Введение предмет, цели, структура и задачи дисциплины
Редактирование – новая гуманитарная исциплина. В памяти людей среднего и старшего поколения еще живы споры о том, может ли редактирование рассматриваться как самостоятельная наука. Большой вклад в развитие редактирования как науки внесли профессора А.В.Западов, Н.М.Сикорский, К.И.Былинский, Д.Э.Розенталь, Э. А. Лазаревич, А. Э. Мильчин, В. И. Свинцов, К. М. Накорякова, С. Г. Антонова и др. Сегодня они известны как авторы учебников редактирования.
Редактирование в переводе с латинского означает приведение в порядок. Это род профессиональной деятельности, связанной с подготовкой к выпуску печатных изданий, составная часть издательского процесса, в который входит работа над рукописью произведения, чаще всего совместно с авторами, в целях его улучшения с точки зрения научной, литературной. Это многообразная творческая литературная работа над текстом. Одна из важнейших задач редактирования – помочь автору в его творчестве. Невозможно рассматривать редактирование в отрыве от других учебных дисциплин специальности.
Возникновение редактирования как вида деятельности исследователи относят ко времени существования Древней Греции и Древнего Рима. В глубокой древности между людьми возникла потребность в обмене информацией. Существовали материально-технические, политические (управление обществом и государством); идеологические как инструмент идеологической борьбы, экономические (источник коммерческой информации) предпосылки. В связи с тем, что устных форм передачи информации становилось недостаточно, за 8-6 тыс. лет до нашей эры возникает знаковое письмо.
Появление и распространение рукописных текстов приводит к потребности их упорядочения с целью единого толкования. В задачи первых редакторов входило выявление и исправление ошибок, допущенных авторами или переписчиками текстов. Уже в Древнем Риме при работе над текстами широко использовался такой вид правки, как вычитка.
Были организованы подобия сегодняшних издательств, в которых переписчики под диктовку писали литературные и деловые тексты. Таким образом, они выполняли роль наборщиков. Более грамотные их коллеги выполняли роль редакторов и корректоров, сверяя затем написанное с оригиналом. В эпоху средневековья правка-вычитка широко применялась при работе с богослужебными книгами. Рукописные книги сверяли с каноническими церковными текстами, исправляя при этом ошибки, внесенные переписчиками.
Общий подход к воспроизведению текстов нужен был для того, чтобы адресат воспринимал полученный текст так, как задумал автор. Уже в то время возникла потребность в унификации - приведении к единству. Этим и занимались редакторы - самые грамотные люди своего времени. Современное же представление о редактировании берет свое начало с середины XV века. Тогда в Европе возникает книгопечатание. Авторы произведений выступали одновременно как редакторы, корректоры, издатели и распространители своих произведений. Быстрое развитие книгопечатания приводит к дифференциации общественного труда в этой сфере деятельности. Редактирование становится самостоятельным видом профессиональной деятельности.
Начало книгопечатания на Руси связано с деятельностью Ивана Федорова (ок. 1510 – 1583). Первопечатник и просветитель, первый русский редактор, оформитель и популяризатор своих изданий, Иван Федоров готовит к изданию первую русскую книгу «Апостол». Выход «Апостола» в 1564 году становится важным событием в русской культурной жизни.
Учитывая то обстоятельство, что все «Апостолы» до 1564 года были рукописными и монахи при переписывании допускали ошибки и неточности, Иван Федоров предпринимает смелую попытку отредактировать священную книгу, сделать ее доступной для понимания читателей. Он не ограничивается исправлением ошибок и описок, но обновляет язык, большое внимание уделяя стилистике, приближает язык к разговорному; упорядочивает систему правописания, опять же приближая ее к звучанию живой речи; устраняет возможности двоякого понимания текста, дополняет его, чтобы избавиться от неясных мест. Иван Федоров завершает второе издание «Апостола» светским послесловием, в котором обозначает свою задачу: «По свету рассеивать и всем раздавать духовную пищу».
Итак, 400 лет назад, на заре отечественного книгопечатания, Иван Федоров впервые осуществляет на практике функции редактора.
С развитием книгопечатания и типографского дела редактирование находит все более широкое применение. Во второй половине XVIII века многое сделали для развития редактирования выдающиеся деятели литературы и науки того времени - М. В. Ломоносов (1711 – 1765), Н. И. Новиков (1744 – 1818), Н. М. Карамзин (1766 – 1826), И. А. Крылов (1769 – 1844). Вклад М. В. Ломоносова в теорию и практику редактирования актуален и в наше время. Его «Рассуждение об обязанностях журналистов», впервые опубликованное в амстердамском журнале, стало своеобразным кодексом чести журналиста и издателя.
Большой вклад в развитие редактирования внес русский просветитель и книгоиздатель Н. И. Новиков. Деятельность Новикова повлияла на формирование общественной направленности в профессии редактора. Уже в XIX веке редактор в русской литературе и журналистике становится важной фигурой. Достаточно назвать имена тех, кто занимался редактированием книг, газет и журналов. Это А. С. Пушкин (1799 – 1837), В. Г. Белинский (1811 – 1848), А. И. Герцен (1812 – 1870), Н. А. Некрасов (1821 – 1877), М. Е. Салтыков-Щедрин (1826 – 1889), В. Г. Короленко (1853 – 1921), А. П. Чехов (1860 – 1904), в ХХ веке - А. М. Горький (1868 - 1936), К. М. Симонов (1915 – 1979), А. Т. Твардовский (1910 - 1971) и другие. Их литературная, редакторская и общественная деятельность сыграла важную роль в жизни общества. Работа редакторов-классиков служила идеям просвещения, образования и воспитания, способствовала формированию вкусов и гражданской позиции их современников. И в наши дни редакторы крупных изданий известны не только узкому кругу своих коллег. Например, возглавляет Государственную Думу РФ Г. Н. Селезнев, работавший редактором газет «Правда» и «Комсомольская правда», Гильдией российских издателей руководит бывший редактор газеты «Известия» И. Д. Лаптев.
Как отмечает профессор Н. М. Сикорский в книге «Теория и практика редактирования», редактирование следует рассматривать как: «1) разработку языково-стилистического аспекта редакторского труда; 2) обобщение редакторского опыта; 3) теоретическое обоснование редакционного процесса на основе книговедческих дисциплин и других областей знания: логики, статистики, психологии, педагогики, информатики».
В редактировании широко используются методики лингвистического, текстологического и литературоведческого исследований, законы логики, психологии и других гуманитарных дисциплин. Родственна редактированию область литературной критики, которую А. С. Пушкин определял как науку, призванную открывать достоинства и недостатки в произведениях искусства и литературы.
Смысл и значение своего труда редакторы-классики видели в обеспечении идейной направленности печатного издания, в формировании общественного сознания, распространении и развитии передовых взглядов. Редакторы всегда были образованными людьми. Поэтому очень важно студенту внимательно отнестись к изучению таких дисциплин, как логика, философия, научиться самому грамотно излагать свои мысли.
Трудно высказать объективное суждение об авторском труде человеку, поверхностно знакомому с предметом и темой авторского исследования. Оценить материал, а тем более выправить его сможет лишь человек, овладевший всем багажом знаний, накопленных его предшественниками. Долгое время редакторов учили лишь на отрицательных примерах. Анализировались ошибки, затем их систематизировали и выносили рекомендации по устранению.
Синонимом недобросовестного редактора долгие годы было имя О. И. Сенковского (1800 – 1858). Современник А. С. Пушкина, известный как редактор популярного журнала «Библиотека для чтения», он считал себя единственным и непогрешимым судьей авторских произведений. Бесцеремонно правил и исправлял текст. Бывало, после правки Сенковского авторы не узнавали свои произведения.
Работа редактора всегда отличалась особой ответственностью. В разные времена редактором мог стать лишь человек, которому полностью доверяло правительство. В частности, не сразу получил разрешение на издание своего журнала «Современник» А. С. Пушкин. К неблагонадежным относились В. Г. Белинский, Н. А. Некрасов, М. Е. Салтыков-Щедрин. В XX веке неоднократно указывалось на неправильную линию поведения редакции журнала «Наш современник» во главе с А. Т. Твардовским и К. М. Симоновым (в разные годы).
Кроме высокой ответственности, редактор должен иметь дар предвидения, особое профессиональное чутье. Передовых редакторов, редакторов-классиков всегда отличали честность и принципиальность. Честность перед автором и читателем, перед временем и историей. Только человек, который в полной мере обладает этими качествами, сможет оставить добрый след в умах и сердцах читателей, окажет ощутимое влияние на культурно-общественные процессы.
Редактирование – процесс творческий. И те профессиональные правила, о которых пойдет речь в процессе изучения курса, послужат лишь основой, а главными в работе будут такие личные качества редактора, как его образованность, широта эрудиции, умение найти нужный тон в работе с авторами.
- Введение предмет, цели, структура и задачи дисциплины
- Литература
- Глава I теоретические и методологические основы редактирования
- Знаки корректуры
- Работа редактора над фактическим материалом
- Редактирование таблиц
- Редактирование иллюстраций
- Работа над композицией рукописи
- Редактирование заголовков
- Глава 2. Общее понятие о редакторском анализе и критериях редакторской оценки
- Логические основы редактирования
- Устранение смысловых ошибок
- Глава 3.Зарождение рукописной книги в россии
- Глава 4. Начало издательского дела и редактирования в россии
- Глава 5. Редакционно-издательское дело в россии XVIII века
- Вклад м. В. Ломоносова в развитие редактирования
- Указ 1783 г. «о вольных типографиях»
- Глава 6. Развитие редакторской деятельности и издательского
- Глава 7. Формирование принципов редактированияв 40– 50 годах XIX века
- Опыт вольной русской типографии
- Глава 8. Редакторское мастерство в 60 – 80 годах XIX века
- Глава 9. Основные тенденции в редакторской практике в последней четверти XIX века
- Глава 10. Особенности развития редакторской школы в начале XX века
- Глава 11. Редакторский опыт и его специфика в советский период
- Глава 12. Вклад ученых в развитие редакторского мастерства
- Глава 13. Редактор и современный издательский процесс
- Глава 14. Проблема типологии изданий и ее значение для теории и практики редактирования