркнуть ваше природное обаяние, но и стать одним из факторов успешной карьеры. И, напротив, появившись однажды в офисе с лицом а ля «женщина-вамп», вы рискуете на­рваться на нелицеприятные замечания. Трудно давать общие сове­ты, ведь лицо каждой женщины индивидуально. Однако избегайте кричащих цветов и обилия косметики; здравый смысл и чувство вкуса подскажут вам правильную тактику.

Стоит ли повторять прописную истину, что ни одежда, ни при­ческа, ни макияж не сделают вас респектабельной, если вы не мо­жете отучить себя грызть ногти или шмыгать носом. Вспомните героиню Одри Хэпберн: хорошие манеры превратили уличную дев­чонку в настоящую леди! И если ваши родители не потрудились привить их вам в детстве — это не так уж страшно. Походка, мими­ка и жесты точно так же поддаются изменениям, как одежда или прическа. Посмотрите на себя в видеозаписи. Все ли вам нравит­ся? Если нет, то вы, по крайней мере, будете знать, над чем вам нужно поработать.

Препятствием на пути к успеху для многих является их соб­ственная речь. Слишком быстрый (или, наоборот, слишком мед­ленный) темп, проглатывание или прожевывание слов, шепеля­вость — очень неприятные вещи. Особенно для тех, чья работа свя­зана с телефонными переговорами, встречами и конференциями. Однако только незначительная часть людей имеет органические де­фекты (аномалии гортани, носовой и ротовой полостей), из-за ко­торых они не могут говорить правильно. Остальные же просто ле­нятся заниматься постановкой голоса. В случае наличия проблем с дикцией ваша настойчивость вместе со стараниями специалиста по риторике или книгой о том, как правильно говорить, сделают свое дело.

Наконец все компоненты выбранного вами имиджа только тогда сочетаются друг с другом и воспринимаются естественно, когда они одухотворены вашим внутренним содержанием. И если ваше стремление к успеху является искренним и подкрепляется ежедневным трудом, вам не придется насиловать свою натуру, при­выкая к новому имиджу. Просто на определенном этапе своей ка­рьеры вы поймете, что уже являетесь той самой бизнес-леди, образ которой так долго будоражил ваше сознание.