4.3 Редактирование информационных изданий
Современную типологию информационных изданий составляют издания библиографические, обзорные, реферативные. В последнее время, с ростом информационного потока в государстве, спрос на них заметно увеличивается.
В основе таких изданий - конкретные данные об опубликованных (или неопубликованных) работах по разным областям общественной деятельности. Объектами для сбора и описания информации, таким образом, становятся статьи, сборники научных работ, монографии, тезисы научных конференций, профессиональные периодические издания, а также диссертации, авторефераты диссертаций, депонированные работы на правах рукописей, отчеты о научно-исследовательских и научно-конструкторских работах.
Содержание работы редактора будет зависеть от вида конкретного издания.
Рассмотрим это на примере подготовки библиографических изданий.
Несмотря на широкую разновидность таких изданий (библиографический каталог, библиографический обзор, библиографический список, библиографический указатель), основной частью текста является набор данных, который дает возможность получить общую характеристику о том или ином произведении.
Оформляются такие данные в соответствии с существующими стандартами.
Составляющими библиографического описания являются:
- фамилия автора,
- название произведения,
- данные об издателе, редакторе, авторе предисловий, примечаний,
- название издательства,
- место и год издания,
- объем,
- наличие указателей, иллюстраций и т.п..
Готовя в печать такие издания, редактор в начале выясняет несколько важных аспектов:
тематика издания;
хронологические границы;
структура и система рубрикации;
принцип описания и его языковое редактирование.
Тематический аспект библиографических изданий чрезвычайно широкий. Это и универсальные указатели литературы по основным тематическим рубрикам, которые издаются у нас и за границей, и указатели литературы конкретной тематики, и указатели научных и творческих достижений отдельных личностей.
Хронологические границы также важно определить сразу: новинки за определенный промежуток времени (год, квартал, месяц), или на протяжении всей жизни автора.
Непростым является решение вопроса относительно структуры указателя. Ведь речь идет о рациональном, удобном, прежде всего для пользователя, расположении собранного колоссального объема информации. В этом случае невозможно обойтись без четко продуманной системы рубрикации. В основу рубрикации могут быть положены разные способы: алфавитный, тематический, предметный, хронологический, смешанный.
Для примера, приведем классическую структуру библиографического указателя:
предисловие;
автобиография;
основные даты жизни и деятельности;
библиография работ;
материалы об авторе;
• список изданий, где публиковались работы автора и литература о нем;
• указатель лиц.
Это - рубрикация так называемого первого уровня. В середине некоторых разделов может быть свое разделение на подрубрики. Так, раздел «Библиография работ», учитывая объем деятельности автора и широту его научных интересов, может разделяться на такие подразделы:
отдельные книжные издания;
предисловия к книгам;
переводы;
научное редактирование;
рецензирование книжных изданий;
научные и научно-методические статьи.
А раздел «Материалы об авторе» может содержать такие рубрики: «В книжных изданиях», «В сети Интернет», «В периодических изданиях» и т.п.
Для удобства пользования такой системой рубрикации целесообразно все позиции обозначать сплошной нумерацией, разместить их по годам, а в пределах каждого года подавать в алфавитным порядке.
И, в конце концов, о принципе описания и его языковом редактировании. Важное требование к подготовке такого вида литературы: состав библиографического описания подавать тем же языком и так, как они указаны на титуле или каталожной карточке издания. Для удобства в начале подается описание изданий, которые были изданы государственным языком. Дальше, в алфавитном порядке, описывают издание иностранными языками.
Не второстепенной является и полнота описания. Неправильно делают те редакторы, которые отмечают в описании лишь заголовок издания, игнорируя подзаголовок. Скажем, в электронном варианте библиографического описания изданий Научной библиотеки им. М. Максимовича Киевского национального университета имени Тараса Шевченко значится очередная новинка издательства «Наша культура и наука» - «Ее величественность - книга». О чем это издание - из описания не понятно, так как редактор каталога пропустил ключевой блок слов, который содержится в подзаголовке книги: «История издательского дела Киевского университета. 1834-1999».
- 1.2 Авторские и издательские текстовые оригиналы
- 1.1.1 Оригиналы для полиграфических изданий
- 1.1.2 Классификация авторских и издательских текстовых оригиналов
- Лекция № 2 редакционно-издательский процесс
- 1) Подготовительный этап
- 2) Редакционный этап
- 3) Производственный этап
- 4) Маркетинговый этап
- 3.1 Терминологические и творческие аспекты
- 3.2 Организация и содержание процесса редактирования
- 1) Первое, сквозное чтение
- 2) Доведение (совместно с автором) оригинала до комплектности
- 3) Работа над структурой (композицией) оригинала
- 4) Определение единого стиля представления текста
- 5) Работа с аппаратом издания
- 6) Работа над заголовками
- 7) Редакционная правка (с применением разных видов редактирования)
- 3.3 Виды редактирования
- 2 Научное редактирование.
- 3 Художественно-техническое редактирование.
- Лекция № 4
- 4 Редактирование текстов по видам изданий (газетно-журнальные, информационные, рекламные)
- 4.1 Редактирование газетно-журнальных изданий
- 4.2 Редактирование рекламных изданий
- 4.3 Редактирование информационных изданий
- Лекция № 5
- 5 Редактирование текстов по видам изданий
- 5.1 Редактирование научных изданий
- Структурный аспект
- 5.2 Редактирование научно-популярных изданий
- 5.3 Редактирование справочных изданий
- Словари
- Справочники
- Энциклопедии
- 1) Разработка общей концепции будущего справочного издания.
- 2) Редакторская подготовка материалов
- Лекция № 6
- 6 Учебные издания
- 6.1 Общая типологическая характеристика учебных изданий
- 6.2 Виды учебных изданий по целевому назначению и характеру информации
- Учебник
- Учебное пособие
- Курс лекций
- Конспект лекций
- 6.3 Учебные издания как целостный комплекс
- 6.4 Конструирование учебного издания
- Лекция № 7 издания для детей