Глава 4. Начало издательского дела и редактирования в россии
В XVI – XVII ВЕКАХ
До начала XVI века производство печатных книг было сосредоточено в основном в Москве, на Московском печатном дворе - крупнейшей русской типографии XVII – XVIII веков. В начале 20-х годов XVII века здесь, в частности, работали четыре мастерские - Кондрата Иванова, Аникиты Фофанова, Осипа Неврюева и Никона Дмитриева. В конце 20-х годов именно на Московском печатном дворе начинается специализация труда – появляются такие специальности, как наборщики, печатники-тередорщики, батырщики, наносившие краску на формы, разборщики а также мастеровые – словолитцы, знаменщики, резцы, переплетчики, столяры и кузнецы.
В 1648 году здесь была напечатана «Грамматика» Мелетия Смотрицкого, а в 1649 году – свод законов «Уложение» царя Алексея Михайловича. Это были первые светские книги. О их популярности свидетельствует тот факт, что «Грамматика» издавалась дважды, а «Уложение» - трижды.
В 1678 году от Московского печатного двора отделилась Верхняя, кремлевская типография, которая финансировалась из государственной казны. Типография пользовалась правами частного предприятия. Здесь в 1681 – 1683 годы печатались бланки для царских грамот. Верхняя типография была освобождена от церковной цензуры. Ее основатель русский и белорусский писатель и просветитель Симеон Полоцкий в царских покоях Кремля напечатал в 1679 –1683 годах 6 книг –«Букварь», «Историю о Варлааме и Иосафе», «Псалтирь в стихах» и др. В изданиях Верхней типографии появляется гравюра, что позволяет дополнить словесный образ изображением, а также стихотворные подписи к иллюстрациям. Таким образом, рождается новый прием передачи информации – композиция. Издания С. Полоцкого были близки к европейской модели книги того времени.
В связи со специализацией редакционно-издательского труда появляется новая специальность – справщик, в обязанности которого входило редактирование, корректирование текста, он выполнял и роль цензора.
В обязанности справщиков входило:
«1. …исправлять книжное правление, дабы в печатании книжном таковых погрешностей не было, и когда каковую книгу вновь в типографию напечатать повелено будет и прислан будет письменный оригинал, то с того оригинала правильной палаты писцы должны переписать копию, которую, прочитав с справщиками, отдают наборщикам для набору.
2. С означенной переписной с подлинного оригинала копии те наборщики, набрав, велят тередорщику с батырщиком на том наборе напечатать лист на приправочной бумаге и оные наборщики, прочитав, должны взнесть в правильную палату к правлению.
3. Взнесши в правильную палату, те чтецы и писцы со оною переписною с подлинного оригинала копиею, оный напечатанный лист прочитав, выправят и велят еще лист напечатать для правления справщиком.
4. А справщики, выправя, велят подлинные печатать тысячные листы, коликое число указом повелено будет напечатать завод или два таким же способом, как и с печатных книг делается. А завод называется 1200 книг».
Справщиком Московского печатного двора в 1678 – 1689 годах был соратник С. Полоцкого Сильвестр Медведев (1641 – 1691). Один из образованнейших людей своего времени, он, как и С. Полоцкий, вносил последнюю правку в отредатированные тексты. Впоследствии С. Медведев унаследовал, а затем и пополнил библиотеку С. Полоцкого.
Свидетельством редакторского подхода к выпуску первопечатных книг стала деятельность белорусского первопечатника и просветителя Франциска Скорины (до 1490 – не позднее 1551) и русского первопечатника и просветителя Ивана Федорова (ок. 1510- 1583). Издания, выполненные Ф. Скориной, отличались высоким художественным вкусом. Они содержали много иллюстраций, инициалов, заставок. Ф. Скорина сам писал предисловия, послесловия, примечания. В одной из книг Библии был помещен титульный лист, в двух изданиях опубликовал свой портрет.
Начало книгопечатания в России относится к 50-м годам XVI века. В период между 1553 – 1564 годами было напечатано три Евангелия, две Псалтыри и две Триоди. Так как в этих книгах отсутствовали выходные данные, их стали называть анонимными. Первой русской датированной книгой, как уже отмечалось, является «Апостол» Ивана Федорова. Это выдающееся произведение русского печатного искусства. Книга выполнена черной и красной краской с применением двухпрокатной печати с одной формы. Первопечатники Иван Федоров и Петр Мстиславец отредактировали книгу, освободив ее от архаизмов и неславянских выражений и оборотов. Следующей книгой, которую издали первопечатники, был «Часовник», текст которого также был ими отредактирован.
Достаточно вольное обращение первопечатников с текстом религиозных книг было осуждено церковью. Иван Федоров и Петр Мстиславец обвинялись в ереси и вынуждены были покинуть Москву. Заметными вехами в выпуске книг богослужебного содержания стали «Апостол» (1564), «Евангелие» учительное (1569), «Новый завет» (1580), Острожская библия И. Федорова.
Работая в Москве, Белоруссии и на Украине, Иван Федоров внес огромный вклад в развитие культуры и просвещения славянских народов. Присущие ему стремления высокого патриотизма и просветительства стали главными отличительными чертами представителей русского книгопечатания впоследствии.
Несмотря на то, что уже существовала технология книгопечатания, большинство книг в России в XVII веке были рукописными. Таким положение оставалось вплоть до XVIII века. Причин тому было несколько: несовершенство технологии, дороговизна, привычка к рукописным текстам. Центрами книжного рукописного дела оставались по-прежнему монастыри.
На протяжении всего XVII века в Москве было напечатано 483 книги, которые по содержанию специалисты разделили на три группы: 1) литургические, церковно-служебные или культовые; 2) религиозные, но не литургические, предназначенные для чтения вне церкви; 3) не религиозные. К последним относились буквари и азбуки, военные руководства, свод законов. Роль цензора и редактора, как правило, выполняла церковь.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Баренбаум И. Е. История книги. - М.: Книга, 1984. С. 26 – 48,49 – 52.
Владимиров Л. И. Всеобщая история книги. – М., 1984. – с. 289.
Есин Б. И. История русской журналистики (1703 – 1917). Уч-мет. комплект. Наука, 2001 – 464 с.
Накорякова К. М. Редакторское мастерство в России XVI – XIX вв.: Опыт и проблемы. – М., 1993. – 195 с.
Орлов А., Смирнов Ю. В начале века // Жажда познания. - М.: Молодая гвардия, 1986. С. 314 – 319.
Теория и практика редактирования: Хрестоматия. – М., 1990. – 382 с.
- Введение предмет, цели, структура и задачи дисциплины
- Литература
- Глава I теоретические и методологические основы редактирования
- Знаки корректуры
- Работа редактора над фактическим материалом
- Редактирование таблиц
- Редактирование иллюстраций
- Работа над композицией рукописи
- Редактирование заголовков
- Глава 2. Общее понятие о редакторском анализе и критериях редакторской оценки
- Логические основы редактирования
- Устранение смысловых ошибок
- Глава 3.Зарождение рукописной книги в россии
- Глава 4. Начало издательского дела и редактирования в россии
- Глава 5. Редакционно-издательское дело в россии XVIII века
- Вклад м. В. Ломоносова в развитие редактирования
- Указ 1783 г. «о вольных типографиях»
- Глава 6. Развитие редакторской деятельности и издательского
- Глава 7. Формирование принципов редактированияв 40– 50 годах XIX века
- Опыт вольной русской типографии
- Глава 8. Редакторское мастерство в 60 – 80 годах XIX века
- Глава 9. Основные тенденции в редакторской практике в последней четверти XIX века
- Глава 10. Особенности развития редакторской школы в начале XX века
- Глава 11. Редакторский опыт и его специфика в советский период
- Глава 12. Вклад ученых в развитие редакторского мастерства
- Глава 13. Редактор и современный издательский процесс
- Глава 14. Проблема типологии изданий и ее значение для теории и практики редактирования