3.1 Терминологические и творческие аспекты
Первоначальное понимание сущности термина редактирования можно постигнуть, углубившись в его этимологию. Латинское redactus дословно означает приводить в порядок. Французское redaction состоит из двух слов: red - снова и actio-действовать. Так вот, упрощенно толковать это понятие можно как повторное действие с целью усовершенствования, наведение порядка после cделанной работы (собственноручно или кем-то другим).
Сложнее с научным толкованием редактирования. Наверно, ни одному другому термину издательского дела не «посчастливилось» так на разнообразие определений (даже таких, которые противоречат друг друга). Особенно пестрым выглядит такое разнообразие в работах отечественных исследователей теории редактирования.
Самыми типичными примерами научной интерпретации редактирования являются такие:
«сфера общественно-политической и идеологической работы»,
«вид интеллектуального испытания рукописи»,
«анализ произведения»,
«деятельность, связанная с регулированием информационно-коммуникативных процессов в обществе»,
«критический анализ произведения с партийных, специальных или издательских позиций»,
«приведение (текста) в соответствие с действующими в определенное время в конкретном обществе нормами».
Каждое из таких определений, конечно, имеет право на существование. Однако, они лишь частично, а то и поверхностно, затрагивают глубину понимания этого понятия, но вовсе не отображают его сполна.
Объяснений этому несколько:
Во-первых, редактирование – это понятие многоаспектное: это и разновидность профессиональной деятельности, и система профессиональных действий исполнителя, привлеченного к этому процессу; это и творчество, и последовательное выполнение рутинных операций, направленных на усовершенствование того или иного произведения журналистики или книгоиздания.
Во-вторых, содержательное наполнение этого термина изменялось в зависимости от целей и задач, которые ставились перед участниками редакционно-издательского процесса.
В условиях тоталитарного общества (СССР) процесс редактирования однозначно толковался как составляющая ответственной партийно-идеологической работы. Сущность его сводилась преимущественно к максимальному наполнению текстов цитатами партийных вождей и их сверки, контроля соблюдения других идеологических норм и норм правописания, тщательного слежения за недопущением крамольных, с точки зрения режима, фактов и суждений. Творческие аспекты редактирования или недооценивались, или просто игнорировались. Вместе с тем, на Западе, редактирование нередко сравнивается с искусством.
Исходя из этого и учитывая уровень развития современного отечественного и зарубежного редакционно-издательского дела, понятие редактирования, все-таки следует рассматривать в широком и узком значениях.
В широком понимании - редактирование является видом профессиональной деятельности, связанной с подготовкой к выпуску разных видов издательской продукции, а также теле-, радиопередач и кинофильмов. Такая деятельность осуществляется большей частью в сферах средств массовой информации, книгоиздании и кинематографии.
В узком понимании - редактирование является составляющей редакционно-издательского процесса, который предусматривает последовательное выполнение редактором целого ряда организационных, творческих и технических функций, направленных на усовершенствование содержания и формы предназначенного для печати (передачи в эфир) произведения, приведение его в соответствие с общепринятыми требованиями и правилами.
Попытки формализовать творчество (писателя, журналиста, редактора, художника вообще), выделить и посчитать «творческие и нетворческие операции» осуществлялись неоднократно. Но они каждый раз терпели неудачу. Причина одна – субъективная – Личность редактора.
Можно выделить два основных типа личности редактора – «инженерный» и «творческий».
Так, например, один и тот же текст обработают два разных редактора. И оба текста могут быть вполне удовлетворительным.
В одном будут тщательно исправлены практически все ошибки, унифицированы все его составляющие, он будет иметь логическую и мотивированную структуру, а изложение материала не зацепит «за живое» никого; читатель отложит его в сторону после прочтения нескольких абзацев или страниц.
В другом - тот же материал будет изложен более художественно, будет вызывать какие-то ассоциации, мысли.
В первом случае текст готовил «Инженерный» редактор, который, как машина, слепо следовал нормам, во втором - «Творческий».
Конечно же золотая середина, когда эти два типа объединяются в одной личности.
Кроме того, соотношение творческих и нетворческих основ в редактировании будет зависеть еще и от вида издания.
- 1.2 Авторские и издательские текстовые оригиналы
- 1.1.1 Оригиналы для полиграфических изданий
- 1.1.2 Классификация авторских и издательских текстовых оригиналов
- Лекция № 2 редакционно-издательский процесс
- 1) Подготовительный этап
- 2) Редакционный этап
- 3) Производственный этап
- 4) Маркетинговый этап
- 3.1 Терминологические и творческие аспекты
- 3.2 Организация и содержание процесса редактирования
- 1) Первое, сквозное чтение
- 2) Доведение (совместно с автором) оригинала до комплектности
- 3) Работа над структурой (композицией) оригинала
- 4) Определение единого стиля представления текста
- 5) Работа с аппаратом издания
- 6) Работа над заголовками
- 7) Редакционная правка (с применением разных видов редактирования)
- 3.3 Виды редактирования
- 2 Научное редактирование.
- 3 Художественно-техническое редактирование.
- Лекция № 4
- 4 Редактирование текстов по видам изданий (газетно-журнальные, информационные, рекламные)
- 4.1 Редактирование газетно-журнальных изданий
- 4.2 Редактирование рекламных изданий
- 4.3 Редактирование информационных изданий
- Лекция № 5
- 5 Редактирование текстов по видам изданий
- 5.1 Редактирование научных изданий
- Структурный аспект
- 5.2 Редактирование научно-популярных изданий
- 5.3 Редактирование справочных изданий
- Словари
- Справочники
- Энциклопедии
- 1) Разработка общей концепции будущего справочного издания.
- 2) Редакторская подготовка материалов
- Лекция № 6
- 6 Учебные издания
- 6.1 Общая типологическая характеристика учебных изданий
- 6.2 Виды учебных изданий по целевому назначению и характеру информации
- Учебник
- Учебное пособие
- Курс лекций
- Конспект лекций
- 6.3 Учебные издания как целостный комплекс
- 6.4 Конструирование учебного издания
- Лекция № 7 издания для детей