logo search
Otvety_na_GOSy

10. Особенности развития телевидения в России.

Основные этапы в развитии российского телевидения : 1931 г. -- начало экспериментального телевидения ; 1938 г. -- проект телевизионного центра в Москве; 1955г. -- первые образовательные программы на телевидении ; 1956г. -- образование 2-го канала телевидения ; 1965 г. -- образование 3-го канала телевидения ; 1967 г. -- образование 4-го канала телевидения ; 1988 г. -- система спутникового вещания; 1989 г. -- первая реклама на телевидении ; 1990 г. -- 5-й канал (Санкт-Петербург); 1990 г. -- создание канала РТР (окончание монополии коммунистической партии на СМИ); 1992 г. -- создание кабельного телевидения ; 1993 г. -- создание TBC и НТВ; 1998 г. -- образование единого производственного технологического комплекса государственных электронных средств массовой информации. По мере общественного развития прогресса резко сокращаются временные рамки процесса разработки и внедрения инноваций. Так, 35 лет прошло от идеи до практического воплощения радио (1867--1902), телевидение прошло этот путь уже за 14 лет (1922--1936)! В 1990--1991 гг. система Гостелерадио СССР перестала функционировать. В этой связи коммерческие вещатели создают организованно-правовую форму функционирования, как правило, акционерных обществ. Именно развитие рекламной деятельности на телевидении и радио обусловило создание коммерческих телерадиостанций. В 1990 г. началось лицензирование вещания (постановление Правительства РСФСР от 22 декабря 1990 г. № 596 "О лицензировании в области связи"), что позволило узаконить коммерческое телерадиовещание. Солидные коммерческие вещатели: Московская независима вещательная компания (МНВК -- "TBC"). НТВ -- общество с ограниченной ответственностью (ООО); Первый канал -- открытое акционерное общество (ОАО), 51% акций которого принадлежит государству, остальные -- крупным коммерческим структурам Российской Федерации. Соотношение государственного и частного секторов (по количеству выданных лицензий на вещание) приблизительно 1:8. В 82 регионах эффективно работают только 30% ГТРК, было бы логично проводить тендеры на выполнение социальных функций за счет денежных средств, выделяемых российским правительством. В 1998 г. в Москве началась работа по созданию современной системы оптико-волоконной связи, с помощью которой в дом москвичей придет до сотни каналов. Получает развитие еще одна перспективная система доставки сигнала -- спутник (домашняя тарелка), что исключает применение кабельного телевидения . В обстоятельных разработках ФСТР России и Нового института социально-психологических исследований (НИСПИ) четко прослеживается следующее: спутниковое, кабельное телевидение и видеопросмотр последовательно и довольно быстрыми темпами вытесняют эфирное телевидение . В России совсем скоро "эфир" не будет основным поставщиком программ.

13. Организация работы редакции. Журналистский корпус. Социальный статус журналиста отражен в Законе РФ«О средствах массовой информации». На этот статус не вправе претендовать люди, которые собирают и распространяют информацию по собственному почину и не могут подтвердить деловых связей с какой-либо редакцией или агентством. Не относятся к журналистам и сотрудники различного рода информационных служб, не связанных с выпуском периодических изданий или программ: рекламных агентств, центров по связям с общественностью, книжных издательств или фирм – распространителей печати. Социальный статус журналиста представляет собой совокупность определенных физических, деловых, психических и идейно-нравственных качеств личности. Должностной статус определяет должностные обязанности журналиста в редакции. Штатный состав СМИ делится на две основные группы сотрудников: 1) журналистов (т.е. людей, непосредственно производящих информационную продукцию),

2) обеспечивающий персонал (т.е. работников, занятых техническими, финансовыми, организационными сторонами производства).В свою очередь, каждая из этих групп представлена двумя уровнями компетенции – управленческим и исполнительским.. Среди журналистов на управленческом уровне можно выделить: заведующего отделом, редактора по отделу, заместителя главного редактора, ответственного секретаря (организатора текущего производственного процесса, своего рода начальника штаба), которые занимаются кадровым менеджментом. К исполнительскому уровню относятся должности корреспондента, старшего корреспондента, обозревателя, комментатора. Кроме функционального разделения внутри редакций обычно вводится тематическая специализация сотрудников. В зависимости от задач и строения конкретной редакции ее корреспонденты могут специализироваться на освещении вопросов политики, экономики, быта, спортивной, театральной, школьной жизни, криминальной хроники. Финансово-хозяйственный менеджмент представлен главным бухгалтером, директором издательства, заведующим рекламным бюро и т. п. В ведении каждого из них находятся исполнители: кассиры, издательские редакторы, операторы набора текста, агенты по рекламе и т. п.На вершине кадрово-должностной пирамиды находится главный редактор, председатель вещательной компании или, как в некоторых издательских домах, генеральный директор. В действующем законодательстве этот высший руководитель фигурирует как главный редактор, и границы его компетенции определены очень широко. Под главным редактором понимается лицо, возглавляющее редакцию (независимо от наименования должности) и принимающее окончательное решение. Обязанности сотрудников, правила поведения и внутренний трудовой распорядок излагаются в редакционных регламентных документах. Центральное место среди них занимают устав редакции и договор с учредителем и издателем, предусмотренные Законом РФ «О средствах массовой информации». Для отдельного корреспондента ориентиром служит его собственный индивидуальный план. Этот своеобычный документ создается по принципу встречного движения. Сначала корреспондент подает заявку (в отдел, ответственному секретарю или в редакторат), в которой излагает свои предложения о тематике, объектах и объемах материалов на предстоящий месяц. Затем, пройдя корректировку и утверждение у руководства, этот документ возвращается к журналисту уже в виде директивы. В системе регулирования коллективной и индивидуальной деятельности существенную роль играют редакционные кодексы. По своему происхождению они относятся к сфере корпоративной этики. Редакция устанавливает стандарты поведения своих сотрудников в обстоятельствах, которые, как правило, не получили исчерпывающего толкования в законодательстве.

14. Источники информации средств массовой коммуникации. 1. Документальные источники информации. Государственно-административные; Производственно-административные; Общественно-политические; Научные; Нормативно-технические; Справочно-информационные; Художественные. Виды документов: По способу фиксирования информации (рукописные, печатные документы, кино и фотоплёнки, магнитные ленты).По типу авторства (личные и общественные, например, расписка в получении денег и протокол собрания коллектива).По статусу документа (официальные и неофициальные, например, постановление правительства и пояснительная записка).По степени близости к эмпирическому материалу (первичные, например, заполненные анкеты, и вторичные - отчёт, написанный по результатам анкетирования на основе обобщения данных анкет).По способу получения документа (естественно функционирующие в обществе, например, статистические отчёты по установленному образцу и «целевые», т. е. созданные по заказу журналиста - допустим, справка о деятельности учреждений). 2. Предметно-вещевая среда - обстановка, которая нас окружает. Получать информацию можно из пресс-релизов, брифингов, конференций, от государственных органов и организаций, общественных объединений и должностных лиц. 3. Интернет. 4. Человек – интервью, анкетирование, наблюдение, эксперимент.

15. СМИ как предприятиеСМИ так же как и предприятие - это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг с целью удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. СМИ, как и любое предприятие имеет: учредителя, счет в банке, бухгалтерию, имущество, печать, название, адреса редакции, издателя, типографии, регистрационный номер, лицензия на вещание, издательство, права и ответственность. В силу обособленности предприятия как и СМИ самостоятельны: в производственной деятельности (что и сколько производить, как производить); в коммерческой деятельности (что и сколько продавать, покупать, распределять); в распределении производственного продукта (что идет на собственные нужды, а сколько на обмен и накопление и т.д.).

16. Рынок современной прессы. Позиционирование издания. На рынке периодических изданий можно выделить много сегментов: журналы, газеты, для женщин, коммерческая пресса, спортивная печать и др. Важнейшее при основании новой газеты – выбор сегмента, в котором она будет представлена, а затем его изучение для подтверждения обоснованности выбора. Изданием на выбранный сегмент рынка, то встает не менее ответственная задача– позиционирование издания. Позиционирование издания – определение места в избранном рыночном сегменте. Поиск и нахождение оптимальной для него информационной ниши. Под нишей понимают часть сегмента рынка пер изд. представляющего наилучшие условия для выпуска газеты, ее распространения, получения прибыли. Рыночной нишей может являться новый тип периодического издания, непредставленный в избранном сегменте, часть ауд., необслуженная раньше др. СМИ, новый тип услуги, предоставляемой ауд., новый вид инф. деятельности редакции. Российский рынок прессы по темпам роста является одним из мировых лидеров и становится довольно привлекателен как для отечественных, так и зарубежных инвесторов. Основным "игроком" на рынке печатных СМИ являются газеты. Лидер рейтинга самых читаемых газет - региональная пресса общественно-политического характера. Аудитория развлекательной прессы удерживается на уровне 24-25%. А каждый пятый россиянин газет не читает вовсе. Журнальный рынок России в 2009-м продолжил развитие именно как успешный бизнес. Общий тираж достиг 1,865 млрд. экз., продемонстрировав существенный рост. По данным исследований, 53% россиян трудоспособного возраста покупают газеты и журналы в розничной сети, 29% их выписывают. Бесплатные издания читают 13%, "одалживают" прессу у соседей и друзей 11%, слушают обзоры прессы по радио – 9%. Можно констатировать, что в целом рынок розничного распространения в России сложился, однако и на нем существует немало проблем.

17. Ценообразование и себестоимость продукции СМИ. Цены на любой товар, в том числе и на печатную продукцию, формируются в результате баланса спроса и предложения. Ценообразование предусматривает шесть этапов: • Постановка задачи. • Определение спроса на издание. • Оценка собственных издержек. • Анализ цен и качества изданий конкурентов. • Выбор методики ценообразования и характера договорных отношений с распространителями. • Установление окончательной издательской цены (группы цен). Главное в ценообразовании на газеты и журналы - это ответ на вопрос, чьей собственностью они являются в момент реализации в киоске. Если издание, даже оказавшись на прилавке в тысяче километрах от редакции, юридически принадлежит издателю - цену назначает и контролирует издатель. Если же товар является собственностью продавца, то уж никто другой не сможет повлиять на его стоимость. Цена издания может выжить только за счёт рекламы( 99% пользуются этим). Для некоторых основным источником дохода являются тиражи( АиФ). Себестоимость продукции – совокупность прямых издержек, связанных с производством изделия; все виды затрат, понесенных при производстве и реализации определенного вида продукции. Под себестоимостью услуги понимается совокупность затрат, осуществленных организацией, связанных с ее оказанием.

18. Оценка спроса и стимулирование сбыта. Стимулирование сбыта – использование многообразных средств стимулирующего воздействия, призванных ускорить или усилить ответную реакцию рынка. На стимулирование сбыта медийных продуктов медиакомпании тратят от 20 до 40% своего рекламного бюджета. Это объясняется тем, что конкуренция ужесточается, а потребители все меньше доверяют традиционной рекламе, которая не предполагает обратной связи, диалога читателя с издателем известной ему газеты или журнала. Поэтому сегодня медийные компании и в странах Запада, и в России активно применяют такие технологии стимулирования сбыта, как промоакции, стимулирование сбыта в местах продаж, прямой маркетинг, а также связи с общественностью (PR). Наиболее популярной формой промоакции является организация и проведение массовых развлекательных, таких, как фестиваль или праздник продвигаемого продукта (издания, телепрограммы, сайта и т.п.) Наиболее эффективный метод стимулирования потенциальной аудитории — подарок за покупку или подписку. Другой вариант — подарить приложение к газете или какой-либо ее спецвыпуск Достаточно эффективным является также розыгрыш призов, проводимый только для подписчиков. Когда на рынок запускаются новая газета или журнал, издатели часто применяют такой метод стимулирования сбыта, как сэмплинг (sampling, бесплатное распространение различных специальных приложений или спецвыпусков среди целевой аудитории). Сегодня многие редакции активно используют игровое продвижение (конкурсы, лотереи, розыгрыши призов и т.п.). Конкурсы, премии с успехом используются для стимулирования торговых работников. Основными инструментами рекламы при розничной торговле изданиями и в пунктах приема подписки являются стикеры (наклейки с рекламой продвигаемого медийного продукта) на киосках, плакаты в почтовых отделениях и реклама в почтовом каталоге.

19. Распространение издания Распространение издания производится по каналам распространения, под которыми принято понимать пути и способы продвижения издания от производителя к потребителю. С точки зрения рыночного механизма каналы распространения связывают рынок готовой продукции (издательский рынок) с потребительским рынком. Каналы распространения разделяются на уровни: -бесплатно -по подписке -опт и розница Каждый уровень обеспечивает продвижение издания от продавца к покупателю. Все уровни, предшествующие розничному, являются оптовыми. В оптовом канале производится продажа изданий с целью их перепродажи на следующем уровне. Оптовые каналы являются посредническими: в них производится распределение (дистрибьюция) и продвижение товара. В случае продажи издания потребителю непосредственно издательством имеем прямой канал распространения (англ. direct-market). Конкретные пути, обеспечивающие физическое перемещение товарной массы, называются каналами товародвижения. Каналы товародвижения реализуются отделами сбыта издательств. Издательства практикуют как оптовые, так и розничные (прямые) продажи. Процесс оптовых продаж осуществляется в форме поставок. Другой вид каналов распространения - информационные каналы, под которыми понимается совокупность способов и информационных средств, обеспечивающих доведение до потребителя информации об изданиях, предлагаемых к продаже. Назначение маркетинговых каналов - изучение и стимуляция спроса. Основные виды информационных каналов: тематические планы (анонсы) издательств, каталоги, прайс-листы, реклама в средствах массовой информации (журналы, газеты, радио, телевидение), книготорговая печать, сеть Интернет, PR-мероприятия и т.д.). Основой продвижения печатного периодического издания является информация, получаемая в ходе маркетингового исследования, в частности, о возможностях распространения и увеличения тиража издания. Большую роль играет целевая политика редакции и время выхода издания на рынок. Если оно придет к читателям слишком рано, когда у них еще не появилась потребность в содержащейся в новом издании информации, то останется невостребованным. Тираж уйдет в возврат. Аналогичная ситуация. Если издание запаздывает с выходом на рынок. Весь процесс продвижения издания: - разработка его представления на рынок; - маркетинговые исследования рынка; - определение благоприятного времени выхода на рынок; - Методы и приемы его представления потенциальным потребителям; - Использование рекламы издания на различных СМИ; - распространение и реализация.

20. Стандарты качества информации.Весь мир, постепенно вступает в эпоху, где информационная сфера становится определяющей в функционировании важнейших сфер жизни общества. Поэтому качество информационной основы современного общества приобретает первостепенное значение. Известные исследователи, такие как Э. Тоффлер, М. Кастельс и другие обращают внимание на ключевую роль информации для перспектив развития общества. Система массовой коммуникации - одна из важнейших составляющих современного социума, без нее немыслимо его полноценное функционирование. Непрерывно увеличивающийся объём информации предопределяет рост трудозатрат на обеспечение эффективности массовой коммуникации. Качество в общепринятом смысле – это совокупность свойств явления, процесса, продукции (в данном случае информации), обуславливающих её способность удовлетворять определённые общественные и личностные потребности. Специфические критерии качества журналистской информации в системе массовой коммуникации заключаются в следующем: 1. Соответствие принципу ментальной идентичности (подаче информации с учётом ментальности социума); 2. Соответствие интересам государства (Доктрине национальной безопасности); 3. Соответствие национальным интересам России как совокупности интересов государства и гражданского общества (отсутствие пропаганды деструктивных тенденций, популяризация здорового образа жизни и т.п.); 4. Отсутствие в форме и содержании информации аспектов, оскорбляющих чувства социальных фупп, особенно религиозных (лучший пример критической важности этого критерия - поднявшаяся в мире волна насилия после публикации карикатур на религиозную тематику); 5. Целевой характер информации, соответствие её формы восприятию целевой аудитории; 6. Освещение перспективных тем, «задач завтрашнего дня», так как массовое сознание обладает значительной инерционностью. 1. В трёх формах СМИ (прессе, ТВ и Интернет-СМИ) в большинстве случаев происхождение публикуемой информации, её источники неизвестны, причем это наиболее явно проявляется в Интернете, где новости разных информационных сайтов публикуются с интервалом в минуты и фактически дублируют друг друга вплоть до одинаковых фраз. Это приводит к невозможности верификации информации и снижению её достоверности, одного из основных критериев качества журналистской информации; 2. В целом сохраняется ситуация чрезвычайно высокой политизированности информации, которая преподносится или даже корректируется в зависимости от политических пристрастий конкретных СМИ, нет даже видимости стремления к объективности (в отличие от западных СМИ, которые обычно стремятся сохранять видимость непредвзятости); 3. Массовая информация в сети Интернет особенно подвержена информационным провокациям и дезинформации, так как сенсационная новость без проверки её достоверности подхватывается и многократно тиражируется основной массой новостных сайтов (так называемая проблема републикации). Достоверность и качество журналистской информации в целом приносится в жертву её оперативности. 1. Доказано, что высокий уровень технологий производства массовой информации является одним из важнейших условий, определяющих качество журналистской информации и эффективность функционирования системы массовой коммуникации. 2. Получены эмпирические данные, свидетельствующие о том, что для качества журналистской информации в СМИ - прессе, телевидении и сети Интернет характерны чрезвычайно высокая избыточность, низкая достоверность, высокая анонимность и, как следствие, отсутствие возможности верификации этой информации. 3. Установлено, что оптимизация существующего информационного обеспечения журналистики и информационного наполнения системы массовой коммуникации возможна на основе формирования и применения информационных технологий, в частности, банка данных журналистских публикаций, структурированного по качественным характеристикам. Во-первых, проблема повышения качества информации в системе массовой коммуникации рассматривалась до настоящего времени в практически изолированных друг от друга научных направлениях - журналистике, где она представляется большинством авторов как имеющая этическую или политическую подоплеку и зависящая только лишь от журналистов, и информатике, где она рассматривается как чисто техническая проблема, связанная с упорядочиванием априори хаотичной информации неконкретизируемой, абстрактной природы. Во-вторых, проблема повышения качества журналистской информации в системе массовой коммуникации рассматривается комплексно, в теоретическом и прикладном аспектах, объединяющих в единое целое как объективные (кадровый, технико-технологический, финансовый потенциал), так и субъективные (уровень профессионализма, моральная, нравственная атмосфера) факторы, влияющие на элементы системы массовой коммуникации. В-третьих, практическое подтверждение выявленные характеристики распространяемой средствами массовой коммуникации информации: низкая достоверность, высокая избыточность, значительный процент анонимной и неактуальной информации и высокая политизированность, что в совокупности приводит к невозможности её верификации и противоречит менталитету населения, на фоне процесса его деполитизации.

21. Связи с общественностью в редакционной структуре. Корпоративные издания (Corporate pиblishing - СР) - выходящие с определённой периодичностью (не реже раза в год) печатные издания, издаваемые за счёт компании (полностью или частично), предназнач. д/конкретной ЦА и отраж-е интересы компании. Это издание, инф-я о фирме, её задачах, целях, успехах, новостях, продуктах и услугах или группе продуктов или услуг, выходящих на средства определённой организации и не содержащее информацию о других участниках рынка. Есть и ещё одно определение СР - это периодическое издание, отражающее информационные интересы учредителя (субъекта PR) и ставящее своей целью увеличение его ПК. Цель СР - формирование лояльности к деятельности фирмы среди сотрудников, клиентов и партнёров. Читательская аудитория - сотрудники, клиенты и партнёры. На сегодняшний день пока отсутствует чёткая, научно обоснованная типология печатных корпоративных СМИ. Для классификации данного типа изданий используются следующие типологические признаки: Первый тип СР предназначен для информирования персонала тех юр. лиц, кот. явл-ся учредителями данных СМИ. Как правило, учредителями подобных изданий выступают представители крупного бизнеса. Напр., газета "Челябинский трубник", учредителем и издателем которой является ОАО «ЧТПЗ». Второй тип - ориентированные на клиентов компании издания. Напр., издания, предназнач. для потенциальных клиентов салонов связи и т.д. Третий тип - СР, предназначенные и для персонала, и для внешней аудитории. Напр., газеты банков, страховых компаний ("Вестник АСКО"). Наряду с публикациями, предназначенными для работников банка, значительное количество материалов в них посвящено услугам, которые предлагаются клиентам. К началу 1990-х годов крупные промыш. гиганты представляли собой градообразующие предприятия. Печатные органы "Северстали" ("Череповецкий металлург", "Ижорские заводы" ("Ижорец", "Уралмаша" ("За тяжёлое машиностроение"), ОАО "ЧТПЗ" ("Челябинскй трубник") и др. были вписаны в советскую систему печати и явл-сь средством инф-я не только персонала предприятия, но и населения того или иного района. Экономический кризис, резкое снижение объёмов производства и развитие рыночных отношений кардинально изменили типологию СМИ. Пром. гиганты оказались не в состоянии выделить средства на содерж. своих многотиражек. Часть из них в результате реструктуризации была выведена из состава предприятий, нек-е были закрыты. Далеко не всем многотиражным СМИ удалось сохранить коллектив и производ. мощности. Сегодня эконом. рост российских предприятий способствует активному развитию СР, которые в настоящий момент являются одним из важнейших средств внутрифирменных коммуникаций. Если девять лет назад существование многотиражек представляло из себя борьбу за выживание, то современные печатные СМИ решают совершенно иные задачи. За последние годы рынок корпоративной прессы в России претерпел серьезные изменения: увеличилось количество самих изданий, повысилось качество продукции. Корпоративная пресса относится к СМИ, выполняющим специфические задачи. А такие параметры, как тираж, художественные и стилистические приемы, определяются не рамками борьбы за читателя в условиях жесткой конкуренции, а конкретными задачами самой компании. Это означает максимальную инф. насыщенность и концентрацию на внутренней жизни компании. Принимая решение о выпуске CP, руководство компании преследует несколько целей. 1) продвижение миссии, ценностей и стратегии развития компании; 2) создание у читателей ощущения принадлежности к определённому сообществу (коллектив сотрудников, приверженцы конкретной торговой марки и т.д.), 3) информирование о процессах, происходящих в компании («эффект вовлечённости»). 4) маркетинговые комм-ции, имиджевая реклама, позиционирование определенной группы товаров и услуг. Зачастую редакция CP входит в состав ПР-отдела/подразделения, кот. выглядит так: пресс-служба, отдел редакции CP, отдел спец. проектов. Требования: 1) наличие в ней центра управления редакцией 2) свободный приток инф., необх. д/управл. коллективом и деятельности подразделений 3) обеспечение прямой и обратной связи м/у сотрудниками и руководителем, свободное прохождение инф-ии ч/з все ее подразделения. Прямая связь – сверху вниз в виде решений, указов. Обратная связь – снизу вверх. Эти требования – один из факторов, определяющих основу структуры любого редакционного коллектива. Другой фактор – принцип редакционной деятельности: - принцип разделения труда - принцип кооперирования труда и объединения его результатов. С разделением и кооперированием труда связан принцип единоначалия. В соот. с ним кажд. сотрудник редакции непосредственно подчиняется т. одному руководителю. Структура редакции д.б. жесткой, тогда она б. способствовать стабильной деятельности, но с др. стороны достаточно гибкой, чтобы не отставать от изменений обстановки: Структура редакционного коллектива 1. Пирамидальная структура редакции: во главе гл. редактор, ему подчиняются непосредственно ответственный секретарь, зам. редактора, коммерческий директор. Ответственному секретарю подчиняются зав. отделами собственных корреспондентов, политики, социальной сферы, экономики, писем, технической службы (архив, библиотека, компьютер. центр). Непосредственно каждому зав. отделу подчиняются журналисты. При этом прохождение рукописи буд. публикаций снизу вверх от авторов к секретариату требует значительного t, что снижает оперативность выхода сообщ. на газет. полосы. 2. Плоская структура: гл. редактор нах-ся на одной линии с зам. редактора, менеджером по рекламе, ответственным секретарем, коммерческим директором. Журналисты имеют доступ и к заму и к гл. редактору. Плоская структура редакц. коллектива обладает рядом достоинств: сокращается путь прохождения инф-ии, ускоряется управление коллектива. Недостатки: усложняются задачи руководителя редакции, т.к. редактор и зам. сами управляют коллективом.