Глава 8. Редакторское мастерство в 60 – 80 годах XIX века
Отмена крепостного права в России повлияла и на развитие издательского и книготоргового дела. В 60-е годы в России возникают крупные издательские, полиграфические и книготорговые фирмы, выпускающие книги по различным отраслям знаний. Основными центрами книгоиздания по-прежнему оставались Москва и Петербург, но сразу следом за ними шли Киев, Одесса, Харьков. В середине ХIХ века издательства М. О. Вольфа, А. С. Суворина, А.Ф. Маркса стали вровень с известными петербургскими издательствами Базуновых, Исаковых, Глазуновых, а к 60-м годам потеснили их. К середине 70-х годов начинает свою книгоиздательскую деятельность И.Д. Сытин (1851 – 1934) – самый крупный издатель дореволюционной России.
Увеличивается число издательств и типографий, растут тиражи, расширяется ассортимент книгоиздательской продукции. По-прежнему выходит много учебников, книг религиозного характера, беллетристики. Однако выпускается и социально-экономическая, естественно-научная литература. Отдельными изданиями выходят опубликованные ранее на страницах толстых журналов произведения Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова, Д. И. Писарева, Н. А. Некрасова, М. Е. Салтыкова-Щедрина. Издаются произведения ученых Н. И. Пирогова, Д. И. Менделеева, П. В. Павлова и других. Издатели тщательно изучают спрос и наряду с произведениями российских авторов издают произведения передовых западноевропейских мыслителей. Способствовало развитию книгоиздательской деятельности в самой России и проникновение из-за рубежа изданий Вольной русской типографии.
В 1857 году Александр II распорядился пересмотреть цензурные нормы. Однако распоряжение государя было выполнено лишь к 1865 году, когда появились Временные правила о печати. Они определяли положение прессы и освобождали от предварительной цензуры столичные ежедневные газеты и журналы, а также книги объемом более 10 печатных листов. По сути, обязанности цензора выполняли теперь редактор и издатель. Однако только в Петербурге в 1879 году под предварительной цензурой оставалось 79 изданий из 149.
Кроме Временных правил, было принято множество частных распоряжений цензурного характера, которые запрещали освещение наиболее важных политических вопросов под революционным углом зрения. По Закону о печати 1882 года совещание четырех министров могло прекратить любой периодический орган, а также лишить редакторов и издателей права на продолжение своей профессиональной деятельности.
Увеличивается выпуск книг. Увеличивается спрос на массовую книгу. Постоянным спросом пользуются пособия, книги широкого спектра воздействия на читателя, просветительские издания для народа. Вследствие специализации редакторского труда происходит разграничение обязанностей. В штате типографий появляются редакторы, переводчики, корректоры, иллюстраторы.
В 60-70-е годы начинают формироваться принципы пропаганды научных знаний. Для редакторов и издателей это направление было важным аспектом просвещения народа. Пропагандой научных знаний занимались крупнейшие ученые А. М. Бутлеров, Д. И. Менделеев, К. А. Тимирязев. Редакторы разграничили подготовку текстов на сочинения академические и научно-популярные. При подготовке академических изданий начали использоваться хронологический принцип размещения материала, научный аппарат и архивы писателей. Выходит в свет академическое издание произведений Пушкина, подготовленное Анненковым. Это стало настоящим событием в российском книгоиздании и русской культуре. Произведения были сгруппированы по жанрам с учетом хронологии. Редакторы и издатели того времени сформировали тип научного издания.
В это время растет роль периодических изданий. Они распространяются как в столицах, так и в провинции и читаются очень большим числом людей. Крестьянский вопрос, несостоятельность крепостничества стали главными темами на страницах передовых журналов того времени. Показателен в этом плане опыт журнала «Современник». Реформу 1861 года журнал встретил «проклятием молчания». О противоречиях русской жизни в условиях строгой цензуры журналисты говорили эзоповским языком.
М. Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН – РЕДАКТОР
Говоря о «Современнике», нельзя не сказать о работе в этом издании, начиная с 1862 года, М. Е. Салтыкова-Щедрина. Он был ближайшим помощником Некрасова. Некрасов поручал Салтыкову-Щедрину подбор материала, переговоры с цензорами и переписку с авторами. В 1863-1864 годах он ведет хронику «Наша общественная жизнь», заканчивает цикл «Невинные рассказы», сотрудничает в сатирическом отделе «Свисток».
В литературно-критических статьях Салтыков-Щедрин вел борьбу против теории чистого искусства, против безыдейной литературы и дворянских тенденций в литературе. В его статьях находят развитие и продолжение взгляды Белинского, Добролюбова и Чернышевского. Работа Салтыкова-Щедрина в «Современнике» продолжалась всего два года, но это было начало сотрудничества двух соредакторов – Некрасова и Салтыкова-Щедрина. Их дружба возобновилась, когда после закрытия «Современника» Некрасов приступил к изданию обновленных «Отечественных записок».
«Отечественные записки» Некрасова и Салтыкова-Щедрина стали лучшим после «Современника» литературно-общественным журналом второй половины ХIХ века. Салтыков-Щедрин заведовал отделом беллетристики. Журнал он видел как орган и руководитель общественного мнения, был убежден, что «литература и пропаганда – это одно и то же». Все отделы журнала выдерживали определенную идейную направленность. Большинство сотрудников были единомышленниками и составляли единую мощную команду. В основе издания были произведения демократической направленности, в которых с болью говорилось о тяжелом положении крестьян, об остатках крепостничества к России.
В конце 1876 года, в связи с болезнью, а затем и смертью Некрасова, редактором журнала становится Салтыков-Щедрин. Жесткий и принципиальный человек, он требовательно относится ко всем материалам, предложенным в журнал. При отборе материала он в первую очередь анализировал общественно-политическую позицию автора. С особым вниманием читал рукописи молодых авторов, лично беседовал с перспективными литераторами.
Среди тех, кто прошел школу Салтыкова-Щедрина в «Отечественных записках», были Мамин-Сибиряк, Г. Успенский, Салов, Гаршин. В отдельных случаях Салтыков-Щедрин активно вмешивался в авторский текст, убирая целиком сюжетные линии или развивая новые. Свою задачу редактора он видел и в том, чтобы как можно шире представить талантливую молодежь на страницах журнала. Внимательно редактировал как отдельные произведения, так и каждый номер журнала в целом. Создавалось впечатление, что все в редакции идет само собой, без вмешательства редактора. Это, наверное, и есть вершина редакторского мастерства.
Салтыков-Щедрин одним из первых в русской литературе создал типические образы представителей русской буржуазии 70 – 80 годов. Особое место в журнале занимают крупные сатирические обозрения – циклы очерков на злобу дня. Неподражаемый мастер публицистической сатиры, Салтыков-Щедрин в своих произведениях постоянно прибегал к гиперболе, иносказанию, иронии, был мастером эзоповского языка. Он умело обходил цензурные запреты.
Салтыков-Щедрин был настоящим знатоком русского языка, имел богатый словарный запас, умело пользовался многозначностью слов. Он в совершенстве владел как языком образованного общества, так и речью народа, и языком русских летописей. Это знание он применял для создания пародий на представителей «образованного» общества. Рупором авторских идей и оценок в сатирических произведениях Салтыкова-Щедрина стал образ рассказчика или корреспондента. Чаще всего это самостоятельный персонаж. Хорошо понимая, что смех – великая сила, Щедрин охотно пользовался этим оружием. Это было тем более необходимо, ибо в легальной прессе невозможно было выразить недовольство правящим классом.
В «Отечественных записках» была четкая специализация редакторского труда. В частности, отдел науки представляли такие авторы, как Сеченов, Мечников, Лесгафт и другие. В их статьях велась борьба с казенной наукой, с идеалистическими теориями, приводились исторические и научные исследования.
Салтыков-Щедрин сумел объединить вокруг журнала талантливых авторов. «Наиболее талантливые люди, - писал он, - шли в «Отечественные записки», как в свой дом, несмотря на мою нелюдимость и отсутствие обворожительных манер. Мне доверяли, моему такту и смыслу, и никто не роптал, ежели я изменял и исправлял.»
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Балуев Б.П. Политическая реакция 80-х гг. XIX в. и русская журналистика. – М., 1971.
Баренбаум И.Е. История книги. - М., Книга, 1984, стр. 79 – 80, 100 – 104, 111.
Барыкин В. Е. Из редакторского опыта М. Е. Салтыкова-Щедрина: Сб. Книга. Исследования и материалы. - М., 1973.
Бушмин А.С. Сатира Салтыкова-Щедрина. – М.: Изд-во АН СССР, 1959.
Есин Б. И. История русской журналистики (1703–1917). Наука,2001 – 464 с.
Заславский Д.И. Демократический журнал «Отечественные записки» М. Е. Салтыкова // Щедрин – редактор и публицист. – М., 1953.
Книговедение. Энциклопедический словарь. – М.. Советская энциклопедия, 1982. С. 142, 373, 478 – 479.
Козьмин Б. П. Русская журналистика 70-х и 80-х гг. XIX в. – М.: Изд-во ВПШ, 1948.
Лапшина Г. Русская пореформенная печать 70 – 80 гг. XIX в. – М., 1985.
Мордовченко Н. И. М. Е. Салтыков-Щедрин – редактор Г.И. Успенского//Глеб Успенский. Материалы и исследования Т. 1. - М.–Л., 1938.
Словарь русской литературы. – Нижний Новгород, 1997. С. 91 - 92, 312, 386 – 389, 414.
Теория и практика редактирования: Хрестоматия. – М., 1990. – 382 с.
Щедрин Н. (М.Е. Салтыков). Полн. собр. соч. Т. 19 - М.,1939. - С. 123 – 124, 128, 178 – 179, 261 – 262, т. 20 – с. 56.
- Введение предмет, цели, структура и задачи дисциплины
- Литература
- Глава I теоретические и методологические основы редактирования
- Знаки корректуры
- Работа редактора над фактическим материалом
- Редактирование таблиц
- Редактирование иллюстраций
- Работа над композицией рукописи
- Редактирование заголовков
- Глава 2. Общее понятие о редакторском анализе и критериях редакторской оценки
- Логические основы редактирования
- Устранение смысловых ошибок
- Глава 3.Зарождение рукописной книги в россии
- Глава 4. Начало издательского дела и редактирования в россии
- Глава 5. Редакционно-издательское дело в россии XVIII века
- Вклад м. В. Ломоносова в развитие редактирования
- Указ 1783 г. «о вольных типографиях»
- Глава 6. Развитие редакторской деятельности и издательского
- Глава 7. Формирование принципов редактированияв 40– 50 годах XIX века
- Опыт вольной русской типографии
- Глава 8. Редакторское мастерство в 60 – 80 годах XIX века
- Глава 9. Основные тенденции в редакторской практике в последней четверти XIX века
- Глава 10. Особенности развития редакторской школы в начале XX века
- Глава 11. Редакторский опыт и его специфика в советский период
- Глава 12. Вклад ученых в развитие редакторского мастерства
- Глава 13. Редактор и современный издательский процесс
- Глава 14. Проблема типологии изданий и ее значение для теории и практики редактирования