Глава 2. Общее понятие о редакторском анализе и критериях редакторской оценки
Редакторский анализ по своим задачам и структуре в корне отличается от анализа книговедческого и литературоведческого. Это синтез специально-предметного, логического и лингвостилистического анализа. Это целый комплекс мыслительных операций, которые необходимы редактору для того, чтобы объективно оценить произведение и вынести свою оценку. Это целый комплекс специальных приемов. Редактор руководствуется общепринятыми установками и принципами, касающимися выбора темы, ее разработки и литературной отделки. Анализируя произведение, в первую очередь редактор оценивает выбор темы. Если тема актуальна и значима, возникает второе направление редакторского анализа - ее разработка. Редактор решает, верно ли автор трактует тему, выдерживает ли идеологические и политические требования, соответствуют ли взгляды автора современному научному уровню знаний, насколько удачно использует автор фактический и иллюстрационный материал. В понятие литературной отделки входит выполнение композиционных требований. Проверяется соответствие оформления теме, содержанию, целевому назначению произведения. При этом редактору проще, чем автору, определить, соответствует ли произведение читательскому адресу.
Редакторское чтение предусматривает не только анализ текста, но и взгляд на него со стороны.
Это необходимое условие редакторского анализа и необходимая психологическая предпосылка участия редактора в анализе произведения. Для автора редактор – это читатель, который зорче других читает рукопись и вместе с ним работает над текстом. Это представитель интересов автора, но на текст он смотрит, предугадывая, как этот текст может быть понят и оценен читателями. В этом одно из противоречий редакторского анализа.
Основное средство работы редактора над текстом – это чтение. Но редакторское чтение имеет свою специфику. Это очень медленное, осмысленное, как правило, неоднократное чтение, позволяющее осмыслить и оценить прочитанное. В процессе чтения редактору постоянно приходится что-то вспоминать, сопоставлять, выяснять и уточнять. Поэтому всегда под рукой желательно иметь словари, справочники, энциклопедии. Чтобы разговор о произведении был убедительным, редактору потребуется не только умелое обращение со справочной литературой, но и определенные знания в проведении логического и смыслового анализа текста.
- Введение предмет, цели, структура и задачи дисциплины
- Литература
- Глава I теоретические и методологические основы редактирования
- Знаки корректуры
- Работа редактора над фактическим материалом
- Редактирование таблиц
- Редактирование иллюстраций
- Работа над композицией рукописи
- Редактирование заголовков
- Глава 2. Общее понятие о редакторском анализе и критериях редакторской оценки
- Логические основы редактирования
- Устранение смысловых ошибок
- Глава 3.Зарождение рукописной книги в россии
- Глава 4. Начало издательского дела и редактирования в россии
- Глава 5. Редакционно-издательское дело в россии XVIII века
- Вклад м. В. Ломоносова в развитие редактирования
- Указ 1783 г. «о вольных типографиях»
- Глава 6. Развитие редакторской деятельности и издательского
- Глава 7. Формирование принципов редактированияв 40– 50 годах XIX века
- Опыт вольной русской типографии
- Глава 8. Редакторское мастерство в 60 – 80 годах XIX века
- Глава 9. Основные тенденции в редакторской практике в последней четверти XIX века
- Глава 10. Особенности развития редакторской школы в начале XX века
- Глава 11. Редакторский опыт и его специфика в советский период
- Глава 12. Вклад ученых в развитие редакторского мастерства
- Глава 13. Редактор и современный издательский процесс
- Глава 14. Проблема типологии изданий и ее значение для теории и практики редактирования