logo
Соц

Деловой завтрак, обед, ужин

Достаточно часто деловые беседы проходят в неформальной обстановке (кафе, ресторане). Это требует умения сочетать реше­ние деловых вопросов с трапезой.

Ведь народ тонко подметил, что ничто так не разъединяет нас, как телевизор, и ничто так не сближает, как самовар.

Обычно выделяют деловой завтрак, обед, ужин. Их объединя­ют некоторые общие принципы, применимые во всех трех случа­ях, в частности, общепринятые правила поведения за столом. Од­нако каждая из этих форм делового общения имеет и свои особенности.

Деловой завтрак — наиболее удобное время для встреч тех, кто напряженно работает в течение дня. Продолжительность — около 45 минут. Не рекомендуется для деловой встречи мужчины и жен­щины. Алкогольные напитки за завтраком исключаются.

Деловой обед позволяет наладить хорошие отношения с парт­нерами, лучше познакомиться с клиентами. В полдень человек ак­тивнее и раскованней, чем в 7—8 часов утра. Продолжительность делового обеда строго не регламентируется и обычно составляет один-два часа, из которых до получаса занимает светский разго­вор, как правило, предваряющий деловую беседу.

Деловой ужин носит более официальный характер, чем завтрак или обед, и по степени регламентации приближается к приему. Это определяет тип приглашений (письменные, а не телефонные), осо­бенности одежды (костюм темных тонов). Продолжительность де­лового ужина два часа и более.

При принятии решения организовать (принять приглашение на) деловой завтрак, обед или ужин необходимо обдумать свои за­дачи и уяснить, будет ли более непринужденная атмосфера засто­лья способствовать их решению. Может быть, эти вопросы легче решить в учреждении или по телефону. Каждая встреча, связанная с застольем, может отнять от одного до трех часов, а относиться к своему и чужому времени нужно крайне уважительно.

Место встречи. При выборе места встречи необходимо про­явить воспитанность и такт. Когда вы заинтересованы в беседе, можно подчеркнуть свое уважение к человеку, назначив место встречи поближе к месту его работы. Уровень ресторана должен соответствовать положению, которое занимают приглашенные вами люди.

Организация. Необходимо строго соблюдать заранее согласо­ванные договоренности о месте, времени и составе участников встречи (кто, где и когда будет встречаться). Только при настоя­тельной необходимости можно вносить изменения в заранее ут­вержденный план. Так, если вы намерены встретиться с кем-то с глазу на глаз за завтраком, а приглашенный звонит вам и объявля­ет, что он намерен явиться со своим секретарем и кем-то еще, вы должны решить, отвечает ли встреча в подобном составе вашим интересам и стоит ли ее действительно проводить.

Рассадка за столом. Если сделан предварительный заказ, хо­роший тон предписывает дождаться, пока соберутся все пригла­шенные, и лишь тогда усаживаться за стол. Если вам надо будет разложить бумаги, а вы встречаетесь лишь с одним человеком, пред­почтительнее сесть за столик на четверых, а не на двоих. В этом случае будут веские причины предложить человеку сесть справа от вас, а не напротив.

Оплата. Оплатить счет должен либо тот, кто первым предло­жил встретиться, либо занимающий более высокое положение. Если ситуация может быть превратно истолкована как попытка завоевать чье-то особое расположение, следует предложить, чтобы каждый платил за себя. Это особо актуально для представителей средств массовой информации и государственных служащих всех уровней: завтрак журналиста или чиновника за чужой счет могут счесть попыткой повлиять на прессу или проявлением коррумпи­рованности органов государственной власти. Однако наиболее об­щим подходом все же будет такой — пригласивший берет все рас­ходы на себя. Американцы обычно расплачиваются каждый сам за себя, независимо от рода и статуса.

Благодарность. После делового завтрака, обеда или ужина при­нято, по меньшей мере, поблагодарить пригласившего. Более уме­стной, однако, будет благодарственная записка, хотя этим элемен­том в деловых отношениях часто пренебрегают.