logo
ответы на ГОСы

15. Образ художника в фильмах м.Формана

Милош Форман - режиссер со всемирной славой, автор таких шедевров мирового кино, как "Пролетая над гнездом кукушки", "Рэгтайм", "Амадей". В 1967 году за все творчество "был запрещен на все времена" партийными боссами Чехословакии и впоследствии эмигрировал в США. "Я не могу наслаждаться жизнью в полной мере, зная, что все дороги в страну своего детства перекрыты, что у меня нет возможности прикоснуться к моим истокам, к тому. что сделало меня таким", - пишет Форман. Но испытание, выпавшее не его долю, - испытание разлукой - не убило в нем Творца: режиссера и писателя.

Рэгтайм» — яркий представитель антирасистского кино, призывающего к терпимости и взаимопониманию между людьми разного цвета кожи.

Жизнеподобие фильма проявлялось использованием документальных вставок, сделанных черно-белыми, а весь фильм, цветной. Однако и в сюжете хроники, и в основном сюжете фигурируют одни и теже лица. В фильме несколько сюжетных линий. Регтайм (англ. «разрывать»), в этом стиле мелодия имеет свой главный ритм, правильный и стабильный, на нем существует мешанина различных музыкальных тем. Фильм открывается и заканчивается кадрами танцующей пары. Драматургический центр фильма, семья представители которой, не названы по именам и обозначаются, муж, жена младший брат. Безымянная, но не безликая семья олицетворяет в фильме определенный образ жизни среднего класса, живущего по правилам этикета. Эта семья выполняет в фильме туже роль, что и основной стабильный ритм в регтайме. Все остальные линии фильма, так или иначе, связаны с этой семьей. В конце фильма семья распадется, жена уйдет с детьми к кинопродюсеру. В последних кадрах фильма камера выхватит из толпы человека с газетой, на которой написано объявление о I Мировой войне. Для популярной американской музыки, I Мировая стала разделительной гранью, по одну сторону, регтайм, по другую, господство джаза. Герой фильма, черный музыкант Колхауз Уокер, по началу, не борется с системой,а потом Вражда вспыхнула из-за того, что система отвергла музыканта-негра. Его приглашают в оркестр регтайма. И он, купив дорогую машину, является к своей Саре с предложением руки и сердца. И вот здесь завязывается драматургическая интрига фильма. Расист пожарник испражняется на сиденье машины, и Уокер требует, чтобы к нему относились как к гражданину, т.е. вычистили авто и извинились. Недобившись желаемого Уокер, организует террористическую группу для того, чтобы в нем признали гражданина и выполнили по отношению к нему все правила этикета. Он запирается с террористами в музее и предъявляет властям ультиматум. В финале он покидает музей, выходит один на улицу и погибает от пули, хотя ему была обещана свобода.

В 1984г. выходит фильм «Амадей», создан по сценарию Питера Шиффера. В фильме, наивный вундеркинд Моцарт, вторгается в мир лицемерия и вражды. Форма ищет пути спасения гениальности в этом мире. Он не изобличает бездарность Сальери. Он считает, что гений гибнет не из-за завести, а от трагизма, заложенного в бытии. В актерском дуэте Том Хальс (Моцарт) и Мюррей Абрахам (Сальери), фигура Моцарта, достаточно знакомая, а вот Сальери, настоящее открытие. Моцарт в фильме не от злых людей страдает, он их не видит. Он слышит во всем музыку. Сальери понимает, что гений Моцарта стоит, как на фундаменте, на десятке таких как он ремесленников. Фильм получил 8 статуэток Оскар, Сезар во Франции, Давида в Италии.