logo search
ответы на ГОСы

13. Комедии ивана пырьева и их своеобразие

Иван Пырьев был удивительным человеком. «Это Жуков нашего кинематографа», – говорят одни. «Икона», – говорят другие. В самые трагичные годы советской истории – с 1937 по 1949-й – он снимал мелодрамы, комедии и мюзиклы, пользовавшиеся огромной популярностью

Всенародную популярность снискали его музыкальные комедии «Богатая невеста», «Трактористы», «Свинарка и пастух», «Кубанские казаки», романтические музыкальные фильмы «В шесть часов вечера после войны», «Сказание о земле Сибирской». Во всех этих фильмах сыграла главные роли его жена — актриса Марина Ладынина.

Впрочем, если предположить, что мы никогда бы не увидели «Трактористов», «Богатой невесты», «Свинарки и пастуха», «Сказания о земле Сибирской», «Кубанских казаков», имя Пырьева все равно не затерялось бы в памяти. Он – создатель и директор (1954–1957 гг.) нынешнего «Мосфильма», организатор Союза кинематографистов и Высших режиссерских курсов, наконец, режиссер «Идиота», «Братьев Карамазовых», «Белых ночей» – фильмов, которые до сих пор многим открывают Достоевского…

Иван Пырьев родился в российской глубинке, в Сибири, и о своих корнях не забывал никогда. Героями музыкальных комедий, с которыми к нему пришла режиссерская слава, были такие же люди из народа, как и он сам. Трактористы, конюхи, доярки радовались с экрана своей, приукрашенной Пырьевым, жизни в Советской стране, а сам Иван Александрович одну за другой получал Сталинские премии за новые работы.

– Я смотрел «Кубанских казаков», когда учился в 9-м классе, – вспоминает режиссерВалерий Усков, – это было тяжелейшее время: нищета, лагеря, отчаяние. А люди из кинотеатра выходили со счастливыми лицами. Думаю, что благодаря этому фильму многие самоубийства тогда не состоялись. Люди верили, что жизнь станет лучше, что все наладится. И сам Пырьев тоже верил и потому никогда не был конъюнктурщиком.

Одним из первых в стране в постсталинский период он заговорил о необходимости перестройки всего кинодела и выработал стратегию, в которую входило создание «Большого Мосфильма» и Союза кинематографистов. С идеей нового «Мосфильма» Пырьев пробился к высшим чинам, и можно лишь предполагать, чего это ему стоило… Гигантское строительство «Мосфильма» было сравнимо разве что с возведением Днепрогэса. Проявив уникальные организаторские способности, Иван Александрович начал осваивать огромную территорию сразу и в свойственном его натуре необыкновенном темпе. Он прыгал по дощатым мосточкам и кирпичам и вникал абсолютно во все детали строительства. Как военачальник, отдавал приказы, требуя неукоснительного исполнения. Нетрудно догадаться, что его боялись, но и… превозносили: такой неуемной энергией и пробивной силой не обладал никто.