5.2 Редактирование научно-популярных изданий
Научно-популярными принято называть такие издания, которые, как и научные, содержат результаты теоретических или экспериментальных исследований в областях науки, культуры, искусства и техники, однако материал в них изложен в доступной для читателя-неспециалиста форме. Основное назначение таких изданий - популярно подать неспециалистам из данной проблематики определенные научные знания.
В начале подготовки к печати каждого такого издания редактору важно представить круг потенциальных читателей (покупателей, потребителей) нового издательского продукта. Как правило, это неспециалисты из той области знаний, которой посвящена книга. Круг таких читателей-неспециалистов может быть чрезвычайно широким как по возрастным категориям, так и по уровню профессиональной подготовки.
Условно круг читателей можно разделить на такие основные категории:
читатель с высшим образованием и довольно высокой профессиональной подготовкой, который постоянно проявляет постоянный интерес к новинкам науки, техники и культуры;
читатель со средним или средним специальным образованием, для которого чтение такого вида литературы является средством углубления самообразования;
читатель, который является специалистом смежных областей науки, и объективно заинтересован в результатах научного поиска коллег, которые работают «на стыке» близких наук;
старшеклассники и студенты, которые всегда проявляли повышенный интерес к знаниям по принципу «любые знания не бывают лишними» или «когда-то в жизни понадобится».
Принимая во внимание такую «широкую читательскую массу», следует отыскать ответ на вопрос: какой тематический диапазон следует считать беспроигрышным на рынке спроса?
Тематика эта может быть разнообразнейшей - от тайн природы, вселенной, истории развития цивилизации человечества вообще и своего народа в частности - к вечному поиску истины, борьбы идей, характеров, познание жизни выдающихся личностей.
Проблематику научно-популярных книг на нашем рынке представляют, следующие издательские серии: «Еврика», «Просто о сложном», «Жизнь славных», «Окно в природу», «Тайны вселенной», которые в последние годы выходили наибольшими тиражами.
Учитывая то, что за подготовку научно-популярных изданий стабильно берутся много издателей, перед ними неизменно возникает еще один вопрос: какая книга из научно-популярного блока будет иметь у современного читателя повышенный спрос? Ответ уже известный: та, которая выделяется из других по такими признаками:
внешним дизайном и внутренней художественно-технической «начинкой»;
уровнем применения приемов популяризации изложения материала.
Кратко рассмотрим эти два признака.
Дизайн и оформления
В отличие от научных изданий, где такой стороне редакционно-издательского процесса не предоставляется большого значения, в этом случае игнорировать внутренним и внешним оформлениям нельзя. Нередко бывает, что удачно придуманные художником детали становятся связывающим стрежнем издания, вызывают внимание читателя и побуждают его прочитать книгу до конца.
Приведем примеры.
По-настоящему интригующей художественной доминантой научно-популярного издания «Учим говорить китайской» (К: «Лыбедь», 1994) есть оригинальная пара украинского казака и молодой китаянки. На разных страницах книги они попадаются в разные веселые и не очень ситуации, знакомя читателя с историей, культурой, языком украинского и китайского народов.
Издатели книги В. Ванслова «Что такое искусство» (М.: «Изобразительное искусство», 1988) значительно подняли интерес у читателей к своему научно-популярному изданию за счет разбавления текста (следует сказать, кое-где скучно написанного) десятками цветных иллюстраций художественных полотен мастеров кисти разных эпох, о которых речь идет в книге.
Иллюстративный материал, являясь составной частью отображения научного содержания, в подобных изданиях выполняет также и другие важные функции: познавательную, информационную, воспитательную
Вместе с тем редактору следует помнить, что перенасыщение текста иллюстративным материалом (скажем, однотипными графиками, схемами, таблицами) может усложнить восприятие текста читателем, отвлечь его внимание.
Использование приемов популяризации изложения материала
Приемов популяризации изложения любого сложного по тематике текста есть немало. Зависит это, прежде всего от особенностей авторской манеры изложения и мастерства редактора. Выделим некоторые из них:
сюжетное развитие событий (найденные ученым исторические факты и явления строятся по законам художественного произведения: завязка, развитие событий, кульминация, развязка);
логическая последовательность научных аргументов с интересными примерами к каждому из них (например, этапы освоения человеком космоса подаются на фоне успешных и неудачных случаев запуска управляемых аппаратов с конкретными фамилиями, датами и цифрами);
издательские вставки-отступления от авторского рассказа, которые обобщают сказанное автором в этой части книги (так, в научно-популярной книге из истории издательского дела Киевского университета редактор издательства «Наша культура и наука» уместно предложил вставить к тексту авторского рассказа короткие блоки под рубрикой «Короткая историческая справка», набранных и сверстанных другим шрифтом);
авторские отступления от строго определенной канвы рассказа (они обеспечивают целиком противоположный от предыдущего эффект: последовательное изложение серьезной научной информации вдруг скрашивается эмоционально или динамично насыщенной авторской ремаркой, которая делает своеобразную паузу, побуждает к определенной реакции самого читателя);
нестандартное введение в текст терминологии и побуждение читателя к ее невольному усвоению (вначале - перечень главных его особенностей; знакомство с термином через интересные примеры; расшифровка сложного термина как-бы ненароком, через уточнение или взятие его в кавычки).
Пример постепенного введения термина, с короткой авторской расшифровкам его для читателя, в тексте книги «История издательского дела» (К.: «Наша культура и наука», 2003):
«Со временем творцы книг все активнее начали использовать папирус (в переводе с египетского означает дословно «речное дерево»). Это тростниковое растение, толщиной от десяти сантиметров, которого было достаточно вдоль полноводного Нила».
Правильно делают те редакторы, которые оживляют, делают более разнообразным содержание книги благодаря удачно придуманным интригующим или образным заголовкам к каждому из разделов.
В значительной мере поднимают «читабельность» научно-популярных изданий, оказывают содействие запоминанию прочитанного простота и ясность, образность языка, точные сравнения, речитативные вопросы к читателю, которые присущий для стиля отдельных авторов.
- 1.2 Авторские и издательские текстовые оригиналы
- 1.1.1 Оригиналы для полиграфических изданий
- 1.1.2 Классификация авторских и издательских текстовых оригиналов
- Лекция № 2 редакционно-издательский процесс
- 1) Подготовительный этап
- 2) Редакционный этап
- 3) Производственный этап
- 4) Маркетинговый этап
- 3.1 Терминологические и творческие аспекты
- 3.2 Организация и содержание процесса редактирования
- 1) Первое, сквозное чтение
- 2) Доведение (совместно с автором) оригинала до комплектности
- 3) Работа над структурой (композицией) оригинала
- 4) Определение единого стиля представления текста
- 5) Работа с аппаратом издания
- 6) Работа над заголовками
- 7) Редакционная правка (с применением разных видов редактирования)
- 3.3 Виды редактирования
- 2 Научное редактирование.
- 3 Художественно-техническое редактирование.
- Лекция № 4
- 4 Редактирование текстов по видам изданий (газетно-журнальные, информационные, рекламные)
- 4.1 Редактирование газетно-журнальных изданий
- 4.2 Редактирование рекламных изданий
- 4.3 Редактирование информационных изданий
- Лекция № 5
- 5 Редактирование текстов по видам изданий
- 5.1 Редактирование научных изданий
- Структурный аспект
- 5.2 Редактирование научно-популярных изданий
- 5.3 Редактирование справочных изданий
- Словари
- Справочники
- Энциклопедии
- 1) Разработка общей концепции будущего справочного издания.
- 2) Редакторская подготовка материалов
- Лекция № 6
- 6 Учебные издания
- 6.1 Общая типологическая характеристика учебных изданий
- 6.2 Виды учебных изданий по целевому назначению и характеру информации
- Учебник
- Учебное пособие
- Курс лекций
- Конспект лекций
- 6.3 Учебные издания как целостный комплекс
- 6.4 Конструирование учебного издания
- Лекция № 7 издания для детей