logo search
Морозова В

Глава 7. Формирование принципов редактированияв 40– 50 годах XIX века

В 40-х годах XIX века основным направлением в литературе становится реализм. Представителей литературы и журналистики интересовали жизнь крепостного крестьянства и городской бедноты, мелкого чиновничества и интеллигенции. Появляется и новый герой – выходец из народных низов. В печатных произведениях острой критике подвергается крепостное право, звучит критика в адрес господствующих классов. Изменяется не только содержание, но и форма литературных материалов. Преобладают роман, повесть, очерк. Толстые журналы, пришедшие на смену стихотворным альманахам 1820 – 1830 годов, больший интерес проявляют к прозе, нежели к поэзии. В редактировании появились новые требования: в языке становится меньше прикрас и излишних красивостей, поэтических сравнений, тексты становятся проще, конкретнее и доступнее.

Все большую популярность завоевывает новый вид издания – литературные сборники. На их страницах большое место занимает изображение жизни и быта простого народа. Появляются так называемые физиологические очерки.

Литературные журналы пользуются особой популярностью. Самыми читаемыми становятся толстые журналы. В середине XIX века большинство журналов ориентируется уже не на группы читателей, а на массового читателя. Редакторы перестают выполнять издательские функции. Поскольку издательское дело и издание журналов, в частности, становится доходным делом, в обязанности издателей входит привлечение к сотрудничеству наиболее выгодных сотрудников. Для этого используется прием повышения гонорара. Журналистика становится профессиональным делом, а доходы журналов напрямую зависят от профессионализма редактора.

Развивается газетное дело. По предписанию правительства в 1838 году начинают выходит «Губернские ведомости», участие в которых принимает местная интеллигенция и молодежь. В начале 50-х годов увеличилось количество периодических изданий. Так, в 1851 – 1855 годы в стране было открыто всего 30 новых изданий, а в 1856 – 1860 годы – 150 газет и журналов самых разных направлений – общественно-политических, политико-экономических, сатирических, научно-технических и т. д.

ВКЛАД В. Г. БЕЛИНСКОГО В РАЗВИТИЕ РЕДАКТОРСКОГО ДЕЛА

В январе 1839 года вышел в свет первый номер журнала «Отечественные записки». Это было второе рождение журнала – в 1820–1830 годы он издавался П. П. Свиньиным и не привлекал особого внимания читателей и критиков. Учебно-литературный, а затем и политический ежемесячный журнал издавался А. А. Краевским. Это было наиболее яркое издание рассматриваемого периода. Среди авторов журнала были М. Ю. Лермонтов, В. А. Жуковский, П. А. Вяземский, И. И. Панаев, В. Ф. Одоевский, А. В. Кольцов, И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, Д. В. Григорович и др. Подбор авторов и разнообразие тематики определяли успех издания. К этому периоду относят расцвет литературной критики. В октябре 1839 года фактическим редактором отделов «Критика» и «Современная библиографическая хроника» журнала «Отечественные записки» становится В.Г. Белинский.

«Отечественные записки» по праву считался лучшим русским журналом 40-х годов, пользовался огромным успехом у читателей: его тираж в 1847 году составлял 4000 экземпляров, в то время как у «Москвитянина» было всего 300 подписчиков. Журнал выходил объемом 40 печатных листов.

Благодаря Белинскому не только возрос тираж и авторитет «Отечественных записок», но и поднялось значение литературной критики в целом. Он выступает в защиту Лермонтова, единственным из критиков того времени признав его литературный талант, дает высокую оценку «Мертвым душам» Гоголя и т.д.

Белинский привлекает таких авторов, как Грановский, Герцен, Огарев, Некрасов, Тургенев. В «Отечественных записках» печатались произведения художественной литературы, критические статьи и публицистика, научные и научно-популярные статьи, произведения русских и зарубежных авторов.

Каждый номер журнала «Отечественные записки» представляет собой единую систему. Все материалы номера отличались общей идеей, гражданской позицией, высоким качеством публикуемых материалов.

Белинского отличала подлинная страсть к журналистике, большая часть его литературных произведений опубликована именно на страницах газет и журналов. Он любил оперативную журнальную работу, писал быстро, без помарок и переделок. Уже в 30-е годы он начинает разрабатывать свой журналистский кодекс, создает твердую систему взглядов по вопросам журналистики, теории и практики газетно-журнального дела.

Создавая свои произведения или редактируя авторские тексты, Белинский главным считал принципиальное отношение к описываемому. На точку зрения автора не могли повлиять ни личные отношения, ни материальная заинтересованность.

Белинский-журналист и редактор стремился к всестороннему просвещению читателя. Он широко использовал «отступления по поводу», в которых приводил дополнительные факты и примеры. В беллетристических статьях, статьях-монологах, статьях, выдержанных в форме откровенной увлекательной беседы, он затрагивает актуальные темы, ни одно его выступление в печати не остается незамеченным.

Однако и здесь продолжают развиваться по привычной схеме отношения издателя, получающего большие доходы от журнала, и редактора, который своим умом и талантом этому способствует, но продолжает оставаться в стесненном материальном положении. Белинский уходит из «Отечественных записок» и вскоре становится идейным руководителем теряющего подписчиков журнала «Современник». Вслед за Белинским в «Современник» пришли большинство авторов «Отечественных записок». Это имело прекрасный результат: первый номер обновленного «Современника» вышел тиражом 2000 экземпляров, а в 1848 году было уже 3100 подписчиков. Белинский неустанно боролся с произведениями узкого содержания, произведениями-однодневками, с литературой и журналистикой откровенно реакционного характера. Он считал, что емкость, многоплановость, энциклопедизм должны быть непременными слагаемыми литературного произведения. Журнал последовательно защищает интересы крестьянства, становится центром пропаганды идей демократической революции. В журнале были опубликованы статьи Белинского «Взгляд на русскую литературу 1847 года», «Выбранные места из переписки с друзьями», «Ответ «Москвитянину» и др.

ОПЫТ Н. А. НЕКРАСОВА-РЕДАКТОРА

Н. А. Некрасов попробовал себя в качестве редактора в журнале Ф. А. Кони «Пантеон российских театров». В 1845 году он составляет сборник «Физиология Петербурга», состоящий из двух частей. Среди авторов сборника – Белинский, Григорович, Некрасов, А. Я. Панаева. Статьи сборника объединяла идейная направленность. При составлении сборника Некрасов не ставил задачи править тексты.

С 1847 по 1866 год Н. А. Некрасов был редактором журнала «Современник». При нем до 10 000 экз. вырос тираж журнала. Как и при Белинском, при Некрасове все материалы журнала отвечали единой гражданской позиции. В середине 50-х годов важное место в «Современнике» занимает революционно-демократическая критика и публицистика. В состав редакции входят Н. А. Добролюбов и Н. Г. Чернышевский. В «Современнике» были опубликованы все их основные произведения.

Некрасов привлек к сотрудничеству в «Современнике» лучшие литературные силы. Руководство изданием велось коллегиально, этим занималась редакционная коллегия, в которую входили Некрасов, Панаев, Чернышевский, Добролюбов. Здесь были опубликованы «Обыкновенная история» Гончарова, «Кто виноват?», «Сорока-воровка», «Записки доктора Крупова» Герцена, начало «Записок охотника» Тургенева и др.

В конце 1857 года произошло перераспределение обязанностей: критикой стал заниматься Добролюбов, публицистикой – Чернышевский, беллетристикой – Некрасов. Из литературного журнал превращается в общественно-политический и литературный.

Кроме организационной работы, Некрасов занимался чтением и правкой текстов, писал рецензии и письма, распределял материалы с учетом читательского интереса. Большое внимание Некрасов уделял языку произведений, причем к работе над языком старался привлечь авторов, добиваясь целостности текста.

Таким образом, успех издания во многом зависел от авторитета его редактора и сотрудников. Те журналы, которые вели на своих страницах борьбу против крепостного права, призывали к правдивому изображению действительности, пользовались заслуженным успехом читателей.

Некрасов всеми силами стремился сохранить традиции журнала, берущие начало во времена Пушкина и Белинского. Однако разногласия в стране не могли не коснуться и журналистики. Либерально-монархические издания вступали в полемику с революционно-демократическими. «Русский вестник», «Библиотека для чтения», «Отечественные записки», «Русская речь», «Время», «Православное обозрение» и другие издания критиковали «Современник» и его сотрудников.

Кроме критики извне, разногласия коснулись и самого коллектива. В редакции они обострились в 1855 году в связи с выходом в свет диссертации Чернышевского «Эстетические отношения искусства к действительности». Некрасов-редактор делает все возможное, чтобы привлечь признанных и авторитетных авторов. В конце 1856 года создается договор об «исключительном сотрудничестве» в «Современнике» Тургенева, Л. Толстого, Григоровича и Островского. В течение четырех лет, начиная с первого января 1857 года, эти авторы должны были печатать свои произведения только в «Современнике». Им гарантировался как гонорар, так и часть доходов от подписки. Политическая обстановка требовала от редактора неимоверных усилий для сохранения позиций журнала. Некрасов всегда находил для своего издания актуальный материал, умел находить общий язык с цензорами, достойно решал материальные трудности.

Тем не менее, западноевропейская революция 1848 года не прошла бесследно для общественного движения России: крестьянские волнения, паника дворянства, рост числа оппозиционно настроенных представителей интеллигенции нашли свое отражение в русской печати. Ответом на это послужило создание русским правительством второго апреля 1848 года постоянного Комитета по делам печати (Бутурлинского комитета). Период работы этого комитета назвали «мрачным семилетием».

Журналы теряют свое значение, на их страницах не стало принципиальной полемики, снижается качество литературной критики, авторы становятся менее разборчивыми в выборе изданий для публикации своих произведений. Закрывается ряд изданий.

Ухудшились отношения журнала «Современник» с цензурой, к концу 1865 года сократилось число подписчиков. В июне 1866 года «Современник» был закрыт навсегда.