Глава 9. Основные тенденции в редакторской практике в последней четверти XIX века
В конце XIX века в русской литературе и журналистике отмечался приток новых авторов из рабочей и крестьянской среды. Люди, далекие от литературы и журналистики, активно стремились рассказать о наболевшем. Это было связано с усилением политической реакции в России после убийства императора Александра II и покушения на Александра III. Вследствие правительственного политического террора интеллигенция в основном уходит от политики. Издательская деятельность строго контролируется правительством. Отмечается спад в издании литературы, снижаются тиражи. Выходили журналы умеренно либеральные, проправительственные, а также реакционные. Большими тиражами выходят лубочная литература, календари, оракулы, сонники.
Вместе с тем формируются принципы подготовки научно-популярной литературы. Редакторами справочной и научной литературы работают известные ученые Н. И. Лобачевский, К. А. Тимирязев, И. И. Мечников.
Издательства специализируются на выпуске определенной литературы. Так, издатели братья Александр и Игнатий Гранат в 1892 году приобрели издательские права на «Настольный энциклопедический словарь» товарищества «А. Гарбель и К», выходивший в Москве с 1891 года. Словарь выдержал семь изданий, последнее, полностью переработанное – в 1910 –1948 годах. Среди тех, кто работал над словарем, были И. И. Мечников, К. А. Тимирязев.
Выпуском дешевых книг для народа занималось организованное в 1883 году издательское товарищество «И. Д. Сытин и К». В 1883 году Сытин занимается изданием книг серии «Посредник», основанного при участии Л. Н. Толстого. Сытин хорошо знал потребности и нужды народа и стремился, чтобы печатное слово достигло самых далеких уголков России. Продукцией издательства Сытина в провинции торговали в основном офени. Большим спросом в народе пользовались календари просветительского характера. Сам Сытин так определял свою задачу: «В такой стране, как Россия, жили и умирали миллионы людей, не имевших никакой доли в культурном наследстве человечества. Заброшенные в глухие углы, отрезанные от центра русским бездорожьем и русским расстоянием, люди эти не имели никакого соприкосновения с печатным словом – ни книг, ни газет, ни школ у них не было, и календарь для таких людей был единственным окном, через которое они смотрели на мир.
По календарю они думали, по календарю учились, из календаря черпали свои знания, и календарь же давал им наставления на все случаи жизни».
В издательстве Сытина в 1895 году начинается выпуск «Библиотеки для самообразования», в которой обязанности научного редактора выполнял профессор В. И. Вернадский. Издательство выпускало плакатную продукцию, детскую литературу, научно-популярные издания. В подготовке изданий принимали участие ведущие ученые, специалисты.
На примере издательства Сытина можно рассматривать определенные этапы в редакционно-издательском процессе, начиная с планирования, подбора авторов и завершая печатью и распространением тиража.
В связи с приходом в литературу писателей из народа возникает проблема доработки отдельных произведений, представляющий определенный интерес для читателя. Для того чтобы сообщения с мест могли увидеть свет в книжных изданиях и периодической печати, нужны были грамотные редакторы, умело разбирающиеся и в политике, и в журналистике. Среди наиболее авторитетных редакторов последней четверти XIX века следует назвать В. Г. Короленко и А. П. Чехова.
РЕДАКТОРСКАЯ ШКОЛА В. Г. КОРОЛЕНКО
Первое выступление Короленко в печати относят к 1878 году, когда в газете «Новости» была помещена его первая коротенькая заметка. Начало собственно редакторской работы Короленко следует отнести к 1887 году, когда он вошел в редколлегию журнала «Северный вестник», по-настоящему редакторский талант Короленко раскрылся в журнале «Русское богатство». Это один из журналов-долгожителей – он издавался в Петербурге в 1876 – 1918 годах. В 1895 году Короленко становится сотрудником журнала «Русское богатство» и редактирует отдел беллетристики. В течение пяти лет Короленко ведет отбор материалов, ведет переписку с авторами, правит материалы. Кроме того, ему приходится работать с авторами «Северного вестника», которые продолжали направлять ему для анализа свои произведения.
Уважение вызывают многие качества Короленко-редактора. Прежде всего, его никогда не покидало чувство огромной ответственности за судьбы людей, с которыми сводила его судьба. Может быть, потому он и завел Редакторские тетради, в которых фиксировал успехи и просчеты авторов, следил за развитием их литературных способностей. Систематические записи о работе с авторами он ведет с 1888 года, с 1900 по 1921 год тетради становятся более подробными, включают конкретные рекомендации и советы. Особенно полные и обстоятельные записи посвящены произведениям молодых авторов. Короленко внимательно анализировал рукописи писателей из народа и относился к ним со всей требовательностью. Он не допускал снисхождения к работам малоподготовленных авторов и был категорически против существовавшего в те годы мнения, что произведения писателей из народа нужно публиковать в специальных сборниках и разделах журналов. Короленко был очень пунктуальным человеком, выступал против стихийности и субъективизма в редакторско-издательской практике.
В. Г. Короленко был правдив в своих оценках, «трезвую, резкую правду» предпочитал в своей работе с молодыми авторами. Литературное дело считал ремеслом трудным и доступным далеко не каждому. Предостерегал дилетантов о мнимой доступности, о необходимости постоянно работать над собой.
Говоря о редакторской школе Короленко, необходимо напомнить о трех стадиях развития профессиональных навыков литераторов. На первом этапе необходимо научиться правильно строить свою речь, затем наступает пора работы над индивидуальным слогом, третья стадия предусматривает овладение художественной формой – картиной, образом.
Основными формами редакторской работы Короленко считал советы авторам и письма-рецензии.
Свою задачу редактора Короленко видел в следующем: «Если уж издавать журнал ли, или газету, то только для того, чтобы стоять в том месте, где будущее встречается с прошлым. Ну, а тут больше всего и ударов. Считаю для себя за счастье, что они не минуют и меня».
ОПЫТ А. П. ЧЕХОВА-РЕДАКТОРА
Среди тех, кто наиболее плодотворно занимался редакторской деятельностью в России в конце XIX века, необходимо назвать А. П. Чехова. Он сотрудничал во многих изданиях, начиная с юмористических еженедельников. В конце 80-х – начале 90-х годов он руководил отделом беллетристики популярного ежемесячного журнала «Русская мысль». К работе в этом издании Чехова привлек Короленко.
Чехов не писал критических статей. Его замечания о задачах редактора и литературного редактирования содержатся в основном в его письмах.
Чувством такта и уважения к авторам отличаются письма Чехова. В частности, в письме к своему брату Александру, за литературной деятельностью которого он внимательно следил, Чехов делает следующую приписку: «Пишу это тебе как читатель, имеющий определенный вкус. Пишу потому также, чтобы ты, пиша, не чувствовал себя одиноким. Одиночество в творчестве тяжелая штука. Лучше плохая критика, чем ничего...»
Большое внимание уделял Чехов выбору темы. О месте человека в мире собственников, о непрочности мира, о завтрашнем дне учил он писать правдиво и достоверно. Из принципа правдивости выводил Чехов и такой критерий оценки художественного произведения, как достоверность фактического материала. Искажение фактов, предостерегал он молодых авторов, «коробит читателя и подрывает авторитет писателя».
Подчеркивая в письмах к авторам необходимость поработать над произведением – «спешить ведь некуда» – Чехов словно оправдывается: «Когда критикуешь чужое, то чувствуешь себя генералом».
Чехов охотно работал над чужими рукописями. Он был убежден, что благодаря сокращениям и редакторской правке сможет сделать рассказы, присланные в редакцию и забракованные ею, пригодными для печати. Скрупулезно и кропотливо устранял Чехов-редактор языковые и стилистические погрешности, нарушения языковой нормы. Мастер емкой и лаконичной фразы, Чехов предостерегал от излишнего употребления разговорных, просторечных слов и диалектизмов. Не советовал без необходимости употреблять иноязычные слова и канцеляризмы. Он считал, что любое отклонение от языковой нормы должно быть обоснованным, направленным на создание определенного настроения и характеристики героев произведения.
Подробно, доброжелательно, неторопливо анализирует Чехов авторские рукописи. Он советует, как исправить недостатки, как усилить эффект произведения. Однако не все, конечно, у начинающих получалось так, как предполагал Чехов. Для этого нужно было иметь талант такой же силы, как и у самого Чехова.
Особое внимание Чехов-редактор уделяет мелочам, деталям, которые и составляют картину. Чехов предостерегает молодых авторов от мелкотемья, штампов, неправильного выбора главного героя произведения.
Сохранилась рукопись рассказа писательницы Е. М. Шавровой «Софка» с правкой А. П. Чехова. Писатель Ю. Нагибин так комментирует чеховскую правку: «По-моему, - пишет он, - небольшой рассказ Е. Шавровой с чеховской правкой должен изучаться молодыми редакторами, как солдаты изучают устав боевой службы, что касается старых редакторов, то либо в них такое отношение к тексту уже выработалось всей долгой жизнью в своей профессии, либо уже не выработается никогда».
Среди прочих заслуг Короленко и Чехова следует, кроме умелой работы с текстами, выделить и еще одну – они первыми отметили талант молодого Горького. Если о роли Короленко в его судьбе хорошо сказал сам Горький, то об отношении к нему Чехова свидетельствует следующее письмо Антона Павловича молодому писателю:
«...Вы спрашиваете, какого я мнения о Ваших рассказах. Какого мнения? Талант несомненный и при том настоящий, большой талант. Например, в рассказе «В степи» он выразился с необыкновенной силой, и меня даже зависть взяла, что это не я написал. Вы художник, умный человек. Вы чувствуете превосходно. Вы пластичны, т. е., когда изображаете вещь, то видите ее и ощупываете руками. Это настоящее искусство. Вот Вам мое мнение, и я очень рад, что могу высказать Вам его. Я, повторяю, очень рад, и если бы мы познакомились и поговорили час-другой, то Вы убедились бы, как я высоко Вас ценю и какие надежды возлагаю на Ваше дарование...»
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСOК
А.М. Горький и В.Г. Короленко: Переписка, статьи, высказывания. - М.: Гослитиздат, 1957. С. 44.
В.Г. Короленко о литературе. - М.: Гослитиздат, 1957. С. 495 – 496, 509 – 511, 521 – 522, 547 – 548, 581 – 582, 590 – 591.
Видуэцкая И.П. А.П. Чехов и его издатель А. Ф. Маркс. – М.: Наука, 1977. С. 58 –94.
Есин Б. И. История русской журналистики (1703–1917). Наука,2001 – 464 с.
Книговедение. Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1982. С. 153, 373, 524.
Короленко В. Г. Собр. соч.: В 10 т. – Т. 10. – М., 1955. – С. 469.
Летов Б.Д. Короленко – редактор. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1961, - 217 с.
Литературное наследство. Т. 68, Чехов. – М., 1960. С. 838 – 844.
Нагибин Ю. Чехов редактирует // Литературная учеба. - 1979. - № 3.
Негретов П.И., В.Г. Короленко: Летопись жизни и творчества 1917 – 1921 (Под ред. Храбровицкого А. В.). – М.: Книга, 1990. - 288 с.
Паперный З. Чехов – редактор Чехов //В мире книг. – 1977. - № 7.
Сытин И. Д. Жизнь для книги. – М., 1960. – С. 67.
А. П. Чехов. Полн. собр. соч. и писем. - М., 1949. Т. 13. - С. 214 – 215; Т. 15. С. 10 – 11, 33, 319 – 320; Т. 16. С. 184, 214 – 215; Т. 17. С. 375 – 376.
Чехов в воспоминаниях современников. - М., 1960. С.462.
- Введение предмет, цели, структура и задачи дисциплины
- Литература
- Глава I теоретические и методологические основы редактирования
- Знаки корректуры
- Работа редактора над фактическим материалом
- Редактирование таблиц
- Редактирование иллюстраций
- Работа над композицией рукописи
- Редактирование заголовков
- Глава 2. Общее понятие о редакторском анализе и критериях редакторской оценки
- Логические основы редактирования
- Устранение смысловых ошибок
- Глава 3.Зарождение рукописной книги в россии
- Глава 4. Начало издательского дела и редактирования в россии
- Глава 5. Редакционно-издательское дело в россии XVIII века
- Вклад м. В. Ломоносова в развитие редактирования
- Указ 1783 г. «о вольных типографиях»
- Глава 6. Развитие редакторской деятельности и издательского
- Глава 7. Формирование принципов редактированияв 40– 50 годах XIX века
- Опыт вольной русской типографии
- Глава 8. Редакторское мастерство в 60 – 80 годах XIX века
- Глава 9. Основные тенденции в редакторской практике в последней четверти XIX века
- Глава 10. Особенности развития редакторской школы в начале XX века
- Глава 11. Редакторский опыт и его специфика в советский период
- Глава 12. Вклад ученых в развитие редакторского мастерства
- Глава 13. Редактор и современный издательский процесс
- Глава 14. Проблема типологии изданий и ее значение для теории и практики редактирования