logo
Соц

Внешний вид

В силу того, что деятельность служащего связана с активным общением с людьми, ему необходимо создать себе такой имидж, чтобы с ним было приятно общаться, находиться рядом. Это дос­тигается доброжелательностью, приветливостью и оптимистично­стью. Однако положительный образ складывается не только из умения общаться с людьми, но и из внешнего облика, речи, мане­ры поведения в целом.

«Встречают по одежке, а провожают по уму». Эту старую по­словицу не следует забывать. Нужно следить за тем, чтобы всегда быть аккуратно и красиво одетым. Одежда может быть небогатой и простой, но всегда чистой и опрятной. Человек, который хорошо выглядит, и себе и окружающим создает хорошее настроение. Пе­ред тем как выйти на улицу, следует проверить, вычищены ли туф­ли, чистый ли костюм. Аккуратно, с чувством достоинства и без лишней броскости одетые служащие внушают больше доверия, чем одетые кое-как или, напротив, подчеркнуто манерно. Не стоит рисковать своим профессиональным имиджем, надевая веши слиш­ком дешевые, поношенные, мешковатые или требующие починки, выпадающие из стиля или не вписывающиеся в ту среду, где приходится трудиться.

Любая деталь одежды от обуви до галстука должна гармониро­вать с остальными и содержаться в безупречном виде: ботинки на­чищены, складки на брюках или юбке тщательно отутюжены, на галстуке — никаких пятен. На Западе есть правила, которые по­степенно распространяются и у нас, и они гласят, что не следует приходить на работу в одной и той же одежде два дня кряду (необ­ходимо хотя бы поменять блузу или рубашку к костюму) и нельзя надевать белые или светлые носки к темному костюму.

Чтобы привести в порядок свой туалет, постарайтесь найти для этого соответствующее место, где не будет посторонних людей. Причесываться, чистить ногти или костюм при посторонних не­красиво и неприлично:

На официальных приемах, при встречах с незнакомыми людь­ми желательно носить строгую, не слишком пеструю и вызываю­щую одежду. Одежда для вечеринки не подходит для того, чтобы ее надевали на работу (на работу следует одеваться попроще и пост­роже: мини-юбки, облегающие платья с глубокими вырезами, муж­ские шорты с цветастыми рубашками для работы не годятся).

Мужчинам не рекомендуется носить в наружных карманах ру­башки и пиджака авторучки, расчески, очки и т. п. Всю подобную мелочь нужно держать во внутренних карманах пиджака. В жар­кую погоду, когда на вас только рубашка, следует носить с собой небольшую специальную сумку (барсетку).

Если служащий носит шляпу, то не надо сдвигать ее на заты­лок или надвигать на глаза. Особенно это касается молодых лю­дей, желающих выглядеть «крутыми»; они на самом деле добива­ются обратного эффекта. Держаться нужно уверенно, не двигаться вразвалочку, не сутулиться. При беседе нельзя размахивать руками в разные стороны и держать руки в карманах. Человек, для которо­го служба — не хобби, а серьезная работа, учитывает все нюансы, так или иначе способствующие успеху. Уверенную походку, вырази­тельные жесты, доброжелательную улыбку и многое другое — вербаль­ные сигналы преуспевающего делового человека мы воспринимаем как должное соответствие.

Стремительное развитие производства и связанная с этим про­блема совершенствования деловых отношений заставляют все боль­ше обращать внимание не только на прямые, но и на косвенные факторы, определяющие эффективность деловых связей. Никто сейчас не будет отрицать, что стиль одежды мужчины влияет на его успех в деловых контактах, а правильно выбранный костюм способствует созданию нужной рабочей атмосферы.

Одежда — часть рабочей среды, она может многое сказать о нашей личности, положении и непременно должна способствовать авторитету. Деловой мужчина должен выглядеть солидным и уве­ренным в себе; деловым и привлекательным; порядочным, внуша­ющим доверие; не без претензии на изящество и элегантность.

Искусство сочетания элементов одежды всегда должно учиты­вать цвет, линию, фактуру и стиль. Неумелое комбинирование мо­жет сделать внешность блеклой (светло-серый костюм, голубая ру­башка, светло-голубой галстук с рисунком, зеленая рубашка, синий костюм).

Линия. Это не столько общий силуэт одежды, сколько общее направление линий на пиджаке, рубашке, галстуке, на костюме — они располагаются либо вертикальными полосами, либо клетка­ми. Галстуки бывают без рисунка, с абстрактным рисунком или с четким направлением полос: горизонтальным, вертикальным, ди­агональным. Разнообразное направление линий рисунка могут иметь и рубашки. Основная рекомендация: линии элементов одеж­ды не должны резко пересекаться друг с другом, но и не должны сливаться.

Фактура материала. Для мужчин — это одежда с гармонирую­щей фактурой. Например, прекрасно сочетание фланелевого кос­тюма и блестящего шелкового галстука.

Стиль. Надо учитывать соответствие стилей элементов одеж­ды. Дисгармонично, например, будет выглядеть деловой, несколь­ко консервативный костюм в сочетании с клетчатой спортивной рубашкой. Несуразно сочетание костюма с широкими лацканами и узкого галстука.

Единства стиля легче всего добиться, выбирая однотонные эле­менты одежды, например, темно-синий костюм, белую рубашку и темно-красный галстук. Однотонный костюм должен быть основ­ным элементом одежды делового мужчины. Такой костюм облада­ет свойством хорошо сочетаться с однотонными цветами и рисун­ками других элементов одежды, что упрощает выбор правильной комбинации: костюм — рубашка — галстук. Костюм может быть синим, серым, бежевым, коричневым.

Вариации на тему однотонного костюма. С ним сочетается лю­бой рисунок рубашки. Если же сюда добавить и однотонный гал­стук, то получится прекрасное трио: однотонность — рисунок — однотонность. Надо помнить, что никогда не сочетаются одина­ковые рисунки, их всегда надо разделять однотонным элементом. Прекрасно, например, смотрятся вместе однотонный серый кос­тюм, светлая рубашка с темно-красными полосками, однотонный серый галстук, повторяющий цвет костюма. Другой вариант: те же костюм и рубашка и темно-красный галстук, повторяющий по цве­ту полоски рубашки. В приведенных примерах галстук полностью повторяет цвет одного из элементов. В других случаях, если ком­бинация костюма и рубашки бледна, ее можно оживить контрас­тирующим галстуком; например, серый костюм, голубая рубашка и темно-красный галстук. Еще один свежий и хороший вариант: синий однотонный костюм, контрастно-белая рубашка и галстук в горошек (чем мельче горох, тем элегантнее вид).

Для однотонного костюма имеется три основы варианта:

Костюм в полоску. С ним не следует надевать клетчатых руба­шек, так как клетки диссонируют с полосками костюма и не соче­таются с его деловым, серьезным стилем. Здесь будет к месту одно­тонная голубая или белая рубашка, а полосы на костюме и сочета­ние их по цвету с рубашкой придадут освежающий общий вид.

Костюм в полоску и полосатая рубашка — тоже «играющая» комбинация, если полосы одного из элементов не слишком выде­ляются и пестрят. Труднее найти правильное сочетание в случае, когда и костюм, и рубашка, и галстук имеют рисунок. Плох, к при­меру, вариант с ярко выраженными полосами на галстуке. Такое сочетание выигрывает, если какие-то полосы выражены слабее. К полосатому костюму с однотонной рубашкой больше подойдут галстуки в горошек, с ромбиками, треугольниками.

Клетчатый костюм. Это уже сложнее: рубашка должна быть только однотонной, галстук — без строгой направленности рисун­ка или одноцветный. Если клетчатый костюм блеклый, то его мож­но оживить рубашкой. Например, синий костюм скучной расцвет­ки освежит ярко-голубая рубашка, особенно если она в тон с полосками костюма. Хорошего эффекта можно достичь светло-серым или голубым галстуком.

Сочетание коричневых и синих тонов придает внешнему виду авторитетность и солидность. Возможен такой вариант: коричне­во-синий костюм в клетку, голубая рубашка и галстук с абстракт­ным рисунком синих и коричневых тонов.

При выборе костюма оранжевых, бурых или золотистых тонов в сочетании с белой рубашкой подойдет только галстук, подчеркива­ющий оранжевую, бурую или золотистую составляющую костюма.

В деловых ситуациях не следует отдавать предпочтение одежде ярких расцветок, так как такой костюм привлечет к себе внимание и требует особо тонкого вкуса и большого опыта.

Рубашка плюс галстук. От сочетания рубашки и галстука меня­ется общий вид любого костюма. В летнем варианте лучше всего светло-бежевый костюм-тройка, светлая однотонная рубашка, тем­ный галстук. Эффект — необычная свежесть внешнего вида в со­четании с деловитостью. Неплох и спортивный вариант: тот же костюм без жилета, клетчатая рубашка, яркий галстук-бабочка.

Галстук — может быть главным показателем вкуса и статуса, хотя большинство мужчин уделяет ему мало внимания. Длина гал­стука должна быть такой, чтобы в завязанном виде он доставал пряжку ремня. Лучший материал — шелк, шерсть и хлопок.

Гладкий шелк несколько блестит, плетеный шелк не имеет блес­ка. Шелковые галстуки идут к различным тканям и годятся для любых ситуаций. Шерстяной вязаный галстук больше подходит к спортивной одежде. Галстук из шерстяной ткани — к теплой спортивной куртке. Галстук из тонкой шерсти, хотя и похож на шелковый, но в отличие от него не блестит, что придает ему менее церемонный вид. Галстуки из хлопчатобумажной ткани должны быть легкими и по цвету, и по весу. Их носят летом. Льняные гал­стуки тоже хороши, но они очень быстро теряют вид; вискозные быстро утрачивают форму и выглядят жалко.

В официальной обстановке пиджак должен быть застегнут. В застегнутом пиджаке входят в кабинет, к знакомым, в ресторан, в зрительный зал театра, сидят в президиуме или выступают с док­ладом, но при этом следует знать, что нижнюю пуговицу пиджака никогда не застегивают. Расстегнуть пуговицы пиджака можно на обеде, ужине или сидя в кресле.

Цвет мужских носков должен быть в любом случае темнее, чем костюм, что создает переход от цвета костюма к цвету обуви. Нос­ки должны быть достаточно длинные, чтобы не были видны обна­женные ноги. Лакированная обувь должна надеваться только к смокингу.

Журнал «Models of the season» рекомендует придерживаться следующих правил:

Женщина пользуется значительно большей свободой в выборе

фасона одежды и ткани, чем мужчина. Основное правило, которое следует соблюдать при выборе одежды, — это соответствие време­ни и обстановке. Поэтому не принято приходить на работу в офис в роскошных платьях. Для таких случаев подойдет элегантное пла­тье, костюм или платье-костюм.

Обычно цвет одежды подбирают с таким расчетом:

Но при выборе цвета следует учитывать время и место пребы­вания, род ваших занятий. Не следует надевать слишком яркие вещи, если вам предстоит проводить официальный прием или за­седание.

Раньше в нашей стране не было деловых женщин — лишь партийные и профсоюзные деятельницы. Одевались они соответ­ственно: «школьные» костюмчики и скромные блузочки под горло (вариант — бант на бюсте). Как пел классик, «а жена моя, товарищ Парамонова...»

Зато теперь Россия уверенно выходит в мировые лидеры по числу деловых и элегантных женщин. Успех предприятия в нема­лой степени зависит от того, как одета бизнес-леди.

Каким же должен быть ее костюм?

Скучно, предсказуемо и безупречно — именно эти определе­ния непременны для делового женского костюма, считает извест­ный московский стилист, творческий директор группы Koty от из­вестной фирмы Margaret Astr Андрей Мановцев.

Главная же опасность, которая подстерегает женщину при вы­боре делового костюма, — его гиперпровокационность. Деловой костюм демонстрирует не только финансовые возможности дело­вой женщины, но и ее воспитание, вкус, знание делового этикета. Поэтому женщина должна всегда помнить о правиле: если зани­маешься бизнесом, нужно быть готовой пойти на определенные жертвы в моде.

Несмотря на то, что вот уже тридцать лет силуэт делового жен­ского костюма остается практически неизменным, сам костюм постоянно претерпевает косметические корректировки. Это свя­зано с эволюцией самого понятия «классика». Классический стиль в наши дни очевидно тяготеет к умеренно-свободным, демокра­тичным линиям, допускающим сочетание с другими стилями.

Некоторая демократизация классики проявляется прежде всего в свободном покрое жакета. Он притален — но слегка, и это не ак­центируется. Все остальное жестко не регламентировано. Пиджак может быть и двубортным, и однобортным; до, ниже и выше ли­нии бедер. Пуговицы — обязательно настоящие костяные или об­тянутые тканью, кожей. Желательно, чтобы они были одного цве­та с костюмом. Застежка может быть суппортной (внутренней), как у костюмов от Chanel. Плечо слегка расширенное и слегка при­поднятое, но не более того.

На что не распространяются новомодные вольности, так это на юбку. Здесь для нововведений табу. Юбка должна быть прямой, зауженной книзу, облегающей бедра, с разрезом сзади не более де­сяти сантиметров. Классическая длина юбки — до середины ко­лен. Но она может быть и чуть выше колена, и чуть ниже. Длина юбки до середины икры хороша лишь для женщин, имеющих про­блемы с ногами.

Исключаются золотые и серебряные ремешки на юбке. И, на­оборот, приветствуются кожаные ремешки ручной работы с лого­типом известных фирм.

Брюки чисто классического покроя, чуть зауженные книзу. Признак дурного тона — брюки в обтяжку.

Большую роль в грамотном выборе делового женского костю­ма играют ткань и цвет. Предпочтение отдается гладким тканям — английским твиду и шерсти, а также сатину, матовому шелку, бар­хату и букле. Исключаются вискоза и всевозможные стрейчи.

Цветовая гамма не пестрая: серый, бежевый, разнообразные оттенки темно-синего, глубокого бордового, коричневого и чер­ного. Надо помнить, что одни и те же цвет и фактура ткани могут быть приемлемы на одном деловом мероприятии и совершенно недопустимы на другом. Например, костюм из хлопка по этикету можно надеть лишь в том случае, если вы с деловым партнером зав­тракаете или обедаете в ресторане на открытом воздухе. В костюме чисто-белого цвета вы можете появиться только в летнее время на ужине.

Костюм в тонкую полоску пригоден для официальных мероп­риятий во второй половине дня.

Особое внимание при выборе женского делового костюма сле­дует обратить на фирму-изготовителя. Лучше всего покупать дело­вые костюмы от таких известных фирм, как Armani, Мах Мага, Lanvin, Trussardi, Cerruti, Robert Barton, Betty Barclay, Chanel, Guy La Roche, — спокойные, невызывающие, соответствующие кано­нам делового этикета вещи.

А вот полюбившиеся россиянам костюмы от Versace, Dolce & Gabbana, модные Gucci, Moschino, японских модельеров для дело­вых встреч менее пригодны. Их модели больше подходят предста­вителям богемы.

Если вы приглашены на ужин, уместны наряды от Valentino и Gianfranco Ferre. Главное — коллекционные вещи из последних по- диумных показов для бизнес-леди не подходят. Ее деловой костюм должен быть безукоризненно скучен, прост и ясен, как корка чер­ствого хлеба. Идеально, если деловой костюм сшит специально для определенной женщины в доме моды известного дизайнера. Вто­рого такого костюма вы не встретите; на нем обязательно будет логотип фирмы с указанием лица, для которого сшита персональ­ная модель.

Известно, что деловой костюм, состоящий из юбки и пиджа­ка, чаще предназначается для мероприятий первой половины дня. Брюки и пиджак хороши вечером.

Черный деловой костюм хорош либо для вечерних деловых встреч, либо для официальных публичных выступлений.

Совет девушкам: не носите слишком много украшений. Коль­ца на каждом втором пальце плюс цепочки и браслеты только ме­шают проявлять свою индивидуальность.

Прическа как мужчины, так и женщины в деловой обстановке должна быть строгой и аккуратной. Здесь совершенно неуместны­ми выглядят и короткий стриженый «бобрик» у мужчины, и распу­щенные ниже плеч волосы у женщины. Помните: то, что велико­лепно смотрится в театре или на торжественном приеме по случаю Нового года, воспринимается как вызывающее в официальной об­становке. Офис не терпит ни скинхэдов, ни ведьм!