Работа редактора над фактическим материалом
В основе литературного выступления всегда лежит факт. К фактам или фактическому материалу принято относить цифры, даты, фамилии, географические наименования, цитаты.
В обязанности редактора входит устранение фактических ошибок. Именно редактор отвечает за точность и достоверность фактического материала. Для редактора не существует неточностей больших и малых, ошибок значительных и незначительных. Замечать и устранять нужно все неточности. В опубликованном тексте их быть не должно. Необходимо помнить: читатель всегда имеет возможность проверить нас, и малейшая небрежность создаст психологические предпосылки для сомнения и недоверия автору и изданию в целом.
Одним из действенных средств убеждения стала цифра, вошедшая в русскую публицистику в конце XIX века. Цифра останавливает на себе внимание, способна выразить мысли и суждения, выводы, логические ассоциации. В любом материале, в любой роли – информации, аргумента или иллюстрации – цифра должна быть точной. Точной должна быть и цитата, и географическое название. Стремление к точности – главная задача редактора в работе над фактическим материалом.
Особое внимание редактор уделяет фактам истории. Так, если издание сообщает, что Великая Отечественная война началась 21-го июня 1941 года, а не 22-го, как это было на самом деле, у читателя не только пропадает желание читать этот материал, но и утрачивается доверие к изданию в целом.
Много внимания фактическому материалу приходится уделять редактору в работе с техническими и специальными текстами. Важно знать точное значение терминов, следить за уместностью их использования.
Со временем редактор овладевает методикой профессиональной работы с фактами, которая включает умение быстро и точно найти нужную справку, проверить любые данные. Для этого нужно знание широкого круга справочных пособий и умение ориентироваться в них. Необходимо овладеть приемами анализа текста.
Существует три вида проверки фактического материала: сличение с авторитетным источником, внутренняя проверка, официальное подтверждение. К авторитетным источникам относят статистические сборники, самые свежие справочники, Большую и Малую энциклопедии, общие энциклопедические словари и т.д. Для установления правильности фактов, связанных с трактовкой недавно принятых указов и постановлений обращаются к центральным газетам и документам центральных учреждений. Если нет гарантии в достоверности какого-либо малоизвестного фактического материала, то редактор требует от автора ссылки в рукописи на источник заимствования, а в случае опубликования важных экономических и других сведений, отсутствующих в официальных статистических сборниках, - официального разрешения на обнародование этих данных.
Проверка фактического материала обязательна при редактировании любой рукописи, а при работе над особо ответственными изданиями, как, например, энциклопедии и словари, фактический материал проверяется по нескольким источникам. При необходимости прибегают к консультациям авторитетных ученых.
Внутренняя проверка – это соотнесение фактов друг с другом в пределах одного литературного произведения. Классический пример: в начале произведения героя называют Петром Ивановичем, а в конце он превращается в Ивана Петровича.
Кроме проверки фактического материала, редактор занимается и его анализом. Редактор определяет:
- систематизирован материал или случаен;
- необходимы ли и достаточны ли приведенные факты, нет ли загромождающих рукопись лишних данных или нужны дополнительные факты;
- достаточно ли обоснованы и убедительны выводы, которые делает или подразумевает автор на основании приведенных фактов.
Особое место занимает работа над цитатами. Цитаты оправданы в тех случаях, когда:
- нужно подкрепление авторских утверждений и выводов;
- необходимо дать классическое определение или положение;
- необходим критический разбор литературных или научных произведений;
- цитата служит эпиграфом.
Редактор определяет, нужна ли в тексте цитата или она может быть без ущерба снята. Далее он проверяет правильность приведения цитаты.
Иногда в авторском произведении редактор обнаруживает много раскавыченных цитат, т. е. чужих мыслей и фраз, приведенных без указания на источник заимствования. Это плагиат – осужденное законом присвоение чужого литературного труда. Наличие плагиата – достаточно веская причина для отклонения рукописи.
Одна из главных заповедей редактора: все факты, вызывающие хотя бы малейшие сомнения, должны тщательно проверяться.
- Введение предмет, цели, структура и задачи дисциплины
- Литература
- Глава I теоретические и методологические основы редактирования
- Знаки корректуры
- Работа редактора над фактическим материалом
- Редактирование таблиц
- Редактирование иллюстраций
- Работа над композицией рукописи
- Редактирование заголовков
- Глава 2. Общее понятие о редакторском анализе и критериях редакторской оценки
- Логические основы редактирования
- Устранение смысловых ошибок
- Глава 3.Зарождение рукописной книги в россии
- Глава 4. Начало издательского дела и редактирования в россии
- Глава 5. Редакционно-издательское дело в россии XVIII века
- Вклад м. В. Ломоносова в развитие редактирования
- Указ 1783 г. «о вольных типографиях»
- Глава 6. Развитие редакторской деятельности и издательского
- Глава 7. Формирование принципов редактированияв 40– 50 годах XIX века
- Опыт вольной русской типографии
- Глава 8. Редакторское мастерство в 60 – 80 годах XIX века
- Глава 9. Основные тенденции в редакторской практике в последней четверти XIX века
- Глава 10. Особенности развития редакторской школы в начале XX века
- Глава 11. Редакторский опыт и его специфика в советский период
- Глава 12. Вклад ученых в развитие редакторского мастерства
- Глава 13. Редактор и современный издательский процесс
- Глава 14. Проблема типологии изданий и ее значение для теории и практики редактирования